Журнал «Огонек»: «А стоит ли рок внимания вообще?»
Журнал «Огонек» относится к тем печатным изданиям, у которых богатая история. На нем выросло не одно поколение читателей нашей страны. Журнал содержит много прикладной, потребительской информации, публикует мнения людей, авторитетных для аудитории.
По своей направленности «Огонек» является общественно-политическим еженедельником, но также имеет и литературно-художественную направленность.
Мы рассматривали это издание за 1987 год и можем выделить следующие особенности: с одной стороны, журнал полно охватывает события в мире искусства - материалы, посвященные театру, музыке, живописи занимают половину от всей площади журнала. С другой стороны, как общественно-политическое издание, «Огонек» углубленно рассматривает проблемы политики, экономики. Старается дать свежую, углубленную и по возможности объективную информацию, повлиять на общественное мнение и принять активное участие в общественно-политической жизни страны.
В журнале «Огонек» столь популярному в 1987 году музыкальному направление, каким в то время являлся рок, уделено мало внимания. А если журнал и касается этой тематики, то ей уделено скромное место на журнальной полосе, а сами материалы практически не носят попытки как следует разобраться, заглянуть в суть этого молодежного направления. В отличие от специализированного молодежного журнала «Юность» в данном случае сложно классифицировать публикации, посвященные рок-тематике в журнале «Огонек». Тем не менее, мы попытались выделить все публикации в 2 группы:
1. Материалы, поводом к которым стала рок-музыка непосредственно как музыкальное явление
2. Материалы, информационным поводом к которым послужило какое-либо событие, связанное с рок-движением в Советском Союзе.
И здесь на страницах журнала «Огонек» с точки зрения особенностей подачи материалов и их содержания, мы можем выделить:
1. Строго событийные. Как правило, это небольшие новостные заметки, в нейтральном тоне сообщающие о том, или ином мероприятии или событии.
2. Проблемные. Сюда также относятся материалы, которые поднимают тему рок-движения и какую-либо социальную проблематику в связи с этим.
Рассмотрим подробнее, как освещение рок-музыки в 1987 году представлено на страницах еженедельного литературно-художественного и общественно-политического журнала «Огонек».
1. Строго событийные материалы. Среди них, например можно выделить небольшой комментарий под названием «Эти «доброжелательные» рок-меценаты» в № 6 за 1987 год, помещенная в рубрику «Реплика». Авторами этого комментария являются Михаил Сигалов и Андрей Комаров. Суть публикации заключается в том, что в американской газете «США сегодня» вышла статья о том, что американка Джоанна Стингрей (персона известная в русском роке), приехав в Ленинград, и, познакомившись со многими нашими музыкантами, подпольно вывезла отсюда их записи, а затем выпустила у себя на родине пластинку под заголовком «Красная волна: четыре подпольные группы из СССР».
Комментарий авторов направлен на то, что в названии пластинки есть слово «подпольные», что, по мнению М. Сигалова и А. Комарова, не соответствует действительности. Авторов «задел» выставленный американкой и американской газетой «США сегодня» тот факт, что Америка «якобы помогла» советским группам в их продвижении за рубежом в связи с отсутствием такой перспективы для них в Советском Союзе из-за преследований со стороны властей.
В качестве опровержения «искаженного действительного положения советских рок-музыкантов», авторы приводят следующие аргументы о том, что все четыре группы являются членами Ленинградского рок-клуба, а группа «Аквариум» выступает по стране и на Центральном Телевидении. Соответственно, авторы подводят к тому, что в Советском Союзе уже давно отменены все запреты на русский рок, которому во всем дан «зеленый свет» и ни о какой «подпольности» русского рока речи быть не может.
Посыл этого комментария заключается вовсе не в том, что журналисты «Огонька» защищают интересы положения советской рок-музыки в стране, а в том, что западная пресса «недобросовестно освещает жизнь нашей страны», «искажая» отношение властей к этому музыкальному жанру, выставляет ее в качестве «преследователя» свобод в духовной жизни советского общества.
В № 7 за 1987 год опубликована заметка под названием «Рок-музыканты за доверие»автора Владимира Ковалева. Ее также можно отнести в группу со строго событийными материалами, так как она является репликой на предыдущий рассмотренный выше материал. Поводом к этой публикации послужил звонок в редакцию «Огонька» от Джоанны Стингрей, речь о которой шла выше. Первая часть публикации напоминает читателям о том, как западная пресса представила положение русского рока в нашей стране и помощь Стингрей в раскручивании советских групп за рубежом. Вторая часть содержит интервью американки, где она комментирует это. В завершении заметки автор пишет о дальнейших перспективах развития рок-музыки СССР совместно с США благодаря «дружбе двух народов» в этом плане.
Материал не содержит авторского личностного начала, автор никак не комментирует, а только излагает приезд Стингрей в редакцию «Огонька».
