Основные элементы судна
Маломерное судно, как и любое транспортное судно, по своей композиции делится на корпус (само судно) и надстройку или рубку.
Надстройка — конструкция над корпусом судна, являющаяся продолжением его бортов, или помещение, расположенное на палубе по всей ширине судна (корпуса).
Рубка — конструкция на палубе, не занимающая всей ширины корпуса судна (остаются проходы на палубе вдоль бортов). На маломерных судах рубкой часто называют помещения для управления судном и двигателем.
Носовая часть палубы называется баком, надстройка над ним — баковой. Кормовая часть палубы называется ютом, надстройка над ним — ютовой.
Надстройки и отдельные рубки имеют только крупные катера и моторные яхты. Большинство моторных катеров имеет надстройку, где рубка совмещается с помещением для пассажиров. Вместо надстройки часто устанавливают бортовые ограждения от захлестывания воды, с ветровым стеклом и неполным постоянным или откидным тентом.
Корпус судна является основной частью судна, он состоит из набора и обшивки. Набор состоит из продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки — оболочки судна, обеспечивающей корпусу водонепроницаемость и совместно с набором прочность и жесткость. Очертания корпуса, как правило, плавны, заострения характерны только для носа и кормы.
Переднюю оконечность судна называют носовой, а заднюю — кормовой, боковые стороны, или стенки корпуса, называют правым и левым бортами, если смотреть с кормы на нос судна. Часть корпуса, находящуюся под водой, называют подводной, а над водой — надводной. Нижнюю часть корпуса называют днищем, а верхнюю, горизонтальную, — палубой. Палуба на маломерных судах, например мотолодках, может отсутствовать.
Фальшборт — легкая конструкция — продолжение борта над палубой в носовой и средней части судна. В кормовой части фальшборт называется гакабортом. Фальшборт может быть временным, деревянным или брезентовым, поднимаемым па время волнения, при проходе порогов, движении под парусом и т. д.
Кокпитом называется открытое помещение для команды или пассажиров в корпусе судна, окаймленное по краю комингсом, предохраняющим от захлестывания волн.
Набор корпуса судна (рис. 3) — конструктивное оформление, состоящее из следующих продольных и поперечных связей:
Киль — основная продольная связь, идущая по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня в виде балки, киль является элементом, обеспечивающим прочность судна.
Форштевень — переднее конструктивное оформление (продолжение киля), им заканчивается набор корпуса судна с носа.
Рис. 3. Конструктивный чертеж быстроходного катера: 1 — киль; 2—форштевень; 3—транец; 4 — скуловой стрингер; 4а — скуловая планка; 5—привальный брус; 6— планширь (ватервейс); 7 — флортимберс; 76 — топтимберс; 8—наружная обшивка; 9 — пазовая рейка; 10 — настил палубы; 11 — бимс; 12 — буртик; 13 — комингс; 14 — брус фундамента; 15 — надмоторный люк; 16 — брештук; 17 — кница; 18 — скуловая кница; 19—водонепроницаемая переборка; 20 — лежни слани; 21 — слань; 22— внутренняя обшивка
Рис 4. Продольный разрез моторного барказа типа ВМ: 1 — форпик; 2 — ахтерпик; 3— продольные банки: 4 — поперечные банки; 5 — бортовые отсеки для хранения спасательных нагрудников; 6 — отсек топливных цистерн; 7 — ящик для хранения запасных деталей и инструментов; 8—двигатель; 9 — реверс-редуктор; 10 — соединительная муфта; 11 — гребной вал; 12 — дейдвудная труба; 13—бронзовый трехлопастный винт; 14 — обтекатель; 15 — дейдвуд; 16 — рычажный румпель; 17 — перо руля; 18 — баллер; 19 — рулевой крюк; 20 — подпятник; 22 — скользящая муфта; 24 барабан штурвальная рама; 28 — банка; 29 — штурвальное колесо; 30 — бортовой отличительный огонь; 32 — роульс; 33 — битенг
Ахтерштевень — конструктивное оформление кормовой оконечности судна (продолжение киля), им оканчивается набор корпуса судна с кормы. Ахтерштевень может состоять из двух частей: передней — старнпост, через который проходит гребной вал, и задней — рудерпост, на который навешивается руль.
На моторных лодках с кормы находится транцевая доска (транец).
Стрингеры—внутренние продольные связи под крепления обшивки, они делятся на бортовые и днищевые — кильсоны,
Карлингсы — продольные подпалубные связи.
Шпангоуты — поперечные бортовые связи корпуса.
В теоретическом чертеже шпангоутами называют обводы поперечного сечения судна.
Шпация — расстояние между двумя шпангоутами.
Бимсы — поперечные связи палубы.
Корпус маломерного судна может быть разделен поперечными переборками, которые делаются водонепроницаемыми. Переборки могут доходить до палубы или быть различными по высоте. Крайняя носовая часть судна между форштевнем и первой носовой переборкой называется форпиком, крайний кормовой отсек — ахтерпиком.
Привальный брус:
1. Продольный брус с внутренней стороны борта деревянной шлюпки на высоте ватерлинии, а чаще выше нее, связывающий верхние концы шпангоутов одного борта.
2. Деревянный или металлический брус, установленный снаружи борта для предохранения судна от повреждения во время ударов при швартовке.
