Стандарты красоты различных эпох

Содержание

Введение. 2

1. День красоты.. 3

2. Стандарты красоты различных эпох. 6

Заключение. 12

Литература. 13

Введение

Красота – ценное содержимое человеческой натуры. Но красота очень многогранна, так же как и многогранен человек, отсюда следует, что идеал красоты в разные эпохи и у разных народов был очень разным, а порой даже совершенно противоположным.

Объектом является понимание красоты.

Предметом - понимание красоты в различных культурах и культурных эпохах.

Целью данной контрольной работы является анализ понимания красоты в различных культурах и культурных эпохах.

Задачи:

- рассмотреть стандарты красоты различных эпох;

- сделать выводы.

День красоты

Считают, что первый описанный День красоты состоялся во время так называемого суда Париса. Именно Парис должен был вручить приз – яблоко – наипрелестнейшей из женщин-богинь. А выбрать было непросто, ведь в конкурсе принимали участие такие ослепительные представительницы слабого пола, как Гера, Афина, Афродита. Побеждает последняя, ей и достается яблоко, а она обещает Парису любовь земной женщины, которая не уступала бы по красоте ей самой. К чему привело подобное обещание – все знают: Парис получает Елену, а мир погружается в хаос многолетней Троянской войны[1]. Так что, можно сказать, первый День красоты принес человечеству так мало хорошего, за исключением общей идеи проведения соревнования и праздника среди прекрасных женщин и девушек. И до сегодняшних дней практически любая из них мечтает о подобном признании и воображаемом яблоке – как символе самой прекрасной из всех.

С тех пор День красоты и состязания, связанные с ним, проводились и проводятся во многих странах мира. Приурочивались эти дни в основном к другим, более всеобъемлющим празднествам (к примеру, Дионисиям), а оценивающим человеческим фактором выступали, безусловно, мужчины как истинные и стойкие ценители прекрасного. Но в разные эпохи и в разных государствах критерии самой красоты довольно существенно отличались друг от друга. Так, древняя (не в смысле своего возраста) гречанка, к примеру, должна была предстать на суд загорелой, легкой и подвижной, в ее арсенал обольщения должны были входить умение танцевать под музыку и исполнять популярные песнопения. В Риме, таком же древнем, напротив, очень ценилось женское спокойствие и белая кожа, спрятанная от солнечных лучей. Во времена всеобщей любви к пышнотелым (рубенсовским) красоткам облик претенденток оценивался по румяности и габаритности. А во времена Средневековья, к примеру, в почете была бледность и подчеркнутая скромность. И это понятно. Каждое время диктует свои образы женственности и красоты, и то, что ценится для современности, возможно, считалось бы, чуть ли не уродством в эпоху Древней Греции или Вавилона.

В нашем современном мире многие критерии диктуются модными дизайнерами и стилистами, косметологами и мастерами причесок. Изменились существенно и сами каноны красоты. Так на многих конкурсах, проводя День красоты, жюри учитывает не только совершенство тела, но и ума, и души. И, кажется, что в этом и есть современные представления о красоте.

Почему же этот праздник традиционно отмечают в сентябре? Еще в послевоенные годы, в 1946 г., косметологи и красотоведы разных стран решили объединиться во всемирную организацию, которая бы решала проблемы и ставила задачи по внедрению разработок косметологии. Так появился комитет СИДЕСКО, включающий в себя сегодня более 30-ти отделений по всему Земному шару. А в 1995 г. этой же организацией принято решение отмечать Всемирный День красоты 9 сентября (в РФ соответствующие условия созданы в 1999г.). С тех самых лет проведение конкурсов и празднование дней красоты вошло в обиход россиян, а успех русских красавиц на общемировом уровне трудно переоценить. Что до 9-го сентября, то именно в этот день (кроме красавиц) отмечают свой профессиональный праздник великое множество людей сферы услуг, работающих на благо нашей с вами внешности. Это парикмахеры и стилисты, визажисты и массажисты, пластические хирурги и работники ногтевого сервиса, тренеры фитнеса и дизайнеры человеческих тел – все они принимают поздравления с Днем красоты именно 9 сентября. Ну и, конечно же, обычно с этим днем поздравляют всех наших прекрасных женщин и девушек, которые так красивы[2].