2. Проблемные материалы. В этой группе можно выделить публикацию, опубликованную в № 5 за 1987 год в рубрике «Молодежь: дела, проблемы» под заголовком «Контора «алисоманов», автора Владимира Яковлева. Речь идет о поклонниках популярной в то время группы «Алиса». Известно, что поклонники этой группы считались всегда одними из самых агрессивных и не раз были вовлечены в проблемы с законом. Именно им посвящен данный материал, написанный в жанре репортажа.
В публикации подробно рассматривается стиль одежды, поведение «алисоманов», их образ мышления. Характер публикации явно свидетельствует не в их пользу. Автор наряду с описанием особенностей рок-культуры на примере фанатов «Алисы» поднимает также социальную проблематику, а именно: чего ждать от неформальных объединений, которых «за последнее время появляется все больше и больше?». Из статьи следует, что молодежи следует давать свободу выбора, чем занимать свой досуг, однако, совсем упускать из виду эту «самодеятельность» тоже не стоит. В целом, автор не высказывает каких-то больших опасений в отношении рок-движения, но предостерегает, что, возможно, оно еще может проявить с себя не с самой лучшей стороны.
Сюда же можно отнести и другой материал. В той же рубрике «Молодежь: дела, проблемы» в № 39 за 1987 год появилась статья Алексея Балабанова (известный сегодня режиссер) и Владимира Суворова под заголовком «Песни, которых мы не знаем». Материал сопровождается иллюстрацией Вячеслава Бутусова из группы «Наутилус Помпилиус». Текст статьи приурочен к проходившему в сентябре 1987 года в Подмосковном городе Подольске трехдневного рок-фестиваля на открытой площадке, лауреатом которого стала свердловская группа «Наутилус Помпилиус». Именно о ней в этой публикации рассказывают авторы. Своей основной задачей авторы статьи, написанной в жанре комментария, видят в том, чтобы донести до читателей идейный смысл содержания песен «Наутилуса». Рассматривается в публикации и политический контекст, который раскрывается авторами в том, что группа неугодна критикам за свою эпатажность, за едкость содержания их песен, за то, что, другими словами, они поют о прошлом, о «застойных» годах в истории СССР, которые могут вернуться. Их песни, как иронично замечают авторы, нисколько не напоминают привычное для уха советского человека мечтательное содержание «Ландышей».
Заканчивают свой материал журналисты философским вопросом: «Так куда же заведет нас рок?». И дают на это такой ответ: «К тому времени, когда всеми будет осознана боль за свое Отечество, за свой народ и за себя, бывшего часто не гражданином, а всего лишь «безответным» жителем. За тем они и на сцене». Сам заголовок и содержание публикации говорят о том, что авторы предлагают читателям задуматься над тем, что же такое рок, быть может, это не просто «баловство, мающихся от нечего делать подростков».
Таким образом, в еженедельнике «Огонек» внимание року уделено в 1987 году мало, однако, журналисты рассмотренных нами публикаций говорят об этом музыкальном явлении с «осторожностью». Авторы как бы предпочитают понаблюдать за тем, как в будущем проявит себя рок-движение в целом, однако, в последней разобранной публикации, журналисты «Огонька» уже уверенно заявляют, что рок несет в себе глубокую идейную концепцию и на него стоит обратить внимание. Именно в этом можно выделить сходство «Огонька» с журналом «Юность» в отношении русского рока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отечественная рок-музыка сегодня стала привычным явлением и не вызывает такого бурного ажиотажа, как это было 20-25 лет назад. С ослаблением цензуры радикализм, часто являющийся неотъемлемой чертой текстов песен в рок-музыке, перестал вызывать резкие запретительные меры со стороны властей, отчасти подогревавшие нездоровый ажиотаж публики вокруг маргинальных музыкальных течений.
Но, тем не менее, у рок-движения в России богатая история, заслуживающая своего отдельного разговора.
В данной курсовой работе мы попытались объяснить феномен русского рока в 80-е годы 20 века с точки зрения политического контекста в стране в то время и ответить на ряд поставленных задач, исходя из чего, мы имеем ниже следующее:
1. Мы изучили специализированную литературу музыкальных критиков и музыковедов, посвященную рок-музыке СССР, на предмет определения року. Как выяснилось, единого мнения в том, что же такое рок, у них нет. Вероятно, это связано с тем, что рок-музыка зародилась и развилась в сложный внутренне политический период в истории СССР, и имеет не только культурные, но и общественно-политические предпосылки для своего развития.
2. Мы отразили историю развития российского рок-движения в Советском Союзе в период времени, начиная с 1960-х и по 1980-е годы 20 века. Уклон в нашей курсовой работе при исследовании этого вопроса сделан на политическую обстановку в рассматриваемый период времени. Мы выяснили, что социально-протестный характер русского рока обусловил тот факт, что его система ориентиров и ценностей, сформированная по принципу отрицания, во многом питалась именно жесткой советской цензурой, которая дала мощнейший толчок для развития советского рока как полноценного культурного феномена, где именно протест и гнев были самыми продуктивными творческими импульсами.
