Распределение учебных часов на освоение основных разделов рабочей программы
На основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в учебном плане кафедры спортивного и эстрадного танцев Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий на изучение дисциплины «Основы актерского мастерства и режиссуры в хореографии» предусмотрено 160 часов.
Курс обучения | Количество часов по разделам программы | Всего часов | ||||
Теоретический подраздел | Методико– практический подраздел | Индивид. занятия | Самост. работа студентов | |||
курс | 1сем | |||||
2сем | ||||||
Всего: |
1.3. Тематический план изучения дисциплины
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | |||
Груп. | Индивидуальные занятия | Самостоятельная работа студента | |||
Теоретический (лекции) | Методико - практическ. | ||||
Введение | |||||
Раздел I | |||||
Основы актерской технологии в танце | |||||
Элементы системы актерского мастерства | |||||
Сценическое действие в хореографическом произведении | |||||
Решение актерских задач в танце | |||||
Раздел II | |||||
Основы режиссерского искусства | |||||
Стили и направления в хореографической режиссуре | |||||
Режиссерско-постановочные решения и приемы в танце | |||||
ИТОГО: | |||||
ВСЕГО: |
Содержание дисциплины
Материал дисциплины «Основы актерского мастерства и режиссуры в танце» составлен в определенной последовательности и содержит два основных раздела: «Актерское мастерство» и «Режиссура», взаимосвязанные между собой.
Актерское мастерство преподается преимущественно в первой части курса обучения; режиссура – в течение всего курса обучения, основная нагрузка падает на его вторую часть. Курс предусматривает теоретические и практические занятия (групповые и индивидуальные), а так же самостоятельную работу студента.
На теоретических занятиях по данной дисциплине студентам даются представления о понятиях «актерсоке мастерство» и «режиссура», их роли в сценическом искусстве, об их основных специфических особенностях и взаимосвязи как друг с другом, так и с хореографическим искусством. Методологической основой дисциплины является учение К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко о театральном творчестве и воспитании артистических способностей.
Практические занятия по актерскому мастерству посвящены раскрытию и освоению сущности актерского искусства как искусства сценического действия, его главных закономерностей и элементов техники, тех образных средств (и технических приемов), с помощью которых актер создает действенную линию танца, раскрывающую идейное содержание произведения в различных жанровых формах.
Практические занятия по режиссуре охватывают вопросы изучения задач и функций режиссерской профессии; развития у будущего руководителя хореографического коллектива аналитических, конструктивных, организаторских способностей, а так же творческого образного мышления, овладения умениями построить работу с исполнителем, проработать событийно-действенную структуру хореографического произведения, найти ориганильный режиссерский ход и сопутствующие ему элементы художественного оформления.
Занятия по данной дисциплине предусматривают практику постановки студентами драматических и хореографических работ на материале драматургических, музыкальных, литературных, живописных и др. произведений.
Введение
Взаимопроникновение различных видов искусств (зрелищно-пластических, словесно-литературных и др.). Синтетичность хореографического творчества. Специфические особенности и взаимосвязь актерского, режиссерского и хореографического творчества. Значение режиссуры и актерского мастерства в создании хореографического произведения.
Раздел I
Основы актерской технологии в танце
Талант актера – природные данные и приобретенные способности. Признаки артистической одаренности. Психофизическая природа актерского искусства. Единство актера – творца и актера – образа. Феномен актерской игры. Профессионализм и дилетантство в актерском искусстве.
Особенности создания сценического образа в танце. Компоненты и этапы работы над хореографическим образом. Актерская техника как условие и способ реализации хореографических задач. Артистическая индивидуальность и ансамбливость в исполнении танца. Актерская перспектива в хореографической роли. «Зерно» роли.
Задания:
- провести сравнительный анализ исполнения роли в хореографическом и драматическом спектакле на материале одной пьесы, например «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, выявить общие и специфические черты артистической техники;
- подготовить доклад на тему: «Актерский талант танцовщика» (на материале творчества одного из выдающихся хореографов по выбору студента);
- принять участие в различного рода играх (сюжетных, бессюжетных), выявить природу игры, сделать сравнительный анализ сценической и обычной досуговой игры;
- подготовит актерские этюды на тему: «Что я люблю и ненавижу»; обосновать, почему актерское искусство должно быть исповедальным.