Конечно же, ценить то прекрасное, что есть в человеке, и благоговейно к этому относиться нужно не один раз в году. Но 9 сентября – не только многочисленные поздравления с Днем красоты. Всемирная компания СИДЕСКО всячески чествует и поощряет лучших своих работников, устраивает профессиональные конкурсы, корпоративы в разных странах и по всему миру. День отмечен различными соревнованиями, на которых выбираются по современным критериям красавицы (и красавцы), а в жюри участвуют самые уважаемые люди – ценители красоты. Мисс мира и мисс офиса, мисс страны и мисс Планеты – все они избираются, безусловно, не в один день. Но получение некоторых титулов приурочено именно к 9 сентября. А множество салонов красоты в данный праздник организуют всяческие скидки и акции для своих постоянных клиентов. Так что есть возможность выиграть ценный приз или бесплатную серию процедур СПА-ухода, к примеру. И дорогостоящий презент станет дополнительным подарком в этот приятный для всех представительниц прекрасного пола день.

Стандарты красоты различных эпох

Один из известных парижских домов моды провел эксперимент, результаты которого оказались неожиданными. Статую Венеры Милосской в натуральную величину одели во все атрибуты, соответствующие наиновейшей моде. Один из лучших парижских парикмахеров сделал ей прическу, известная косметичка нанесла соответствующий грим. Словом, ничего не было забыто, но в целом это не выглядело красиво, хотя ни один критик не мог бы найти и чего-либо уродливого. Эксперимент не удался потому, что даже классический идеал красоты не является идеалом настоящего времени.

В каждую историческую эпоху мы находим характерный тип женской красоты, умело подчеркнутый определенными косметическими средствами, прической, костюмом и т.п.

3500 лет тому назад в Египте идеалом женской красоты была жена фараона Нефертити, худенькая женщина с фигурой мальчика. Глядя на ее тонкие брови, выразительные глаза, смелую и прелестную линию рта, мы чувствуем, что здесь природа и искусство работали вместе.

На туалетных столиках того времени можно было увидеть помады, специальные лопаточки для мазей, алебастровые пудреницы и краску для ногтей. Были там бритвы и щипчики для удаления волос на лице и теле. Египтянки стремились иметь гладкую, умащенную благовониями и маслами кожу, и поэтому безжалостно удаляли каждый лишний волосок.

В ту же эпоху в Индии и Китае также начали культивировать женскую красоту. Бальзамы, экстракты из растений, благовония, амбра, пижма, тубероза происходят из этих стран. Здесь появились тушь, лак для волос, лак для ногтей. Пахучее масло «Розы Шираза», розовая вода и миндальное молоко – изобретение персидских специалистов.

Косметическое искусство Египта, Персии, Греции и Рима сконцентрировалось и достигло своего наивысшего расцвета при императорском дворе Византии, где процветал культ красоты[3].

С упадком Рима эпоха воспевания красоты кончилась. В результате частых войн и переселений народов нарушилась торговля с Востоком, а в связи с этим прекратился и привоз благовоний из Аравии и Персии.

В государстве франков превратились в развалины бани и гимнастические залы, воздвигнутые в свое время римлянами. Отсталость в области культуры градостроительства, антисанитарные условия жизни; отсутствие водопровода, а вследствие этого невозможность регулярного пользования баней – вот, что характерно для городов раннего средневековья.

Когда в Европе началась чума, бани стали вообще закрываться. Употребление воды и мыла, пользование свежим воздухом и солнцем – основой настоящей косметики – сокращалось до минимума. Изменился взгляд на прекрасное. Готика была представлена женщинами с невысокой грудью, узкими бедрами, длинными ногами с небольшой ступней. Даже если взять идеальную в то время Еву, скульптура которой имеется во Дворце дожей в Венеции, как же она далека от современных представлений о красоте.

В эпоху Ренессанса идеалом женской красоты была женщина тучная. Чтобы представить ее себе, стоит только вспомнить полотна Рубенса или Венеру Лукаса Кранаха[4].