3. Мы проанализировали молодежный литературно-художественный журнал «Юность» и общественно-политический журнал «Огонек» на предмет выявления в них публикаций, посвященных рок-движению за 1987 год. И выяснили, что молодежное издание «Юность» в своих публикациях проявляет авторскую индивидуальность в отражении вопросов, касающихся русского рока. Журнал заинтересован в том, чтобы продвигать объективную позицию в спорных моментах, касающихся рок-музыки, но при этом предоставляет читателям возможность самим определиться в своем отношении к этой субкультуре.
В свою очередь журнал «Огонек», как общественно-политический и, в то же время, литературно-художественный журнал, уделяющий на своих страницах много внимания политике, экономике, но и различным формам искусства, касается в 1987 году темы рок-культуры крайне редко. Всего 4 публикации, посвященные року, были обнаружены нами в подборке за 1987 год. Есть материалы, не выражающие никакой авторской оценки, а есть и такие, которые пытаются все же взглянуть на рок, как на явление социальное больше, нежели чем как на музыкальное.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:
Источники
Периодические издания
1. «Юность» 1987. № 1.
2. «Юность» 1987. № 2.
3. «Юность» 1987. № 3.
4. «Юность» 1987. № 5.
5. «Юность» 1987. № 6.
6. «Юность» 1987. № 8.
7. «Юность» 1987. № 10.
8. «Юность» 1987. № 12.
9. «Огонек» 1987. № 5.
10. «Огонек» 1987. № 6.
11. «Огонек» 1987. № 7.
12. «Огонек» 1987. № 39.
Книги
13.Блюм А. Как это делалось в Ленинграде. Цензура в годы оттепели, застоя и перестройки. 1953-1991.СПб., 2005.
14.Забродин Г.Д. Александров Б.А. Рок-искусство или болезнь. М., 1990.
15.Кушнир А.100 магнитоальбомов советского рока. М., 2001.
16.Марочкин В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта. М., 2008.
17.Троицкий А. Back in the USSR. СПб., 2007.
18.Троицкий А. Рок в Союзе. М., 1991.
19.Троицкий А. Гремучие скелеты в шкафу. СПб., 2007.
20.Чернин А. Наша музыка : Первая полная история русского рока, рассказанная им самим. СПб., 2007.
Интернет-источники
21. Богатова И. Холодный период застоя СССР. http://www.proza.ru/2012/01/14/950.
21.Данилов Д. Культурный миф нашего поколения. http://www.apn.ru/publications/print9758.htm
22. Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней: учебное пособие. Ижевск. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Dolg/18.php.
23.Чудотворцев И. К метаистории эпохи застоя (повторяется ли история). http://rozamira.org/paper/metahistory/chudotvortcev/04/#molodezhnye.
24.Эпоха застоя. http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=204.
[1] Эпоха застоя. http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=204.
[2] Там же.
[3] Богатова И. Холодный период застоя СССР. http://www.proza.ru/2012/01/14/950.
[4] Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней: учебное пособие. Ижевск. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Dolg/18.php.
[5] Троицкий А. Back in the USSR. СПб., 2007. С. 10.
[6] Забродин Г.Д. Александров Б.А. Рок-искусство или болезнь. М., 1990. С. 13.
[7] Там же.
[8] Троицкий А. Рок в Союзе. М., 1991. С. 7.
[9] Там же, С. 7.
[10] Троицкий А. Back in USSR. СПб., 2007. С. 11.
[11] Там же. С. 31-32.
[12] Троицкий А. Гремучие скелеты в шкафу. СПб., 2007. С. 31.
[13] Троицкий А. Рок в Союзе. М., 199. С. 20.
[14] Там же.
28 Чернин А. Наша музыка : Первая полная история русского рока, рассказанная им самим. СПб., 2007. С.18.
[16] Чудотворцев И. К метаистории эпохи застоя (повторяется ли история). http://rozamira.org/paper/metahistory/chudotvortcev/04/#molodezhnye.
[17] Там же.
[18] Троицкий А. Рок в Союзе. СПб., 1991. С. 186.
[19] Марочкин В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта. М., 2008. С.44.
[20] Кушнир А.100 магнитоальбомов советского рока. М., 2001. с.59.
[21] Там же. с.51.
[22] Там же.
[23] Там же, С.34.
[24] Блюм А. Как это делалось в Ленинграде. Цензура в годы оттепели, застоя и перестройки. 1953-1991.СПб., 2005. С. 245.
[25] Там же. С.246.
[26] Троицкий А. Гремучие скелеты в шкафу. СПб., 1991. С.54.
[27] Марочкин В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта. М., 2003. С.55.
[28] Данилов Д. Культурный миф нашего поколения. http://www.apn.ru/publications/print9758.htm
[29] Троицкий А. Рок-музыка в СССР. М., С.55.