II. Работа над произведением

Учащиеся читают часть рассказа А. И. Куприна «Слон», прочитанную ими дома.

Затем учитель дочитывает произведение до конца.

– Что хотите сказать?

– Что вас удивило, поразило?

– Что особенно тронуло? Прочитайте этот отрывок.

– Как вы думаете, что помогло девочке выздороветь?

II. Работа над произведением - student2.ru Физкультминутка

III. Составление плана рассказа.

– Понравился ли вам рассказ?

– Наверное, вам захочется поделиться прочитанным с кем-то из родных или друзей. Но как суметь рассказать таким образом, чтобы не забыть, не пропустить что-то главное, важное?

– В этом вам поможет план.

– На сколько смысловых частей можно разделить рассказ?

– О чем будет каждая часть?

– Дайте название каждой части. Вы можете использовать предложения из рассказа (данную работу лучше проводить в группах).

IV. Итог урока.

– Что вас особенно взволновало?

– Изменил ли что-то в ваших умах, сердцах сегодняшний урок?

 Домашнее задание:подготовить выразительное чтение наиболее взволновавшего отрывка, сделать к нему рисунок, доработать план; подготовиться к обобщающему уроку по теме «Были-небылицы»; по возможности принести свои любимые книги (любимую книгу) по данной теме.

Урок 49
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ
«БЫЛИ-НЕБЫЛИЦЫ»

Цели:обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Были-небылицы»; развивать внимание, наблюдательность, память, речь учеников.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Проверку домашнего задания можно начать с плана рассказа. Учитель вызывает к доске по одному представителю от каждой группы, они записывают план на доске.

– Внимательно прочитайте каждый из написанных планов.

– По какому плану вам было бы проще всего пересказать произведение А. И. Куприна «Слон»?

– Что бы вы изменили в других планах?

Учащиеся под руководством учителя редактируют планы на доске, если в этом есть необходимость, а затем исправляют план в своих тетрадях.

После этого группа, чей план был признан лучшим, пересказывает рассказ.

Далее дети читают отрывки, которые их наиболее взволновали, объясняя свой выбор.

III. Обобщение знаний учащихся.

– Мы закончили чтение произведений по теме… («Были-небылицы».)

– Понравились вам прочитанные произведения?

– Вы можете прочитать еще не одну интересную книгу «Былей-небылиц», но уже взяв ее в библиотеке. Некоторые из таких книг вы принесли сегодня на урок, но к ним мы обратимся несколько позже, а сейчас вспомним, о чем же мы читали…

– Этот мальчик сумел побывать на дне морском и выбрался оттуда живым и невредимым благодаря смекалке и сообразительности. Кто он? Кто рассказал о нем? (М. Горький. «Случай с Евсейкой»; Евсейка.)

Маленький мальчишка,

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает.

(Воробей.)

Этот «мальчишка» стал героем нескольких сказок. Назовите их. Вспомните авторов этих произведений. (М. Горький. «Воробьишко», К. Г. Паустовский. «растрепанный воробей».)

Ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (с. 42–44) – выборочно.

II. Работа над произведением - student2.ru Физкультминутка

– А теперь настало время обратиться к книгам, которые вы принесли на урок. Рассмотрим их.

Дети показывают принесенные ими книги, называют автора и заголовок книги и ставят книгу на книжную выставку.

– Чем вас привлекла эта книга? О чем она? Расскажите тот отрывок, который вам больше всего понравился.

Учащиеся коротко рассказывают содержание принесенной на урок книги и объясняют свой выбор.

IV. Итог урока.

– Что особенно запомнилось, понравилось?

– Что бы хотели выполнить еще?

– Что бы вы сделали по-другому?

– Оцените свою работу.

Урок 50
САША ЧЕРНЫЙ. «ЧТО ТЫ ТИСКАЕШЬ УТЕНКА?»,
«ВОРОБЕЙ», «СЛОН»

Цели:начать знакомить учащихся с поэзией Саши Черного; учить детей бережному отношению к природе, пониманию природы; работать над развитием мышления, красивой выразительной речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

Наши рекомендации