Социальное значение высшего «я»

Ваше пробужденное «я» является не только творцом сце­нического образа, но и зрителем. Находясь одновременно по обе стороны рампы, оно следит за переживаниями зрите­ля, разделяя с ним его восторги, волнения и разочарования. Больше того: оно обладает способностью предвидеть реак­цию зрителя на то, что произойдет на сцене в следующий момент. Оно знает наперед, что удовлетворит зрителя, что разочарует его, что воспламенит или оставит его холодным. Для актера с пробужденным «я», с развитой творческой ин­дивидуальностью, зрительный зал является живым связую­щим звеном между ним и художественными запросами со­временного зрителя. Благодаря этой особенности своей твор­ческой индивидуальности актер становится способным отличать истинные нужды современного ему общества от требований дурного вкуса толпы. Прислушиваясь к голосу, доходящему к нему из зрительного зала, он постепенно на­учается чувствовать себя участником социальной жизни и соответственно этому давать направление своей профессио­нальной работе.

Путем соответствующих упражнений вы можете помочь пробуждению социального чувства вашей творческой индиви­дуальности.

Представьте себе, что вы смотрите спектакль из зритель­ного зала. Пьеса, которую разыгрывают перед вами, должна быть хорошо знакома вам. Зрительный зал наполнен публи­кой, пришедшей с улицы. Это — публика сегодняшнего дня. Сидя вместе с ней в зале, вы наблюдаете в вашем воображе­нии ее реакцию на то, что происходит на сцене. Вы старае­тесь понять, что удовлетворяет зту публику с улицы, что ос­тавляет ее равнодушной, что кажется ей правдивым, что — фальшивым как в игре актеров, так и в самой пьесе. Поставьте перед собой ряд конкретных вопросов и поста­райтесь ответить на них на основании того, что вы пережива­ете вместе с публикой: зачем нужна эта пьеса в наше время?

Стр. 167

Какую общественную миссию она выполняет? Что извлечет эта публика из этой пьесы? Какие мысли, чувства и желания может такая пьеса и такая игра актеров возбудить в совре­менной публике? Сделает ли эта пьеса и этот спектакль со­временного зрителя более чутким и восприимчивым к собы­тиям современной жизни? Вызовут ли они в душе зрителя моральные чувства, или воздействие их ограничится только удовольствием?

Может быть, спектакль возбудит только низшие чувства зрителя? Какого качества юмор пробудит он в его душе?

Попробуйте теперь, все еще оставаясь в зрительном зале, но уже как режиссер, внести некоторые изменения в трактов­ку пьесы, ролей и в игру актеров, ища лучшего воздействия на вашу воображаемую публику.

Затем постарайтесь проследить, как покинет публика те­атр после окончания спектакля. Что ценного унесет она с собой? Изменится ли отчасти ее взгляд на жизнь? Будет ли впечатление от спектакля отрицательным или положитель­ным? И т.д.

Перейдите к следующей, более тонкой форме того же уп­ражнения. Представьте себе тот же спектакль перед зритель­ным залом, наполненным специальной публикой: профессора­ми университета, учителями или студентами, рабочими, акте­рами, докторами или политическими деятелями и дипломатами, представителями провинции или обитателями столицы, ком­мерсантами или крестьянами, иностранцами, принадлежащи­ми к различным странам, классам и профессиям, понимающи­ми или не понимающими язык, на котором говорят актеры на сцене; наполните зрительный зал детьми и т.д., и т.п. Поста­райтесь угадать реакцию и этой специфически подобранной публики.

Такие упражнения помимо удовлетворения, которое они могут дать вам, разовьют в нас постепенно новый орган для восприятия социальной жизни, и этот орган будет частью слож­ного духовного организма вашего высшего «я», вашей

Стр. 168

творческой индивидуальности, поскольку она проявляется в вашей профессии.

ИМПРОВИЗАЦИЯ

Усвоить психологию импровизирующего актера — значит найти себя как художника.

Все, что в игре актера принимает застывшую, неподвиж­ную форму, уводит его от самой сущности его профессии — импровизации.

