Пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи

Хатха-йога – это гупта-видья (тайное знание), сохраненная учителями, которая изучалась и практиковалась достойными садхаками под прямым руководством опытных учителей. Накопив достаточно силы для осуществления контроля над физическим телом, жизненными силами, чувственными потребностями, ментальными наклонностями, интеллектуальным любопытством и сомнениями, садхака практикует более глубокое сосредоточение на высших духовных идеалах, намереваясь достичь полного просветления сознания, силы и целостности бытия. Пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи – последовательные ступени концентрации, представляющие собой главные методы раджа-йоги, которую каждый хатха-йог практикует с легкостью, непринужденностью и радостью на высших стадиях духовного прогресса.

Пратьяхара – это процесс отвлечения внимания от любых частных объектов: внутренних и внешних, грубых и тонких, чувственных импульсов и мысленных образов, желаний и чувств, включая даже йогические силы, которые становятся помехой для концентрации. Это требует неукротимой решимости, духовного противостояния естественной природе, неутомимого терпения и постоянства. Пратьяхара дается сравнительно легче тем, кто развивается посредством практики хатха-йоги.

Наряду с пратьяхарой следует практиковать дхарану – последовательное сосредоточение внимания на определенном объекте, будь то мантра, звук, символ, разумная концепция, бессодержательная идея пустоты (шунья) или тишины, спокойное и умиротворенное состояние сознания или ясно представляемая идея Высшей Реальности. При продвижении в пратьяхаре и дхаране выбранный для сосредоточения объект должен постепенно утончаться, очищаться и одухотворяться, что повлечет за собой сокращение усилий, необходимых для отвлечения внимания от внешних объектов. Когда пратьяхара станет легкой и почти спонтанной, а дхарана постоянной и утонченной, тогда сознание практически освободится от тенденций к отвлечению и дхарана преобразуется в дхьяну. Когда развивается способность к дхьяне (глубокой медитации), садхака должен особенно внимательно оберегать ум от всех предвзятых мнений относительно Высшей Истины, различного рода сектанских наклонностей и предубеждений. Целостное сознание, очищенное путем предварительных практик, ставшее постоянным и ясным, должно открыться сиянию Истины, чтобы озариться божественным светом.

Когда йог погружается в медитацию все глубже в состоянии чистоты и устойчивой непривяанности и его мышление лишено жесткой фиксации на чем-либо, тогда «двери» скрытых отделов сознания, запертые в нормальном состоянии, открываются перед ним. Он благословлен даром прямого интуитивного восприятия духовных тайн, скрытых в глубинных слоях человеческого сознания, вся его ментальная энергия и жизненная сила теперь сконцентрированы, соединены и неизменно направлены внутрь, постепенно все больше и больше наполняясь сиянием Высшего Духа. Индивидуальное сознание на пути прогресса поднимается к совершенному просветленному состоянию Сверх-Сознания, где трансформируются все личные ограничения, исчезают различия между телом и космосом, между «я» и другим, между субъектом и объектом, после чего ум становится Верховным Разумом, а сила – Верховной Волей. Такое состояние называется самадхи, оно наступает при совершенном овладении дхьяной, или глубокой медитацией. Йоги школы Горакхнатха описывают это состояние как полнейшее блаженство, единение Шивы и Шакти, Трансцендентного Духа и Динамической Силы. Сознание йога достигает этого блаженного состояния, когда после интенсивной практики мистической йоги оно совершенно освобождается от всех видов загрязнений, непостоянств, слабостей и ограничений, мирских влияний и привязанностей к удовольствиям и полностью осуществляет наивысшую духовную возможность своей внутренней природы.

