В мастерской п. п. бажова
Цели: развивать самостоятельность мышления, умение отстаивать свою точку зрения, совершенствовать коммуникативные навыки.
Форма урока: игра «Умники и умницы».
Оборудование: портрет писателя; три флажка (красный, желтый, зеленый); три «дорожки» (расчерченные по 12 клеток полосы бумаги); три ордена (красный, желтый, зеленый); таблица «Ареопаг – совет знати»; три толковых словаря (Швецова, Ожегов); карточки с названиями произведений Бажова; портреты писателей.
Рекомендации по организации
Перед уроком проводится предварительная работа. назначаются индивидуальные консультации для групп учащихся.
В ходе этапов урока, команда, ответившая на вопрос первой, продвигается на три клетки (переставляет флажок), второй – на две, третьей – на одну клетку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Подготовили его сами ребята. Посвящен он творчеству Павла Петровича Бажова.
II. Вводная часть.
– У меня в руках карточки со словами (учитель читает слова и по одной выставляет карточки на доску):
огневушка
колодец
шкатулка
горы
поскакушка
медной
змейка
малахитовая
хозяйка
голубая
синюшкин
– Что мы можем сделать с этими словами? (Составить из них названия произведений П. П. Бажова.)
Ученики по одному выходят к доске, составляют названия произведений:
«Огневушка-поскакушка»;
«Синюшкин колодец»;
«Малахитовая шкатулка»;
«Медной горы хозяйка»;
«Голубая змейка».
– Вы заранее были разбиты на группы, и каждая группа выбрала себе произведение для работы.
Представьте, пожалуйста, нам свои произведения.
К доске выходят представители от каждой группы или вся группа учащихся.
Приблизительные варианты представления:
– Мы выбрали для работы произведение «Серебряное копытце», так как хорошо с ним знакомы.
Сказка написана увлекательным языком. Она учит нас жить дружно, весело, заботиться о близких, верить в чудо...
– «Голубая змейка» нам понравилась потому, что в этом произведении правда переплетается с вымыслом. Этот сказ было очень интересно читать. Им Бажов хотел сказать нам: «Люди, не будьте жадными, цените дружбу».
– «Синюшкин колодец» – интересное произведение. Его герой проходит через невероятные приключения. Сказ показывает нам, что надо быть честным, упорным и добрым и т. д.
III. Введение в тему.
– Все произведения П. П. Бажова интересны и поучительны. Но сегодня мы остановимся на тех, которые вы выбрали. Я приготовила для вас сюрприз. Наш урок пройдет в виде игры «Умники и умницы».
Для этого нам необходимо выбрать ареопаг – совет знати.
На заранее приготовленные столы выставляется табличка.
– Какие будут предложения? (Пусть ареопагом будут гости, присутствующие на уроке.)
Учитель. Позвольте мне быть ведущей.
– Уважаемый ареопаг, попрошу занять места. Ваша задача – внимательно следить за игрой и на специальных орденах отмечать баллами ее ход.
IV. Проведение игры.
Отборочный тур
– А теперь каждая команда должна выбрать свою дорожку (красную, желтую или зеленую).
Группа, которая быстро и точно отвечает на вопросы, выбирает свою дорожку.
Та команда, которая первой ответила на вопрос, выбирает дорожку, второй – следующую, третьей команде достается оставшаяся дорожка.
Приблизительные вопросы и задания.
џ На доске 4 портрета. Найти заданный.
џ Что такое олицетворение?
џ Дайте определение сказу.
џ Назовите русских поэтов, погибших на дуэли.
џ Что такое псевдоним?
џ Гайдар, Чуковский, Житков, Горький. Назовите настоящую фамилию. И т. п.
– Отборочный тур закончен. Игроки заняли свои места. Уважаемый ареопаг сделал необходимые пометки. Впереди у нас четыре этапа игры. Какая же из команд окажется самой умной?
Биографический этап
На этом этапе выяснится, какая команда больше знает о жизни Павла Петровича Бажова.
џ Сколько лет было Бажову, когда опубликовали его первый рас-сказ? (57 лет.)
џ Как назывался первый рассказ Бажова? («Дорогое имечко».)
џ Какое учебное заведение окончил Павел Петрович? (Духовную семинарию.)
џ Кто оказал большое влияние на развитие личности Бажова и привил ему любовь к родному языку и литературе? (Учитель словесности.)
џ В какой войне участвовал П. П. Бажов? (В гражданской.)
џ Кем работал писатель? (Учителем. Журналистом.)
По результатам своих ответов команды продвигают свои флажки по «дорожкам».
– Уважаемый ареопаг подводит итоги этого этапа и продолжает следить за продвижением команд в следующем этапе.
Словарный этап
– Все, кто знакомился с творчеством П. П. Бажова, знают, что в своих произведениях он употребляет много устаревших и диалектных слов и выражений. Чтобы почувствовать всю прелесть творчества писателя, надо понимать их лексическое значение. Кто догадался, как будет называться наш следующий этап? (Словарный.)
– Что нам понадобится для этого этапа? (Чтобы выяснить лексическое значение слов, нам понадобится толковый словарь.)
Каждая команда из своего произведения выбрала по три-четыре слова и попросила своих соперников объяснить их лексическое значение. По мере необходимости можно пользоваться словарем.
Та команда, которая первой объяснит значение слов, продвигается дальше.
незазорно
тенётка
оплошка
лестно
шатало
артель
балаган
голбец
попрекнуть
горюн
приказчик
Викторина
– На этом этапе ареопаг выяснит, насколько хорошо вы знаете произведения Бажова.
Вопросы:
џ Каким волшебным даром обладал козел из произведения «Серебряное копытце»?
џ Какая героиня показывалась перед людьми то в образе старухи, то девчонки?
џ На залежи какого полезного ископаемого указывала людям Огневушка-поскакушка?
џ В кого превращалась хозяйка Медной горы?
џ Какое наследство оставила бабушка своему внуку Илейке?
џ Почему люди опасались голубой змейки?
џ Какого цвета платье носила хозяйка Медной горы? Почему?
џ За что Синюшка наказала Косорылко?
џ Как звали мастера, задумавшего сделать прекрасный каменный цветок?
Члены ареопага могут задать дополнительные вопросы.
Например:
1. почему голубая змейка наградила мальчиков?
2. Как вы думаете, для чего Кокованя хотел увидеть Серебряное копытце?
3. Как Синюшка проверяла людей, приходивших к ней за богатством? Для чего?
Артистический этап
– Домашним заданием для каждой команды было: подготовить выразительное чтение по ролям понравившегося отрывка из своего произведения. задача ареопага оценить работу команд по следующим критериям:
1. Правильность чтения.
2. Верный выбор темпа чтения.
3. Громкость чтения.
4. Эмоциональная окраска.
V. Итог урока.
– Это был последний этап нашей игры. Какие этапы были для вас самыми интересными? Самыми трудными? Почему?
– Работу каких ребят вам особенно хочется отметить?
– А сейчас слово представляется нашему уважаемому ареопагу.
Награждение.