Функционализм и другие стили
· В отличие от конструктивизма функционализм чаще всего лишён монолитности образа. При детальном рассмотрении дом распадается на отдельные блоки.
· В отличие от сталинского ампира функционализм лишен помпезности, претенциозности и до предела технологичен. Дома напоминают не дворцы, а серийные ульи с квартирами-сотами.
· В отличие от неоготики — дешёвые искусственные материалы и видимое отсутствие крыши.
· В отличие от хай-тека — закрытость маленьких окон, тяжеловесность и непрочность.
Интернациональный стиль — ведущее направление модернистской архитектурной мысли периода 1930—1960-х гг. Пионерами интернационального стиля были в основном выросшие из эстетики конструктивизма архитекторы: Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп в Германии, наиболее яркими и последовательными представителями — Ле Корбюзье(Франция), Мис ван дер Роэ (Германия — США) и Якобус Ауд (Нидерланды).
Особенности стиля
Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и всяческих разновидностей исторического декора в пользу прямых линий и других чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом стал железобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства. Это была архитектура индустриального общества, которая не скрывала своего утилитарного предназначения и способности экономить на «архитектурных излишествах». Неофициальным девизом движения был предложенный Мис ван дер Роэпарадокс: The less is more («меньше — значит больше»).
В послевоенное время типичным воплощением идеалов интернационального стиля были геометрически отточенные небоскрёбы Мис ван дер Роэ, Филипа Джонсона и Бэй Юймина. Ле Корбюзье эволюционировал в сторону более скульптурного подхода к архитектуре, при котором подчёркивалась грубая структура бетона (так называемый «брутализм»). Интернациональный стиль проник в архитектурно-консервативные страны, где появились свои «поэты железобетона» — Пьер Луиджи Нерви в Италии и Оскар Нимейер в Бразилии. Отдали дань эстетике этого направления и такие индивидуалистические мастера «органической архитектуры», как Фрэнк Ллойд Райт и Алвар Аалто.
Отход от интернационального стиля наметился в 1950-е гг. в произведениях Эро Сааринена, а в 1970-е гг. с критикой на ограниченность и «скучность» этого подхода обрушился основоположник архитектурного постмодернизма — Роберт Вентури.
·
Фабрика Фагус (Гропиус, 1911-13)
·
Рабочий посёлокВайсенхоф (Ауд, 1927)
·
Баухаус в Дассау (Гропиус, 1929)
·
Штаб-квартира ООН(коллектив авторов, 1950)
·
Пляс Виль-Мари (Бэй Юймин, 1962)
·
Сигрэм-билдинг (Мис ван дер Роэ и Филип Джонсон, 1958)
·
Метлайф-билдинг(Гропиус и др., 1963)
Вальтер Гропиус Фабрика
Вальтер Гропиус
Ле Корбюзье
Ле Корбюзье
Мис Ван дер Рэо
Мис Ван дер Рэо