Архитектура больших пространств
Кевин Рош и Джон Динкелу в 1963- 1968 гг. строят здание фонда Форда в Нью-Йорке. Офисы фонда расположены в узких корпусах по двум смежным сторонам прямоугольного участка. Остальная часть здания представляет собой устремленное вверх огромное пространство холла-оранжереи. С двух других сторон пустоту обрамляют стеклянные стены. Холл служит зимним садом. В него раскрываются стеклянными стенами и конторские помещения, расположенные на 12-ти этажах. Авторы фонда Форда считали, что роль атриума — в создании единства между работающими в здании людьми и возможности видеть друг друга. В качестве контраста к общей техницистской концепции в интерьерах офисов фонда Форда использовались только натуральные материалы: золотистые ковры из пуэрториканской шерсти, паркет, стенные ковры из шелка, льняные ткани обивки стен, мебель из красного дерева. Во внутреннем саду атриума с сохраненным естественным уклоном участка были посажены 37 деревьев (акации, магнолии, эвкалипты), сотни кустов, зеленых растений и цветов, устроен бассейн. Красоты зимнего сада фонда Форда видны прохожим с улицы.
Джон Портмен в своих постройках придерживается принципа пространственной зрелищности интерьеров. Он создает огромные масштабы атриумных пространств. В зданиях движутся стеклянные лифты, внутри него расположены целые скверы и площади. Постройки Портмена напоминают города в миниатюре.
Гостиница «Ридженси Хаят» в Сан-Франциско (1974) имеет 20 этажей галерей, ведущих в номера, расположенных вокруг огромного атриума в форме прямоугольного треугольника. В нижнем уровне площади в качестве декоративного элемента установлена огромная сквозная шарообразная абстрактная скульптура из анодированного алюминия.
К произведениям «архитектуры больших пространств» Дж. Портмена относятся также торговый центр в Атланте (1960-1992), гостиница Ренессанс-центр в Детройте (1973 — 1988), гостиница Мариотт в Атланте (1982-1985), гостиница Риджент в Сингапуре (1980-1982).
Как правило, любое сверхздание скомпоновано либо в виде атриума, либо в виде молла. Атриум — это вертикальное пространство внутреннего застекленного двора. Молл. — это линейный атриум, похожий на крытую улицу.
В Англии к «архитектуре больших пространств» можно отнести здание исторического факультета Кембриджского университета, построенное Дж. Стерлингом и Д. Гоуэном в 1964- 1967 гг.
Корпус здания имеет Г-образный план. Внутренний угол здания имеет наклонное веерное стеклянное покрытие, позволяющее максимально осветить огромный атриум, в котором расположен читальный зал. Обращает на себя внимание экспрессивный характер членений стеклянной кровли.
Современное крыло королевской галереи Онтарио в Торонто (арх. Д. Либескинд).
Мост Женщины, Аргентина.
Центр обработки данных MIT
Деконструктиви́зм — направление в современнойархитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философаЖака Деррида. Другим источником вдохновения деконструктивистов является ранний советскийконструктивизм 1920-х гг. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивныеформы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.
В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг. (работы Питера Айзенмана и Даниэля Либескинда). Теоретической подоплёкой движения стали рассуждения Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя. Дальнейшее развитие они получили в периодических изданиях Рема Колхаса. Манифестами деконструктивизма считаются пожарная часть «Витра» Захи Хадид (1993) и музей Гуггенхеймав Бильбао Фрэнка Гери (1997).
Примеры
· Танцующий дом
· Кривой домик (Сопот)
· Новая таможня (Дюссельдорф)
Фрэнк Гери
Заха Хадид
Заха Хадид
Заха Хадид
Заха Хадид