Наука — это система (системность эстетических знаний)

Видный американский теоретик искусства Т. Манро в книге «За науку в эсте­тике» (Munro Th. Toward Science in Aesthetics. N.Y., 1956) протестует против эссеизма в науке. И действительно, наука — не набор истин, не кладовая фактов, не ломбард наблюдений, не арсенал идей и даже не коллекция законов. Наука — это подчиненная общественной практике система знаний.

Главные особенности научной системы:

Информативная насыщенность

1. Информативная насыщенность: научные суждения конкрет­но-всеобщи. Самолет летит, опираясь крыльями на воздух и преодоле­вая его сопротивление. Воздух науки—это факты, а ее крылья — мысль. Опереться на факты и преодолеть их, то есть сохранить в снятом виде —

только так достигаются конкретно-всеобщие суждения, противостоя­щие бескрылой эмпирике (простому описанию фактов) и пустым абст­ракциям.

Теоретичность

2. Теоретичность: обобщение и «снятие» конкретного материала. Г. Гадамер пишет: «Современная теория есть конструктивное средство, по­зволяющее нам обобщать опыт и создающее возможность овладения этим опытом... Одна теория отменяет другую и каждая изначально пре­тендует лишь на относительную значимость, а именно: пока не будет най­дено нечто лучшее... Само теоретическое знание рассматривается с точки зрения сознательного овладения сущим: не как цель, но как средство.» (Мир философии. Т. 1.1991. С. 581). Теория нацелена на постижение сущ­ности. Вопросы теории к познаваемому: что и как есть? почему оно есть так? Теория устремлена к предмету и к условиям его существования; свя­зана с предметом и устремлена к отысканию потаенной сущности его бы­тия. Теория выходит за пределы предмета — в сферу контекста его бытия.

Соподчиненность

3. Соподчиненность: понятия, категории, законы эстетики взаимосвя­заны.

Иерархичность

4. Иерархичность: менее общие понятия подчиняются более общим, понятия — категориям, менее общие категории — более общим, катего­рии — законам, менее общие законы — более общим, а последние — фун­даментальным парадигмам, гипотезам и аксиомам данной науки.

Упорядоченность

5. Упорядоченность: элементы системы организованы, она несводи­ма к их простой сумме.

Единство (монизм)

6. Единство (монизм): система строится на едином основании, путем организации накопленных знаний и позволяет объяснять одним принци­пом все явления, входящие в предмет данной науки. Расположив все изве­стные химические элементы в порядке увеличения их атомного веса, Д. Менделеев создал периодическую систему, поднявшую химию на но­вый уровень и, позволившую описать свойства еще не открытых элемен­тов только благодаря знанию их места в периодической системе. Замеча­тельное свойство системы: она дает возможность получать новые знания из нее самой. Монизм — главный признак научной системы. В культуре накоплено много наблюдений и теоретических идей. Однако универсаль­ные концепции, охватывающие развитие художественной культуры не­многочисленны: система Аристотеля и система Гегеля. Единым основа­нием эстетической системы в обоих случаях был принцип взаимоотноше­ния искусства и действительности.

Минимальная достаточность

7. Минимальная достаточность: минимальное число исходных поло­жений способствует такому развертыванию идей, что в совокупности они охватывают максимальное количество фактов и явлений. А. Эйнштейн по поводу этой особенности науки говорил: «Исходные гипотезы становятся все более абстрактными, далекими от жизненного опыта. Но зато мы при-

ближаемся к благороднейшей научной цели: охватить путем логической дедукции максимальное количество опытных фактов, исходя из минималь­ного количества гипотез и аксиом» (Зелиг. 1964. С. 60). Этот принцип при­дает научной системе логическое изящество и красоту. Красота научной си­стемы — один из признаков ее плодотворности и верности.

Принципиальная разомкнутость

8. Принципиальная разомкнутость: готовность воспринять и теорети­чески обобщить новые факты. Эстетика обобщает опыт художественного развития человечества, а он бесконечен, поэтому замкнутая система эсте­тики, претендующая на абсолютную завершенность, несовершенна в принципе (в этом был недостаток грандиозной гегелевской эстетической системы). Жизненна и плодотворна лишь эстетическая система, способ­ная к заполнению «белых пятен», развивающаяся с каждым художествен­ным открытием.