В тот период начался новый расцвет косметики. Дальнейшее возрождение ее продолжалось в эпоху рококо. Но оно было весьма своеобразным. Не часто употреблялись вода и мыло. Например, при дворе французского короля Людовика XIV лицо и руки лишь смачивали одеколоном. О короле было известно, что он моется только весной. Недостаток воды и мыла как королем, так и придворными возмещался огромным количеством духов, одеколона, пудры и помад.

Кроме того, в связи с эпидемией оспы, почти не было женщин, которые не имели бы каких-либо дефектов кожи на лице – в результате этого появились так называемые мушки. Сильно напудренное декольте открывало грудь, которая поддерживалась при помощи корсета. Волосы также посыпали огромным количеством пудры, так что они становилась совершенно белыми. Однако эти прекрасные прически были очень дорогими, так что дамы целыми неделями не причесывали и не чистили своих волос, не говоря уже о мытье. Все это создавало благоприятные, условия для распространения моли и всяких вредных насекомых. Нет ничего удивительного, что именно в тот период были изобретены элегантные приборы для почесывания головы и спины.

В XIX веке понятие о красоте приобретает своеобразные черты; приставные косы, шиньоны, турнюры, туго затянутые в корсет осиные талии, белое лицо, которое тщательно оберегают от солнечных лучей – все искусственное, ненатуральное считалось прекрасным. Однако постепенно воздух, свет и солнце снова становятся популярными благодаря спорту, который получает все большее распространение. В связи с новым развитием медицины наступает также расцвет науки о водолечении. Понемногу входит в жизнь спортивная мода. Загорелое лицо лыжницы, раньше вызывавшее ужас, становится примером. С изобретением автомобиля исчезают длинные вуали, зонтики и длинные юбки.

Естественность – вот характерная черта нового идеала красоты, которая является главной и в наше время.

Каждая женщина понимает, что недостаточно быть красивой, надо уметь сохранить эту красоту, подчеркнуть свои индивидуальные черты, оттенить достоинства и скрыть недостатки, чтобы благодаря систематическому уходу за собой дольше остаться молодой и привлекательной.

Перелистывая современные иллюстрированные журналы и рассматривая попадающиеся там фотографии кинозвезд, можно подумать, что эти красавицы представляют идеал красоты нашего времени. Но это не совсем правильно. Безусловно, многие подростки охотно копируют внешний вид любимой актрисы. Но те идеалы красоты, которые имеются, например, в Голливуде, не производят никакого впечатления в Мексике или в Латинской Америке. И среди массы красавиц только немногие могут быть причислены к международному идеалу красоты.

Возникает вопрос: можно ли измерять красоту сантиметрами?

Очень много говорится о пропорциях тела. Венера Милосская сейчас измерена с точностью до одного миллиметра. Но какое это имеет значение? Разве всем известные актрисы Грета Гарбо и Марлен Дитрих прославились классическими или современными идеальными формами? Было бы страшно, если бы настоящую красоту удалось нормализировать. Она является даром природы, который можно сохранить благодаря определенным стараниям.

Так что сантиметр и симметрия не много здесь сделают. Доказательством является тот факт, что естественная красота никогда не бывает симметричной. Красота тела – это красота движений.

Решающим фактором успеха на длительное время является не одна только внешняя привлекательность. Внутренние качества очень часто преобладают над внешними. Внешняя и внутренняя гармония, к которой должен стремиться каждый, – вот тайна успеха естественной человеческой красоты. Большое значение имеет личное обаяние человека. Красота проходит, а оно остается и с годами может даже возрастать, если забота о внешнем виде сочетается с работой над улучшением своего характера и развитием интеллекта.

Таким образом, идеал красоты в разные эпохи[5]:

1. Идеал красоты Древнего Египта

Высокая, грациозная, стройная женщина, близкая к современному пониманию идеала красоты. Тонкие черты лица с огромными миндалевидными глазами и полными губами. Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, в них капали сок из растения «сонная одурь».

2. Идеал красоты Древней Японии

В Японии женщины сильно белили кожу, замазывая все дефекты на лице и груди, лоб по краю роста волос обводили тушью, брови удаляли и вместо них рисовали короткие толстые черные черточки. Замужние женщины в феодальной Японии покрывали зубы черным лаком.

