Стиль, стилистика и стилизация
Каким является язык как средство общения в театрализованном действе? Сценарист, как правило, использует высшую форму родного языка, а именно язык литературный – обработанную часть общенационального языка, обладающую письменно закрепленными нормами. Литературный язык – это язык газет и журналов, документов и художественной литературы, театра, радио, телевидения и т.п.
Литературный язык функционирует в двух формах: письменной и устной. В сценарии театрализованного действа используется письменная форма, в его сценическом воплощении – форма устная.
В зависимости от целей использования и сферы применения современный русский литературный язык имеет ряд стилевых особенностей. Стиль есть совокупность средств и приемов художественной выразительности, обусловленных той или иной эпохой, определенным направлением в искусстве, школой, течением, социумом или художественной индивидуальностью автора. Каждому литератору присущ свой особый стиль, служащий словесной одеждой мыслей автора.
Есть стили, которые лучше отнести к стилистике. Стилистика может быть деловой, научной, публицистической. Особое место занимает стилистика художественная в ее прозаической, поэтической и драматургической формах.
Основная функция деловой стилистики – сообщение, информация: административная, юридическая, дипломатическая и т.п. Это – законы, договоры, уставы, протоколы и пр. Деловая стилистика может иметь место в сценарии театрализованного действа, часто в ироническом и юмористическом виде.
Научная стилистика – это информация о разнообразных явлениях окружающего нас мира, анализ этих явлений. Научная стилистика достаточно редко используется при написании сценария театрализованного действа.
Публицистическая стилистика сочетает в себе две функции: информативную и чувственную. Другими словами, читатель, а значит, и слушатель, должен не только осознать информацию, но и прочувствовать ее, тем самым быть привлеченным к поддержке той позиции, которую занимает автор. Подобная стилистика часто находит достойное место в сценарии театрализованного действа.
И, наконец, художественная стилистика воздействует на чувства и мысли человека посредством создания художественных образов во всей сложности и противоречивости картин человеческой жизни.
Отметим, что между разными стилистиками существует взаимодействие и взаимопроникновение. Отдельные художественные образные средства вполне могут быть использованы в публицистическом очерке, в научной статье, в деловом докладе.
Для сценария театрализованного действа больше характерна разговорная художественная стилистика, поскольку диалоги и монологи сценария должны быть озвучены исполнителями, напрямую общающимися между собой или с публикой. Разговорная стилистика отличается непринужденностью, наличием междометий, восклицательных местоимений и наречий, неполных предложений, восклицательных и вопросительных форм предложений.
В последнее время широкое распространение среди молодежи получила стилистика поп-культуры с широким заимствованием иностранных слов в русской транскрипции («на этом сейшене мы так оттяжно поджемовали»). Явление достаточно уродливое, но, увы, давшее махровые всходы на ниве русской словесности. Серьезно относиться к этому нельзя, но, употребляя подобное арго в контексте театрализованного действа чисто саркастически, можно достичь немалого эффекта в негативном отношении публики к подобному лексическому недоразумению.
Разговорная стилистика присуща фольклорным и народным литературным формам, исключая эпос.
Что касается стилизации, то это есть намеренное воспроизведение особенностей стиля другой эпохи, литературного течения, творческой манеры другого художника, социального слоя либо подражание этим особенностям. Стилизация - основа пародии, утрирующей чужую художественную манеру. Примером стилизации с использованием стилей авторов литературных произведений может служить приведенный ниже сценарий.
