Сабиджа или сагарбха дхьяна
15. В медитации начинающим часто дается повторение мантры, с тем чтобы успокоить их блуждающий ум и удержать их на расстоянии от мирских желаний. Сперва мантру следует повторять вслух, затем — в уме; в итоге приходит молчание. Этот процесс известен как сабиджа или сагарбха дхьяна («биджа» означает семя, а «гарбха» — зародыш). Сидение в медитации без повторения мантр известно как нирбиджа, или агарбха дхьяна. (Приставки «нир» и «а» указывают на отсутствие чего-либо и означают «без», см. гл. 17).
16. Перед тем как приступить к технике дхьяны, следует со вниманием отнестись к разграничению между пустотой и спокойствием чувств с одной стороны, и вдохновением и ясностью духа — с другой. Медитация (дхьяна) бывает трех видов: саттвическая, раджасическая и тамасическая. В Уттара-канда эпоса «Рамаяна» говорится, что Король Равана и двое его братьев Кумбхакарна и Вибхишана потратили много лет для того, чтобы овладеть священными знаниями Усилия Кумбхакарны привели его к падению в состояние оцепенения, подобное смерти, так как его медитация была там ас ичной Равана же был поглощен любовными страданиями и амбициями, гак как находился в состоянии раджаса. Только Вибхишана следовал правильному пути и воздержался от греха, так как его медитация была саттвичной.
Техника
1. Медитация — это техника взаимопроникновения пяти оболочек (кош) садхаки, направленная на то, чтобы соединить их в единое гармоничное целое.
2. Тело известно как город Брахмы (Брахмапури) с девятью воротами Эти ворота — глаза, уши, ноздри, рот, анус и половой орган. Некоторые добавляют к ним пупок и макушку головы и говорят, что тело имеет одиннадцать ворот Все они должны быть закрыты в медитации Город контролируется десятью ветрами (вайю), пятью органами восприятия (джнаниндрийя), пятью органами действия (кармандрийя) и семью чакрами или внутренними камерами. Как жемчужины нанизывают вместе на нить, чтобы они образовали ожерелье, так и чакры необходимо соединить с самостью, чтобы сформировать целостную личность
3. В медитации мозг необходимо как следует уравновесить в отношении позвоночника. Какая бы то ни было неуравновешенность в положении позвоночника нарушает покой медитации. Энергия левого и правого полушарии мозга должны быть приведены к центру. Мыслительная деятельность мозга прекращается. Как энергия отвлекается от определенной конечности или части тела, чтобы привести ее в пассивное состояние, так и поток энергии к мозгу должен быть уменьшен и направлен к сердцу — местопребыванию души. Ключ к технике медитации находится в сохранении мозга пассивным наблюдателем.
4. Различные подготовительные техники Ямы, Ниямы, Асаны и Ирана ямы формируют тело и ум, успокаивают и уравновешивают их. В устойчивой и уравновешенной позе, свободной от физических и ментальных беспокойств, поддерживается равномерная циркуляция артериальной и венозной крови, лимфатической и спинномозговой жидкости, осуществляемая через голову и позвоночник. Возбуждение сохраняется на минимальном уровне и настолько симметрично, насколько возможно. Равномерность циркуляции и возбуждения позволяют мозгу и уму достичь объединения знания и опыта.
5. Мозг разделен на три главных отдела: мозговая кора, гипоталамус и мозжечок. Кора мозга функционирует в процессах мышления, речи, памяти и воображения. Гипоталамус регулирует деятельность внутренних органов и запечатлевает эмоциональные реакции удовольствия и боли, радости и печали, удовлетворения и разочарования Мозжечок является центром мышечной координации Мозжечок рассматривается как принимающий участие в медитации; он является местопребыванием мудрости и ясности.
6. Искусство сидеть правильно и молчаливо является существенным для достижения физической и ментальной гармонии во время практики медитации
7. Для сидения может быть принята любая удобная поза, хотя идеальной является падмасана (фот 13)
Регулирование положения тела
8. Не выполняйте джаландхара бандху,а в остальном следуйте инструкциям, данным в гл II об Искусстве Сидения
9. Поднимайте переднюю и заднюю части тела равномерно, внимательно и ритмично, без резких толчков
10. Держите спину прямой, а грудную клетку — поднятой Это замедляет поток дыхания, уменьшает активность мозга и ведет к остановке всех мыслей
11. Сохраняйте тело алертным, с сознанием, острым как бритва. Сохраняйте мозг пассивным, чувствительным и молчаливым, подобным тонкому кончику листа, дрожащему даже от слабого дуновения.
12. Опускание тела приводит к интеллектуальной вялости, а рассеянный ум нарушает устойчивость тела. Избегайте и того, и другого
Голова
13. Сохраняйте макушку параллельно потолку, не наклоняя голову вправо или влево, вперед или назад, вверх или вниз
14. Если голова опущена, садхакой овладевают размышления о прошлом, ум становится вялым и тамасичным. Если же голова поднимается вверх, он мечтает о будущем, что является раджа-сичным. Когда голова сохраняется на должном уровне, садхака на ходится в настоящем, и это — чистое (саттвическое) состояние ума
Глаза и уши
15. Закройте глаза и смотрите внутрь Закройте уши для внешних звуков Вслушивайтесь во внутренние вибрации и следуйте за ними, пока они не растворятся в своем источнике Всякая рассеянность или недостаток бдительности в зрении и слухе порождают блуждания в уме Закрывание глаз и ушей ведет садхаку к медитации над Ним, Тем, кто есть поистине глаз глаза, ухо уха, речь речи, ум ума и жизнь жизни
16. Согните руки в локтях, поднимите кисти и сложите ладони перед грудью, большими пальцами направленными к грудине. Это положение рук называется атманджали или хридайянджали мудра (фот вид спереди — 147, вид сбоку — 148/.
