Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«ОРЕНБУРГСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИКИ»

(ГАПОУ ОКЭИ)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

_____________________ С.В. Поспелова

«___» ___________________ 2014 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По выполнению контрольной работы

По дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»

Для студентов отделения заочного обучения

Специальности

Банковское дело»

Оренбург 2014

Разработчик:

Шавель И.Ю. - преподаватель ГАПОУ «Оренбургский колледж экономики и информатики» Министерства образования Оренбургской области.

Одобрена:

Цикловой комиссией общественных дисциплин, протокол заседания комиссии № ______ от «_____»__________________201___г.

Силкина М.Г. - председатель Цикловой комиссией экономических дисциплин

ГАПОУ «Оренбургский колледж экономики и информатики» Министерства образования Оренбургской области.

Пояснительная записка

Цель преподавания дисциплины: получение студентами специальных знаний и представлений, необходимых для работы в профессиональной банковской деятельности.

Основные задачи курса:

- обеспечить обучающихся необходимыми знаниями о сущности денег, денежном обращении, сущности финансов и финансовой системы, методах и принципах кредитования.

- способствовать приобретению студентами знаний, опыта в области банковского дела как отечественных, так и зарубежных ученых;

- способствовать развитию у обучающихся (а в будущем – практиков) аналитического восприятия организации как хозяйствующего элемента в многогранной внешней среде.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;

- рассчитывать денежные агрегаты и анализировать показатели, связанные с денежным обращением;

- анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;

- составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности риска;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- сущность финансов, их функции и роль в экономике;

- принципы финансовой политики и финансового контроля;

- структуру финансовой системы; принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;

- законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег;

- основные типы и элементы денежной системы;

- функции, формы и виды кредита;

- структуру кредитной и бюджетной системы, функции банков и классификацию банковских операций;

- цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;

- виды и классификацию ценных бумаг;

- характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формировании ее экономической системы.

Самостоятельная работа студентов направлена:

- на глубокое изучение отдельных вопросов, кратко рассматриваемых на аудиторных занятиях дисциплины .

Требования к результатам освоения основной профессиональной

Образовательной программы

Банковский работникдолжен обладать общими компетенциями, включающими в себя:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Специалист банковского деладолжен обладатьпрофессиональными компетенциями (по базовой подготовке), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Ведение расчетных операций.

ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание.

ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты.

Осуществление кредитных операций.

ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов.

ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.

ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов.

ПК 2.4. Проводить операции на рынке банковских кредитов.

ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузка 259 часов, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка - 40часов;

-практические занятия -14 часов

- самостоятельная работа - 219 часов;

- экзамен

3. Тематический план

Раздел 1 Деньги и денежная система  
Тема 1.1 Деньги как всеобщий эквивалент Функции денег. Виды денег. Роль денег в современных условиях. Наличный и безналичный денежный оборот. Закон денежного обращения. Элементы денежной системы. Понятие денежного оборота, его виды
Раздел 2 Финансы и финансовая система  
Тема 2.1Финансы как экономическая категория Понятие централизованных и децентрализованных финансов, функции финансов. Финансовая система и ее звенья
Тема2.2.Бюджетная система Доходы и расходы бюджета. Принципы построения бюджетной системы. Бюджетная классификация. Внебюджетные фонды. Страховые взносы
Тема2.3 Налоги их виды и функции. Налоговая система. Виды налогов и функции. Прямые и косвенные налоги. Финансовый контроль. Упрощенная система налогообложения
  Практическое занятие №1 Расчет различного вида удержаний
Тема 2.4 Страхование сущность и функции.. Роль страхования в экономике. Виды страхования. Участники страховых отношений. Формы страхования. Страхование ответственности
  Практическое занятие№2. Расчет страхового возмещения и страхового ущерба
Тема2.5 Финансы коммерческих организаций Принципы построения финансов предприятий. Основные и оборотные фонды предприятия. Прибыль предприятия. Рентабельность предприятия
  Практическое занятие .№3. Рассчитать сумму и структуру доходов и расходов коммерческой организации
Раздел 3 Кредит и банки  
Тема 3.1 Сущность и формы кредита. Функции кредита. Значение и развитие кредита на современном этапе. Принципы кредитования. Государственный кредит
  Практическое занятие № 4. Рассчитать сумму процентов за пользование кредитом.
Тема 3.2 Банки, банковская система и ее уровни. Виды банков. Происхождение банков и их роль в экономике. Специализированные кредитно-финансовые институты . Ставка рефинансирования
Тема 3.3 Активные и пассивные операции банков Банковская ликвидность Перечень элементов банковского бизнеса, как главного источника формирования прибыли
Тема 3.4. Центральный банк России, основные задачи и цели. Центральный банк России. Функции центрального банка. Операции центрального банка. Денежно-кредитная политика
  Практическое занятие №5. Рассчитать сумму процентов по депозиту
Раздел 4. Ценные бумаги и фондовый рынок  
Тема4.1 Рынок ценных бумаг, его значение, основные понятия. Рынок ценных бумаг, особенности и классификация. Участники рынка ценных бумаг. Виды рынков. Значение рынка ценных бумаг. Фондовые биржи
Тема 4.2 Виды ценных бумаг. Понятие ценных бумаг. Основные виды ценных бумаг. Акция как долевая ценная бумага. Облигация как долговая ценная бумага
  Практическое занятие № 6 Определение дохода по акциям
  Практическое занятие №7 Определение дохода по облигациям.

Наши рекомендации