«СВЯТОЕ СЛОВО»
Литературный сценарий праздника славянской письменности
(Театрализованное представление)
Театрализованное представление проводится на открытой площадке парка или городского сада
Зачин
Действуют: | Зазывалы, Витязи, Красные девицы, Добрые молодцы, Музыканты. |
Звучит музыка в исполнении ансамбля русских народных инструментов
Зазывалы: | – Уж вы гой еси, люди добрые! Чада местные и приезжие! – Нынче день у нас достопамятный, праздник радостный да нечаянный. – Ибо знать свою суть славянскую мы до сей поры не сподобились. – Ну да бог простит непутевых нас, умудрит, небось, щедрой памятью – о корнях живых, коим тыща лет, что питали Русь православную, – что крепили дух предков праведных и, бог даст, спасут чад сегодняшних! | |
Музыка | ||
Зазывалы: | – Поспешайте к нам – не обманетесь! | |
– Припасли для вас мы отменную череду утех добродетельных! – Будем слово речь благородное! – Будем славу петь бескорыстную! – Будем тешить вас да одаривать знатным зрелищем, добрым знанием! – Всяк, и стар и млад, обретет у нас для ума – игру благодатную, – для души – настрой упоительный, – а для тела – бодрость блаженную! | ||
Музыка | ||
Витязи: | – Бысть от века и до века на Руси святое слово! – Как отечество родное, аще как зеницу ока, – уберечь его от срама и от ворога лихого – – наша вечная забота, долг мужей и жен российских! – Ныне пуще, чем когда-то, нашу письменность обрящем, – защитим ее во поле неусыпного сраженья меж добром и злом – навеки! | |
Музыка | ||
Зазывалы: | – Поспешай, честной народ, брать невежество в оборот! – Пусть родимый язык звенит, что злато, ибо слово премного острей булата! – С булавой присловья да с копьем словца будем стоять – до конца! – Ибо что о погибели ни голоси – есть еще витязи на Руси! | |
Музыка | ||
Красные девицы: – Во садах ли в огородах девицы гуляют. | ||
Добрые молодцы:– Во полях да на проселках парни веселятся. | ||
Красные девицы:– Эй вы, парни!! Иль не любы нынче вам девчата? | ||
Добрые молодцы:– Эй вы, девки! Иль не милы нынче вам ребята? | ||
Красные девицы:– Нынче вы нам, парни, милы, да уста безгласны. | ||
Добрые молодцы:– Нынче вы нам, девки, любы. Слов сыскать не можем. | ||
Красные девицы:– Аль забыли, как бывало на Руси умели говорить красно и ладно деды-златоусты? | ||
Добрые молодцы:– Аль забыли, как от века на Руси великой сердце сердцу отзывалось речью родниковой? | ||
Красные девицы:– Аль кириллицей славянской брезгуете ноне? | ||
Добрые молодцы:– Али звук великорусский не возлюблен вами? | ||
Красные девицы:– Гей! Закружим хороводы! За руки возьмемся! | ||
Добрые молодцы:– Во святое детства слова вместе возвернемся! | ||
Музыка | ||
Красные девицы:– Эй, добрые молодцы! | ||
Добрые молодцы:– Эй, красные девицы! | ||
Красные девицы:– Мимо пройдете – у себя украдете! | ||
Добрые молодцы:– К нам на праздник поспешите! Себя удовольствия не лишите! | ||
Красные девицы: –Приглашаем! От вас не убудет! Вам же немалая польза будет! | ||
Зазывалы:А посему возвещаем громко! | ||
Витязи:Пусть сегодня на радость людям! | ||
Красные девицы:Грянет светлое воскресение! | ||
Добрые молодцы:Праздник письменности славянской! | ||
Музыка | ||
Путь слова
Действуют: | Ведущие, Монахи, Воины, Просветители, Поэты, Современники. | |||||
Ведущие: | - Братия! - Судари и сударыни! - Друзья! Современники! - Как вы уже поняли из зачина, прозвучавшего как молот о наковальню, знатная и веская есть причина нашему празднеству и ликованью! | |||||
- Может быть, впервые за многие лета, забыв о вождях, возжелавших крови, мы славим рожденье добра и света, издревле отлитых в славянском слове! | ||||||
- Слово представителю славянского культурного центра ... | ||||||
Звучит короткое выступление официального лица | ||||||
Ведущие: | - В веках, сопрягая и плуг и стремя, изустно и письменно Русь жива. | |||||
- Сегодня мы вызываем время в свидетели нашего торжества! | ||||||
Бой колоколов. Звучит ектенья | ||||||