17. Разум, колеблющийся между головой и сердцем, порождает многочисленные мысли Когда ум колеблется, надавите ладонями друг на друга, чтобы вернуть внимание ума к Самости
(Атма) Дхьяна — это процесс взаимопроникновения всех оболочек, слияние всего известного в неизвестном и конечного в Бесконечном,
19. Ум действует как субъект, а Самость - - как объект; хотя в действительности Самость - это субъект Цель медитации - заставить ум погрузиться в Самость так, что все искания и стремления придут к концу. Затем садхака испытывает свою всеобщность, вневременность и наполненность.
20. Оставайтесь в медитации так долго, как сможете, не допуская опускания тела. Затем выполните шавасану (фот. 182).
Примечания
1. Не садитесь в медитацию сразу после выполнения асан и пранаямы. Только те, кто могут устойчиво сидеть долгое время, могут выполнять пранаяму и дхьяну вместе. В противном случае конечности будут болеть и нарушать умственное равновесие.
2. Лучшее время для медитации - - когда тело и ум свежи или время отхода ко сну, когда наступает спокойное состояние.
3. Не позволяйте глазам смотреть вверх, так как это ведет к задержке дыхания и порождает напряжение нервов, мышц, кровеносных сосудов, головы и мозга.
Фото 147 Фото 148 Фото 149 |
4, Только тем людям, которые легко впадают в депрессию и удрученное состояние и ум которых слаб и вял, можно порекомендовать направлять взгляд в центр между бровями (фот. 149 и 150) с закрытыми глазами на короткое время, Это следует сделать четыре-пять раз во время медитации, с интервалом между каждым разом. Эта практика приносит умственную устойчивость и остроту интеллекта. Однако людям с повышенным давлением не следует выполнять эту процедуру.
Фото 150 |
5. Прекращайте медитацию, когда тело начнет отклоняться вперед, назад или в стороны, либо когда почувствуете слабость. Не настаивайте на продолжении медитации в этом случае, т.к это означает, что время медитации в этот день превышено. Если вы будете пытаться продолжать медитацию, это может привести к нарушению умственного равновесия.
Результаты медитации
1. В медитации ум находит свой источник и успокаивается, как ребенок отдыхает на коленях у матери. Йогин, открыв место своего успокоения и духовные небеса, видит всеначальную реальность вокруг и внутри себя.
2. Медитация уничтожает противостояние аналитического господствующего сознания, расположенного во фронтальной части мозга и находящегося на заднем плане подсознания или бессознательного, расположенного в мозжечке. Она контролирует и замедляет определенные автоматические физиологические функции, которые обычно стимулирует мозг, например, сокращение кишечника, дыхание, биение сердца. Все внешние стимулы, которые обычно беспокоят человеческое сознание посредством различных органов чувств, отсекаются, так как в дхьяне закрыты девять врат тела.
3. В медитации сливаются ум и материя. Это слияние выжигает все разрушительные мысли Садхака становится динамичным, творческим и в высшей степени внимательным. Он имеет неисчерпаемые резервы энергии и вовлекает себя в дело улучшения человечества.
4. Он испытывает опыт новых измерений, где его чувства и читта становятся кристально чистыми. Он видит вещи такими, каковы они есть, и свободен от предубеждений и иллюзий. Это -Джалратавастха, состояние бдительной осознанности. Его душа бодрствует, а чувства находятся под контролем. Он полон знания (праджня), понимания, определенности, свободы и истины. Озаренный божественным огнем внутри, он излучает радость, единство и мир.
5. Садхака постепенно достигает семи ступеней высшего сознания. Это правильное желание (субхекха), правильное размышление (вихарана), исчезновение ума (тануманаса), самореализация (саттавапатти), непривязанность (асамсакта), невосприятие объектов (падартхабхава), и познание состояния, которое находится за пределами слов. Это общая сумма всего знания: знание (джнана) тела (шарира), дыхания (прана), ума (манас) и разума (виджняна); знания, приобретенного опытом (анумбхавика), усваиванием различных мнений и впечатлений, которые преподносит жизнь (расатмака), и знания Самости (Атма-джнаиа).
6. Его чувства направлены вовнутрь. Его мысли чисты. Свободный от привязанности и иллюзий, он становится устойчивым и дживана-мукта (свободным от оков жизни).
Состояние дживана-мукта описано в Бхагавад-Гите (Гяава XVUI, 53 56) такими словами: «Он оставил позади свои сует-аость, насилие и высокомерие Он шагнул за пределы вожделения, гнева и алчности. Он стал самоотверженным и спокойным - он способен быть один с Вечным. Тот, кто пребывает с Вечным и умиротворен в духе, не печалится и не желает. Его любовь равна ко всем творениям: он обладает высшей любовью к Господу».
Таким образом, садхака начинает свое путешествие от рабства к свободе духа. Начиная с покорения тела, он продолжает овладевать дыханием (биоэнергией). После овладения дыханием он контролирует движения ума. Благодаря стабильности ума он достигает здравомыслия. Посредством здравого суждения он совершает правильные действия и достигает тотального осознания и становится просветленным. Эта озаренность (праджня) ведет к Высшему знанию (пара-джнана). С этим знанием он передает свою душу (атма) Господу (Параматма), Это - Шаранагати-Йога • Йога Сдачи себя Господу.