Следует отметить, что в йогической системе самадхи не представляется как полностью статическое состояние, оно не исключает сознание, силу и действие, оно вовсе не подобно временной смерти, крепкому сну или обмороку, как это кажется извне и как предполагают поверхностные мыслители. Несомненно, самадхи – это самое спокойное, умиротворенное и мирное состояние сознания, без каких-либо внутренних движений или перемен, без эмпирического знания, эмоций или воли, без определенных субъектно-объектных отношений, но в то же время это предельно динамичное, крайне разнообразное и очень радостное состояние. Это переживание полной активности и полного покоя, совершенной радости при отсутствии всяких эмоций, совершенного знания без какого-либо процесса познания. В этом состоянии йог наслаждается блаженством бессмертия в смертном теле, испытывая безграничность и вечность, преобразуя ограничения времени и пространства в своем крошечном меняющемся теле. Он реализует единство с Шивой в глубине своего сознания и бесконечно наслаждается им.

Переживание самадхи обычно считается наивысшей целью практики садхака, но великие учителя йоги высказывали некоторые предостережения по данному поводу. Когда термин «самадхи» используется применительно к совершенному духовному просветлению – это верно. Но обычно его используют в значении временного подавления естественных состояний и процессов феноменального сознания, сдерживания сознательных желаний и импульсов, мыслей и эмоций, ощущений, воспоминаний и образов, а также состояний сна и сновидения. Такое подавление не обязательно подразумевает духовное просветление, истинную реализацию, или достижение единства с Шивой. Подобное самадхи можно искусственно создать путем размышления и удерживать некоторое время постоянным волевым усилием с помощью соответствующих методов ментальной и физиологической дисциплины, даже при загрязненном уме и теле, не просветленном сознании. Прочные мирские склонности ума могут оставаться какое-то время бездействующими на подсознательном уровне, и мирские силы могут не стимулировать их в течении данного периода. Но они снова утвердятся в полной мере, когда пройдет так называемое самадхи. Такое самадхи не имеет особой духовной важности. Под определенными формами такого подавления иногда проявляется непостоянство ума. Следует уметь распознавать истинное самадхи и тщательно отличать его от всех разновидностей ложного и обманчивого самадхи. Для достижения истинного состояния духовного просветления предписывается полный курс йога-садханы.

Кроме того, даже переживания подлинного самадхи один, два или несколько раз недостаточно для духовной реализации. Нужно практиковать так долго, пока не будет достигнуто необратимое преобразование обычных состояний ума и чувств, пока сознание не озарится и не одухотворится светом Высшего Духа в глубочайшей медитации и не станет настолько динамическим, чтобы обрести силу озарить и одухотворить все уровни психофизического воплощения йога. До тех пор пока интеллектуальный, психический, жизненный и физический планы эмпирического сознания не озарены обретенной в самадхи духовной мудростью (самадхиджа-праджня), йог не способен достичь духовного совершенства. Йоги провозглашают, что самадхи, или безмолвное и спокойное просветленное сознание, которое превыше ограничений пространства, времени, принципа относительности и индивидуальности, вовсе не инертное состояние. С низших планов такое положение дел представляется негативным, и поэтому дальнейшее восхождение кажется невозможным. Но на самом деле существуют разные истинные переживания и истинные наслаждения даже в том состоянии, которое представляется как единое трансцендентное состояние чистого сознания. Существуют даже еще более высокие ступени самадхи, еще более великолепные и сладостно-сияющие состояния Сверх-Сознания, еще более слитное единение с Шивой.

Метафизические основы йоги

Горакхнатх и его просветленные последователи обычно не вступали в какие-либо споры с учителями других религий и философских школ для логического обоснования какой-то особой метафизической доктрины. Вот почему бессмысленно проводить сравнение между любыми философскими источниками и авторитетными трудами известных авторов натха-йога сампрадаи. Маха-йоги были по преимуществу практиками как в жизни, так и в учении. Их особенно интересовал духовный опыт, а до теоритических спекуляций и логических доказательств им не было дела. Тем не менее, они создали метафизические основы целой системы йога-садханы, которую они практиковали и проповедовали. Краткий обзор их философских взглядов был приведен выше.