Монахи: | - Вначале было Слово. - И Слово было у Бога. - И Слово было Бог! - Светильник телу есть око. - Аще око твое чисто будет, все тело твое светло будет. - Аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет. - Аще бо свет, иже в тебе, тма есть, то тма кольми... (Евангелие от Иоанна, Евангелие от Матфея) - Доколе тьму оком пить? Доколе народу безъязыку быть? - Не токмо истину речь, но по-славянски писанной зрить - вот надобность великая, забота божия и человеческая... - Да будет так! - Вот он, дар святых и равноапостольных Кирилла и Мефодия народу русскому, вере православной! | |||||
Монахи разворачивают свиток с начертанной на нем кириллицей, Свиток явится своеобразной эстафетой, передаваемой из века в век | ||||||
Ведущие: | - Божественный свет воссиял во мгле благой и нетленной вовеки вестью! - Братья по крови и по земле, примите его и несите с честью! | |||||
Монахи передают свиток Воинам. Музыка | ||||||
Воины: - Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который скрепил ум волею своею и построил сердце свое мужеством, исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю половецкую за землю русскую... (Слово о полку Игореве) - Здоровы будьте, князья и дружина! Истинно! - Примите, братья, жемчужину слова благолепного о полку Игоревом от певца безвестного, но великого в помыслах своих и писаниях чудных! | ||||||
Ведущие: | - Божественный светоч горит во мгле благой и нетленной вовеки вестью! - Братья по духу и по земле, примите его и несите с честью! | |||||
Воины передают свиток Просветителям. Музыка | ||||||
Просветители: - В древние времена, когда славянский народ не знал употребления письменно изображать свои мысли, тогда и язык его не мог изобиловать таким множеством речений и выражений разума, как ныне читаем. - Сие богатство приобретено купно с христианским законом, когда церковные книги переведены с греческого языка на славянский для славословия божия. - С тем и славные сыновья российские новую литературу русскую умножают достойно и не затмится слава их и пребудет в руках потомков наших вечно! (М. Ломоносов) Музыка | ||||||
Ведущие: | - Божественный светоч живет во мгле благой и нетленной вовеки вестью! - Братья по крови и по земле, примите его и несите с честью! | |||||
Просветители передают свиток Поэтам. Музыка | ||||||
Поэты: | - И внял я неба содроганье, и горний ангелов полет, и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье... - И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей!» (А. Пушкин) | |||||
Музыка | ||||||
Ведущие: | - Божественный светоч, сияй во мгле благой и нетленной вовеки вестью! - Братья по славе и по земле, примите его и несите с честью! | |||||
Поэты передают свиток Хранителям. Музыка | ||||||
Хранители: | - Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне. - Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет. - Не страшно под пулями мертвыми лечь, не горько остаться без крова, - и мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово! - Свободным и чистым тебя пронесем, и внукам дадим, и от плена спасем! Навеки! (А. Ахматова) | |||||
Музыка | ||||||
Ведущие: | - Божественный светоч не меркнет во мгле благой и нетленной вовеки вестью! - Братья по слову и по земле, примите его и несите с честью! | |||||
Хранители передают свиток Современникам. Музыка | ||||||
Современники: | - Взбодрим опавшие бока прогорклым перегоном. Пополним кузов языка божественным жаргоном. - Возьмем на коромысло плеч и узаконим даром насквозь прохваченную речь золой и скипидаром. - Проймем до бренного ребра свирепого пророка. И нынче худом без добра не обернется склока. - Одни ударятся в раскол, другие – встрянут в стремя... Ан глядь: и поглотил глагол отпущенное время! | |||||
Музыка. На площадке – все исполнители | ||||||
Все(вместе): | - Божественный свет не погаснет во мгле благой и нетленной вовеки вестью! Братья по воле и по земле, примите его и несите с честью! | |||||
Ведущие: | - Быть может, впервые за многие лета, забыв о вождях, возжелавших крови, мы славим рожденье добра и света, мы славим великий завет любови, издревле отлитый в славянском слове! - Поздравляем с праздником! - Со славным Днем славянской письменности! - Да будет он славной традицией нашей! - Да принесет он нам надежду на высокое возрождение духа народного и души человеческой! | |||||
Музыка | ||||||
Вопросы для самопроверки
1. Что такое литературный язык?
2. Что такое стиль?
3. Что такое стилистика?
4. Какие виды стилистики существуют?
5. Что такое стилизация?