Независимость

9. Независимость: эстетика — наука, когда ее положения подчинены не идеологии, а вышеперечисленным требованиям и составляют извест­ное единство, то есть когда эстетика — система знаний о художественной и эстетической практике человечества. Эстетика воздействует на художе­ственную деятельность, а та — на людей. Поэтому в эстетику часто втор­гается идеология и формулирует идеи, продиктованные интересами вож­дей, партий, государственных структур. Независимость от них — непре­менное условие научности. Даже в самые трудные времена именно неза­висимостью отличались работы М. Бахтина, А. Лосева, Ю. Лотмана, П. Флоренского, что гарантировало научность и свидетельствовало о том, что можно жить в обществе и ценой жизненных удобств, а иногда и ценой жизни быть свободным от общества, даже тоталитарного.

Итак, эстетика как наука — это система законов, категорий, общих по­нятий, осмысляющая в свете определенной общественной практики эсте­тические свойства реальности и процесс ее освоения по законам красоты, особенности художественного творчества, социального бытия и функци­онирования искусства, его восприятия и понимания.

5. Монистическое основание системы (системообразующее зна­чение эстетического)

5. Монистическое основание системы (системообразующее зна­чение эстетического).В основу системы Аристотеля положена теория мимезиса (подражания), различающая объект, предмет, материал, спо­соб и цель подражания. Этим единым принципом он объяснял и эстети­ческие категории, и природу искусства, и его виды и жанры. Так, всякое искусство — это подражание многообразным явлениям действительно­сти (объект подражания); подражание лучшим людям — трагедия, худ­шим — комедия (объект в свете оценки = предмет подражания); с по­мощью красок—в живописи, слов — в литературе, камня — в скульпту­ре, действия — на театре (материал подражания), через зрительные об­разы — в живописи, звуковые — в музыке (способ подражания), во имя

калокагатии — гармоничного этического и эстетического воздействия на зрителя и во имя катарсиса — очищения душ с помощью подобных аффектов (цель подражания).

В грандиозной и цельной гегелевской системе художественный процесс — часть миро­вого процесса, представляющего собой самодвижение абсолютной идеи и делящегося на стадии в зависимости от типа взаимоотношения духа и материи.

Первой стадии мирового развития, когда материя преобладает над духом, форма над содержанием, соответствует символический этап развития искусства (искусство Древней Индии, Древнего Египта). Наиболее ярко особенности этого этапа выражают архитектура — как вид искусства, в котором материальное преобладает над духовным, а также комиче­ское — как эстетическая категория с таким же соотношением духа и материи.

На втором — классическом — этапе саморазвития абсолютной идеи наступает гармо­ническое равновесие духа и материи, содержания и формы. Этой гармонией характеризует­ся классическое искусство древней Греции, в котором высшего расцвета достигают скульптура и живопись. Ведущей эстетической категорией становится прекрасное — воп­лощение гармонии духа и материи. Однако классическое искусство подобно прекрасной и быстро облетающей розе: равновесие духа и материи исторически недолговечно, оно нару­шается дальнейшим движением духа, переполняющего материальную форму.

Третий этап развития искусства — романтический: содержание преобладает над фор­мой. Главные роли в искусстве на этом этапе призваны играть музыка и литература, в эсте­тике — категория возвышенного.

Но движение абсолютной идеи не прекращается. Возникнув из общемирового разви­тия, художественное развитие в конце концов уничтожается им. Идея (содержание) проры­вается в царство чистой духовности и освобождается от материи (формы).

Помимо глобальных эстетических систем Аристотеля и Гегеля в истории культуры на разных основаниях возникали различные целостные концепции. Так, основанием эстетиче­ской концепции русских мыслителей — А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышев­ского, Н. А. Добролюбова — стал принцип художественной правды как фактора социального преобразования жизни народа. Категории эстетики предстают как эстетиче­ские свойства реальности, все эстетическое богатство которой и должно отразиться в прав­дивом искусстве. Виды и жанры искусства были поняты как художественные структуры, обеспечивающие правдивое отображение этого богатства. Направления искусства выступа­ют как исторические этапы образного постижения мира и как типы художественной прав­ды, а реализм абсолютизируется как высший и наиболее плодотворный способ ее достижения.