Согласно Горакхнатху и учителям натха-йоги, Целостная Реальность – это Абсолютный Дух (Пара-Самвит), который признается Шивой, Брахманом или Параматмой, а также носит иные имена в других традициях. Абсолютный Дух превосходит все имена и формы, он превыше времени и пространства, причин и следствий, он пребывает над всевозможными объектами разумного понимания и мысленного воображения. Его можно описать как самосветящегося, саморазворачивающегося и самонаслаждающегося. Йог осознает его напрямую, помимо какого-либо процесса понимания, находясь в высшем состоянии духовного озарения. Йог способен реализовать его, поскольку он сам, равно как в действительности и каждое сознательное существо, в сокровенных глубинах души един с ним. Реализация означает прямой открытый беспрепятственный и моментальный опыт, полученный йогом в своей собственной истинной бесконечной и вечной самосветящейся и самонаслаждающейся душе. Истинная душа внутри ощущается йогом в точности как Истинная Душа всего космического порядка. Будучи трансцендентным множественности и частности, сокрытой временем, пространством, ограничениями тела, чувствами, умом и интеллектом, сознание йога становится полностью просветленным благодаря блаженному единению с Абсолютным Духом, Шивой, Брахманом или Параматмой.

Абсолютный Дух вечно обладает трансцендентным и динамичным аспектами. Йоги признают оба аспекта как истинные, они не делают никаких определенных логических выводов, уклоняясь от объяснения данных аспектов как иллюзорных. В трансцендентном аспекте он рассматривается и выступает объектом медитативного созерцания как Шива, а в динамическом его изображают и поклоняются ему как Шакти (Божественной Силе). Эти аспекты на самом деле неотличимы друг от друга и присутствуют друг в друге: «Шивасья-абхьянтаре Шактих, Шактер-абхьянтаре Шивах». Они пребывают в вечных объятиях друг с другом. Абсолютный Дух проявлен в Бытии, когда в нем самом, превыше двойственности и относительности, пространства и времени, пребывает Шива; он же проявлен в Становлении, когда обнаруживает себя в мире двойственности и относительности через ограничения времени и пространства как Шакти. В действительности совершенное самоосознание Абсолютного Духа неделимо. Это вечно единый, самосущий, самосознающий, самоудовлетворенный, самонаслаждающийся Дух.

Динамическая природа Абсолютного Духа великолепно проявляется в безначальном и бесконечном порядке проявленной Вселенной наряду с остальными дживами (живыми существами), которые играют в нем различные роли. Благодаря динамическому аспекту своей природы Дух вечно раскрывается в бесчисленном множестве вариантов устройства великолепной временной системы, которая называется Джагат – постоянно изменчивый, вечно продолжающийся, периодически возобновляющийся мировой цикл. Непрерывный процесс собственного раскрытия Духа происходит в различного рода временных и поверхностных формах. Он не проявляет ни воли, ни усилий, не допускает никаких перемен в своем блаженном умиротворенном трансцендентном самосознании до тех пор, пока его природа совершенно и вечно динамична и в ней не присутствует никакого сопротивления, которое противостоит и препятствует процессу самораскрытия. Его трансцендентная природа самосвечения и самонаслаждения вовсе не затрагивается спонтанным самовыражением его внутренней бесконечной Шакти. Абсолютный Дух – вечный Шива и вечная Шакти, вечные ниргуна и сагуна, нишкрийя и сакрийя, адвайта и двайта. Он не подвержен изменениям и ограничениям мирского времени, пространства и обусловленности, а вечно проявляет себя во всем разнообразии постоянно меняющегося мира. Метафизическая концепция Горакхнатха и его школы определяется философами как двайта-адвайта-бибарджита (свободная от двойственности и недвойственности) и пакша-апакша-бинирмукта (свободная от приверженности к каким-либо доктринам, не поддерживающая и не опровергающая их).

Природа Шакти, проявляющаяся во временном миропорядке, называется Паринама, или самопреобразование, и содержит в себе причину, изменение, творение, поддержание и разрушение. Учителя-йоги обычно описывают Шакти в терминах викаша (эволюция) и санкоча (инволюция), расширение и сокращение, разнообразие и единство. Все космическое устройство состоит из непрерывного процесса развития многообразия и сворачивания его в единый источник. Из этого источника разворачиваются последствия по законам причинности или сотворения, а развитые формы созданных объектов вновь постепенно сворачиваются в первопричину путем разрушения или растворения. Единство в многообразии, разъединение и различение суть игра Шакти.