Планширь — плоский брус, накрывающий кромку обшивки и торцы шпангоутов.
Буртик — продольная деревянная обносная рейка с наружной стороны бортов, выполняющая роль наружного привального бруса, который служит для защиты бортов от повреждения.
Комингсы — конструкция, окаймляющая вырез в палубе для ограждения люков и кокпитов от захлестывания их водой.
Сланью, или поелом, называются щиты из досок, которые укладываются на шпангоуты для предохранения их и обшивки.
Кроме корпуса судна, любительское судно имеет ряд устройств и оборудование: рулевое, швартовое, якорное и т. д. Они описаны в разделе III «Судовая практика».
Ниже в порядке примера приводится описание устройства моторного барказа для перевозки людей и грузов БМ-16 (рис. 4 и 5).
БМ-16 имеет следующие технические данные: длина наибольшая 10, 4 м; ширина наибольшая 2, 86 м; водоизмещение с полной нагрузкой 8, 3 т; осадка 0, 61 м; наибольшая скорость хода 7 узлов; мощность двигателя при 1500 об/мин 20 л. с.; дальность плавания при скорости 7 узлов—13 миль; район плавания — прибрежная 20-мильная полоса; мореходность при состоянии моря: до трех баллов барказ допускается к плаванию при полной нагрузке (52 человека) и любых оборотах двигателя; до четырех баллов барказ допускается к плаванию при 50-процентной нагрузке (26 человек) и средних оборотах двигателя; свыше четырех баллов барказ допускается к плаванию с уменьшенной нагрузкой и при малых оборотах двигателя.
Рис. 5. Рулевое устройство моторного барказа БМ-16: 16 — рычажный румпель; 18—баллер; 21 — штуртрос; 23 — планка, движущаяся в прорези румпеля; 25 — одношкивные ролики; 26 — талреп; 27 — штурвальная рама; 28 — банка; 31—киповая планка
Корпус барказа деревянный. Набор изготовлен из дуба и скреплен латунными и стальными болтами, а также шурупами. Наружная обшивка сосновая, диагонально-продольная. Наружный слой продольный, а внутренний диагональный. Между слоями обшивки для водонепроницаемости проложена бязь на подмазочном лаке. Обшивка к набору крепится шурупами.
В оконечностях барказа (см. рис. 4) расположены отсеки, в носу — форпик 1, в корме — ахтерпик 2, предназначенные для хранения предметов снабжения. Внутри корпуса для сидения по обоим бортам установлены продольные 3 и две поперечные банки 4. Под продольными банками в бортовых отсеках 5 хранятся спасательные нагрудники, а в отсеке 6 установлены топливные цистерны. Под кормовой банкой 4 оборудован ящик 7 для хранения запасных деталей и инструментов.
В корме барказа на специальном фундаменте установлен двигатель 8 с реверс-редуктором 9. Вращение от реверс-редуктора через соединительную муфту 10 передается гребному валу 11, который проходит через дейдвудную трубу 12, расположенную в дейдвуде 15. На конце гребного вала насажен бронзовый трехлопастный винт 13 с обтекателем 14.
Управление барказом производится с помощью рулевого устройства, которое состоит из руля, тросовой передачи и штурвала. Руль у барказа навесной, за транцем. Барказные рули бывают деревянными со съемными румпелями (как у шестивесельного яла) и металлические — сварные.
Металлический руль состоит из пера руля 17 и баллера 18, имеющего два рулевых крюка 19 для навешивания руля. Баллер пяткой опирается на подпятник 20, который защищает гребной винт от поломки при касании грунта и посадке барказа на мель. К головке баллера приварен изогнутый рычажный румпель 16, к свободному концу которого крепится штуртрос 21 (см. рис. 5). Крепление штуртроса к румпелю осуществляется с помощью скользящей муфты 22 или планки 23, движущейся в прорези румпеля (см. рис. 4 и 5).
Штуртрос представляет собой кусок стального троса, середина которого заложена тремя-четырьмя шлагами на барабан штурвала. Концы штуртроса пропущены через одношкивные ролики 25 и талрепами 26 крепятся к планке 23. Талрепы служат для регулировки натяжения штуртроса.
Барабан штурвала 24 изготовлен из стали, имеет по краям буртики, а посредине — стопорный винт для крепления среднего шлага, штуртроса, чтобы он не проскальзывал по поверхности барабана. Барабан штурвала вращается в подшипниках штурвальной рамы 27, установленной на банке 28. На оси барабана укреплено на шпонке штурвальное колесо 29.
Моторные барказы имеют иногда съемную сваренную из стальных листов рубку, расположенную над двигателем. Рубка имеет поручни, иллюминаторы, двери и люк для прохода подъемного стропа сверху. Снаружи на рубке устанавливаются ревун с кнопкой для сигнализации и педальный выключатель к звонку, с помощью которого передаются приказания мотористу. Внутри рубки, кроме звонка, установлен плафон для освещения.
На барказе установлена штепсельная розетка морского образца для включения переносной электролампы с электропроводом, применяемой для освещения, а также в качестве гакабортного или носового огня.
Огни, ревун, плафон в рубке и звонок питаются электроэнергией от аккумуляторной батареи.
Для швартовки, буксировки и постановки на якорь на барказе установлены киповые планки 31, утки, роульс 32 и битенг 33.