3. Идеал красоты Древней Греции

В Древней Греции сформировались канонические основы красоты. Идеальное тело имело мягкие и округлые формы. Эталоном красивого тела у греков стала скульптура Афродиты (Венеры). Так же, идеал красоты запечатлен во множестве других художественных произведений этой эпохи.

4. Идеал красоты эпохи Возрождения

В эпоху раннего Возрождения канонами красоты женщин Флоренции стали длинные шелковистые пряди белокурых волос и бледный цвет лица. Такие поэты, как Боккаччо, Данте, Петрарка и другие прославляли в своих произведениях белоснежную кожу. В ранг эталона возвели стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Для того, чтобы следовать этой моде, женщины, для удлинения овала лица, выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а так же брили затылки для того чтобы шея казалась более длинной. Леонардо да Винчи сформировал уникальную систему «золотого сечения», актуальную по сей день.

5. Идеал красоты в Новое время

Идеал женщины – удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот, ее олицетворением стала пресвятая дева Мария.

В Новое время была выведена формула красоты: Три белые – кожа, зубы, руки. Три черные – глаза, брови, ресницы. Три красные – губы, щеки, ногти. Три длинные – тело, волосы и руки. Три широкие – грудная клетка, лоб, расстояние между бровями. Три узкие – рот, плечо, ступня. Три тонкие – пальцы, волосы, губы. Три округлые – руки, торс, бедра. Три маленькие – груди, нос и ноги.

6. Идеал красоты в XIX веке

В XIX веке идеалом женской красоты считались бледные лица, «осиные талии», изнеженность и утонченность. В наши дни это мы называется – «аристократической красотой». Красивая женщина сравнивалась с породистой лошадью, у нее должно быть изящное тело, тонкие лодыжки. Но при этом, все натуральное и естественное считалось примитивным и грубым. Загар, крепкое, сильное тело – это были признаки низкого происхождения.

7. Идеал красоты в нашем веке

Идеальная женщина должна обладать чувством стиля и яркой индивидуальностью, грациозностью и эмоциональностью, умением адаптироваться к различным ситуациям и фотогеничностью. В наши дни молодость возведена в ранг идеала красоты, и вся индустрия красоты нацелена на продление периода юности.

Заключение

Во все эпохи были абсолютно разные эталоны идеальной красоты.

В разные культурные эпохи в понимании красоты немаловажную роль играли этнические особенности.

Для характеристики прекрасного употреблялись такие понятия как гармония, симметрия, пропорциональность, целесообразность. В античности Платон утверждал, что прекрасное это вечная, божественная идея, а Сократ отождествлял красоту и пользу. В эпоху Средневековья Ульрих Страсбургский видел единственный истинный свет в Боге, который не только совершенно прекрасен в себе самом как предел красоты, но кроме того, он есть причина действующая, причина-образец и причина конечная всей созданной красоты.

В наше время, сформировался особый эталон красивой женщины, благодаря различным конкурсам красоты. Претендентка должна обладать чувством стиля и яркой индивидуальностью, грациозностью и эмоциональностью, умением адаптироваться к различным ситуациям и фотогеничностью. На общемировых конкурсах красоты предпочтение отдается девушкам, имеющим параметры 90–60–90. Молодость возведена в ранг идеала красоты современного общества, и вся индустрия красоты нацелена на продление периода юности.

Литература

1. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Е.В. Попов. – Ростов-н/Д, 2011.

2. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 2010. – 322 с.

3. Гайденко П.П. Видение мира в науке и искусстве Ренессанса // Наука и культура. М., 2014. – 263 с.

4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ. Платон. М., 2014. – 635 с.

[1] Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Е.В. Попов. – Ростов-н/Д, 2011.

[2] Гайденко П.П. Видение мира в науке и искусстве Ренессанса // Наука и культура. М., 2014. – 263 с.

[3] Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 2010. – 322 с.

[4] Гайденко П.П. Видение мира в науке и искусстве Ренессанса // Наука и культура. М., 2014. – 263 с.

[5] Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 2010. – 322 с.

Наши рекомендации