«Сиддха-сиддханта-паддхати» – наиболее авторитетный философский трактат Сиддха-Йога Сампрадаи. [2] Авторство трактата приписывают самому Горакхнатху, хотя на этот счет есть сомнения. В нем излагается интересное обоснование постепенного раскрытия Шакти. Оно начинается с концепции единого Абсолюта, Шивы, тогда как Шакти нисколько не отличима от него. Когда нет творения, действия или творца, причины или следствия, процесса различения Вселенной или соединения разнообразия, когда Высший Дух не существует в себе и благодаря себе в своей трансцендентной блаженной природе, он представляет собой единое безымянное (анама) самосияющее (сва-пракаша, сваям-джьоти) чистое Бытие (Сат-Матра). В этом состоянии нет ничего, что может отличить Бытие от Небытия, поэтому нет ничего удивительного в том, что Целостная Реальность часто описывается как Шунья или Асат. Это состояние бытия вне времени представляет трансцендентную природу Абсолютного Духа, или Шивы, а в исторической перспективе оно соответствует Маха-Пралайе. Дух заключает внутри свою Силу (Ниджа-Шакти), которая по природе есть Чистая Совершенная Воля (Иччха-Матра-Дхарма), совершенно тождественная с Волящим (Дхарми). Вот почему Шакти, будучи динамическим аспектом Шивы, в состоянии, предшествующем творению, не способна обнаружить даже слабое побуждение к проявлению, никоим образом не отличаясь от чистого самосияющего бытия Высшего Духа.

Вслед за тем поднимается внутренняя непроявленная Шакти, очень тонкий импульс, или стремление (Унмукхатва) к самопроявлению Чистой Воли Шивы, обретающая качества благодаря внутреннему побуждению к реализации неопределенной возможности. На этой стадии Шакти называется Пара-Шакти (Высшая Сила). Здесь проявляется состояние неопределенного разнообразия без различия между постоянным самосияющим Духом и его Силой. При таком положении дел Шакти существует не «как Шива», а «в Шиве». Проявление Шакти в форме внутреннего побуждения отличает ее от трансцендентной природы Шивы, хотя еще нет никакого заметного движения или деятельности.

На третьей стадии в Творящей Воле возникает внутреннее движение или вибрация (Спандана). Теперь Силу характеризует внутренняя деятельность, но не действительные изменения, и ее называют Апара-Шакти (Низшая Сила). Шакти яснее различима в этом состоянии, хотя никогда не отделяется от своей трансцендентной Самости и Господа Шивы. Теперь его динамический аспект оказывается полным воодушевления, стремясь раскрыть бесконечное богатство своей природы в разнообразных формах, явить в пространственно-временных отношениях то, что по существу превыше времени и пространства и пребывает в единстве с божественной духовной природой.

На четвертой стадии в этой неуловимо действующей Воле развивается сознание эго, или «Я» (Ахам). Данное самосознание Шакти называют Сукшма-Шакти (Тонкая Сила). Хотя Шива в своей трансцендентности всегда сияет в себе, оставаясь совершенно незатронутым самоизменениями его собственной Шакти, он проявляется в своем динамическом аспекте, обретающем новые качества на различных стадиях развития Шакти. До сих пор Шива был чистым Сверхличным Духом, но когда в Шакти развивается сознание эго, тогда Шива становится Личностным Богом, единственной творческой духовной Личностью, обладающей бесконечной силой для того, чтобы проявиться в разнообразных формах существования.

На пятой стадии все еще продолжается саморазворачивание Шакти. Проявляясь, Шакти становится понимающей и чувствующей верной Супругой Шивы, превращается в Веданашила-Пракрити – особую активную личность, извечно соедененную с Шивой и неотделимую от него. На данном этапе ее называют Кундалини-Шакти, и теперь она переполнена творческим побуждением. Вселенная, представляющая собой космическое тело Шивы (Пара-Пинда), включая все многообразие, которое должно быть порождено Шакти во времени и пространстве, идеально присутствует во чреве Кундалини-Шакти. Она находится в любовных блаженных духовных объятиях с трансцендентной природой Шивы, но в то же самое время она чувствует неодолимое побуждение к рождению мира множественности, к созданию космического тела для своей Души и Бога.