Импровизирующий актер пользуется темой, текстом, ха­рактером действующего лица, данными ему автором, как пред­логом для свободного проявления своей творческой индиви­дуальности. Его психология существенно отличается от психо­логии актера, не способного к импровизации на сцене. В то время как последний педантически держится за найденные им однажды удачные приемы игры, за ремарки автора, стремится к точному повторению указанных ему мизансцен и полагает главной своей задачей произнесение текста, данного ему ав­тором, импровизирующий актер чувствует себя гораздо неза­висимее. Сколько бы раз он ни исполнял одну и ту же роль, он всегда находит новые нюансы для своей игры в каждый момент своего пребывания на сцене.

Путем соответствующих упражнений вы можете усвоить себе психологию и технику актера-импровизатора.

Наметьте исходный и заключительный моменты для своей импровизации. Они должны быть точны и просты. Например: в начале вы быстро встаете с места и твердо произносите «Да!». В конце вы безвольно опускаетесь на стул и говорите «Нет!». Всю среднюю часть, весь переход от исходного момента к заключительному вы импровизируете. Не придумывайте зара­нее оправданий вашим действиям, не берите никакой опреде­ленной темы, но, отдавшись впечатлению от вашего же соб­ственного движения и слова (исходный момент), свободно, с доверием к себе начните играть то, что подскажет вам ваше

Стр. 169

подсознание. Пусть каждый последующий момент будет пси­хологическим следствием предыдущего. Так, не имея заранее намеченной темы, вы продолжаете импровизировать, продви­гаясь от начала к намеченному вами концу. Все, что вы дела­ете при этом, приходит целиком из области вашего творческо­го подсознания и является неожиданностью для вас самого. Это чистая форма импровизации. В эту минуту вы — актер в настоящем смысле этого слова. Импровизируя таким обра­зом, вы проходите целую гамму разнообразных чувств, на­строений и волевых импульсов. Вы знакомитесь с богатствами вашей собственной актерской души, о которых вы, возможно, не подозревали раньше. Ваше воображение пробуждается, и вы, может быть, создаете неожиданный и новый для вас об­раз. Вы чувствуете, как освобождается в вас истинный худож­ник: актер-импровизатор.

Но вы не блуждаете бесцельно; вами руководит заключи­тельный момент импровизации.

Он направляет вашу игру, не связывая ни ваших действий, ни вашей фантазии. Вы импровизируете свободно, но не бес­цельно.

Упражняйтесь таким образом до тех пор, пока ваша душа не разовьет полного доверия к самой себе. Пока вам не ста­нет чуждой мысль: «Что же я буду делать без темы и слов, данных мне автором?» При импровизации ваше творческое подсознание (не рассудок) заменяет вам автора.

Затем перейдите к упражнению, где вы кроме заранее намеченных начала и конца берете еще и определенную ос­нову для вашей импровизации. Такой основой могут быть, например: легкость, форма, красота («эстетическая совесть»), завершенность, атмосфера, психологический жест, характер­ность (воображаемые тело и центр), излучение и т.п. Даже определенный род движений может быть основой для вашей импровизации, например: формирующие, плавные, реющие или излучающие движения. Не берите вначале больше одной основы.

Стр. 170

Для групповых импровизаций принцип построения и прове­дения их остается тем же самым. Различие заключается толь­ко в том, что каждый из импровизирующих считается с игрой своих партнеров (реагируя на нее не рассудочно, но так же непосредственно, как на свою собственную игру при индиви­дуальной импровизации). Начальный и исходный моменты при групповых упражнениях должны сохранять такую же просто­ту, как и при индивидуальных. Например: начало — автор читает собравшимся у него коллегам свое новое произведе­ние. Конец — все расходятся, прощаясь друг с другом и с автором. Или: начало — ночь, полустанок железной дороги. Скучающие пассажиры ждут прибытия поезда. Конец — зво­нок возвещает приближение поезда. Успевшие перезнакомиться путешественники, спешно собрав свой багаж, направляются к выходу, ведущему на перрон, и т.п.

Не усложняйте ничем ваших упражнений. Чем они проще, тем скорее и вернее они приведут вас к цели.

Способность импровизировать слова не есть актерская спо­собность, и не следует отвлекать свое внимание подыскивани­ем наилучших слов. Смысл упражнения не пострадает от не­удачно подобранных фраз и выражений.

Слишком длинные импровизации могут вызвать ненужные, затемняющие смысл упражнения затруднения, как, например: рассудочное увлечение счастливо возникшим диалогом, одно­стороннее развитие внезапно осознанной темы, доминирова­ние одного участника над другими и т.п. Нежелательные явле­ния подобного рода почти отсутствуют в коротких импровиза­циях.

Наши рекомендации