Предлагаемая в книге эстетическая система основывается на нетради­ционном понимании категории «прекрасное» и передаче ее ведущего зна­чения новой, более широкой фундаментальной категории «эстетиче­ское», охватывающей и прекрасное, и возвышенное, и безобразное, и ни­зменное, и трагическое, и комическое, и ужасное, и чудесное.

Ранее эстетика занималась исключительно или преимущественно ис­кусством, которое по своей природе несет эстетическое наслаждение: «Шелли говорит, что удивительное свойство греков состоит в том, что они все превращали в красоту — преступление, убийство, неверие, любое дурное свойство или деяние. И это правда — в мифах все прекрасно! Не-

послушание Фаэтона превращается в огненное падение его коней, в миф о закате. В красоту превращена месть богов по отношению к Ниобее: ее де­тей уничтожают стрелами — беспощадно, одного ребенка за другим. Как это ни страшно, но событие по форме прекрасно, в особенности когда мы постигаем, что стрелы — это солнечные лучи» (Олеша. С. 188). Поэтому фундаментальное значение в эстетике имела категория «прекрасное». Ныне в расширившийся предмет эстетики входят эстетические свойства действительности, процесс эстетического освоения мира человеком, эс­тетическая рецепция (восприятие искусства и эстетических свойств дей­ствительности), проблемы понимания художественного смысла произве­дения и многое другое. Такая эстетическая система уже не может де­ржаться только на «прекрасном», хотя его исключительное значение со­храняется: о чем бы не повествовало произведение, оно должно быть пре­красным и доставлять читателю или зрителю эстетическое наслаждение. Однако потребовалась более широкая фундаментальная категория — эс­тетическое — многообразная действительность, взятая в ее значении для человечества как рода и с учетом степени ее освоенности обще­ством, в свете высших для данного этапа исторического развития воз­можностей личности и общества.

Эстетическое как основание современной эстетической системы по­зволяет объяснить: 1) эстетические категории — как наиболее общие по­нятия отражающие общечеловечески значимые свойства действительно­сти, выражающие разную степень освоенности обществом жизненных явлений, а искусство как сферу свободного владения миром и освоения по законам красоты его эстетического богатства (проблемы эстетических свойств действительности, эстетического отношения к ней, эстетической деятельности); 2) онтологию искусства (проблемы произведения и его со­циального бытия) — как проявление эстетического смысла и эстетиче­ской ценности художественного текста в процессе «диалога» жизненного и художественного опыта автора с опытом реципиента (= воспринимаю­щего читателя, зрителя или слушателя); 3) стадии художественного разви­тия (проблемы художественного процесса) — как эстетические ценности, развернутые в пространстве, а затем во времени (рождение историзма), а ныне хронотопически (в единстве времени и пространства);.

Итак, предлагаемая здесь эстетическая система строится на основе фундаментальной категории — эстетическое, трактуемой как ценность предметов для человечества как рода. Это придает эстетике мировоззрен­ческий характер и делает ее философской дисциплиной. В отличие от фи­лософии, сосредоточивающейся на проблеме человеческого смысла бы­тия и на постижении сущности природы, общества и мышления, эстетика сосредоточивается на проблеме человеческого значения бытия и его мно­гообразных проявлений (постижения их ценности).

Современная цивилизация основывается на общечеловеческих цен­ностях. У России нет будущего вне этой цивилизации. Но и у мира без России нет будущего. Кеннеди говорил: «Россия — колосс, если она рух­нет, под ее обломками погибнет весь мир». Сегодня необходимо сказать и по-другому: Россия — колосс, если она обретет стабильность и реальное место в мировой системе, духовно обогатится весь мир. Все это делает ориентацию современной эстетики на общечеловеческие ценности един­ственно возможным делом. Общечеловеческие ценности, ценности зна­чимые для человечества как рода — основание эстетической системы, предлагаемой книги.

Наши рекомендации