Таким образом, Горакхнатх прослеживает постепенное саморазворачивание бесконечной и вечной динамической природы Абсолютного Духа и зарождение пространственно-временной космической системы. Кундалини-Шакти последовательно преобразуется в безграничное пространственно-временное космическое тело Шивы (Маха-Сакара-Пинда) путем постепенного саморазворачивания, саморазделения и самовосполнения (Шакти-чакра-крамена). Данный процесс оказывается постепенным нисхождением Божественного Сверхсознания в царство относительности, времени и пространства. Трансцендентное Единое становится Душой и Богом ограниченных и изменяющийся форм, рожденных его собственной Шакти. Из Кундалини-Шакти развивается Маха-Акаша, из Маха-Акаши развивается Маха-Вайю, а далее Маха-Теджас, Маха-Шалила, Маха-Притхви. Так Кундалини-Шакти, в которой разнообразие существует только в неразличимой идеальной форме, или в возможности, порождает пять дополнительных Маха-Бхутас, или элементов материального мира. Пара-Пинда, которую также называют Адья и Анади Пинда, проявляется как Маха-Сакара-Пинда. Множество, которое появляется из одной Маха-Шакти в едином огромном космическом теле, создано той же самой Шакти. Шива, самосияющий дух Шакти на всех стадиях ее саморазворачивания, теперь предстает как Душа и Бог, Просветитель, Хранитель и Властитель космического тела.

Из космического тела и внутри него развиваются бесчисленные виды ограниченных изменчивых индивидуальных тел, которые состоят из тех же самых элементов, созданы той же самой Шакти, вызваны к жизни и озарены той же самой Душой. Их называют Вьясти-Пинда. Индивидуальные тела находятся на различных стадиях развития, у многих не присутствует никаких признаков жизни, ума или души. Есть и такие, в которых проявлена жизненная сила, но нет ума или сознания. Также существуют такие, в которых проявлены и жизнь, и разум. Среди них встречаются существа с разной степенью развития жизненной и умственной силы, а также сложности устройства физического тела. Но все они появляются и исчезают, живут и умирают, движутся и отдыхают, существуют и переходят в космическое тело, созданное Шакти. Для каждого отдельного творения Шива есть Дух Бытия, Внутренняя Душа, Вдохновляющий и Наблюдающий Бог. Во всех существах присутствуют проявления Шивы и его Шакти, их называют индивидуальными душами (джива-атма) – это сознательные самопроявления Шивы в индивидуальных психофизических телах, где они служат духовными центрами жизни, разума и силы. Они обусловлены качествами и ограничениями этих тел. Но в своем сущностном характере, будучи тождественны с Шивой, они никогда не искажаются условиями воплощенного бытия. Ведь это Единая Высшая Универсальная Душа проявляется как бесчисленные индивидуальные души, которые пребывают в нем, обладая разнообразными телами.

Полностью развитый психофизиологический организм человека выступает кульминацией естественного развития в космическом теле Шивы, которое находится в человеческом теле (Вьясти-Пинда). Последнее отчетливо отражает все космическое тело (Самасти-Пинда, Брахманда) и самосознание пребывающей в теле индивидуальной души, которая способна наслаждаться целой Вселенной внутри него, пройдя через соответствующий процесс самодисциплины. Микрокосм – воплощение макрокосма, который доступен постижению в целом. Когда подобное постижение осуществляется, только тогда можно признать, что достигнуто истинное знание тела (Пинда-Самбитти). Замечательной особенностью философии и религии Горакхнатха следует считать его утверждение, что не только индивидуальная душа должна рассматриваться как тождественная Высшему Духу, но также и индивидуальное тело – как тождественное космическому телу Духа. Исчезание порожденного невежеством чувства различия между личной и всеобщей душами, между индивидуальным и космическим телами, а также внутреннее и внешнее переживание присутствия Шивы и его Шакти, называется Самараи-Карана. Таков идеал жизни йога.

Наши рекомендации