Айки-до придёт к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым со Вселенной
5. Айки-до - это путь силы и сострадания, который ведет к бесконечному совершенству и вечно растущей славе Бога.
5.2 Психологические основы Айки-до.
В данной главе мы рассмотрим психоаналитическое обоснование возникновения такого искусства как Айки-до.
Ни один человек не в может постоянно жить в состоянии "полной боевой готовности". Ведь мы всё время находимся в гуще энергий и информации, положительной и отрицательной (по отношению к нам). Значит, мы все, в той или иной степени, подвержены воздействию, и не обязательно со стороны хулиганствующих элементов, но и со стороны ближайшего окружения. В магазине толкнули, в транспорте неловко встали на дороге, ткнули кого-то портфелем и т. д. Это жизнь. От всего этого надо защищаться или просто всё это терпеть. Возникает вопрос: как и где ставить защиту и ставить ли её вообще?
Говорить об абсолютной защите достаточно сложно. Во-первых: мы, как правило, не знаем, когда, во сколько и как на нас нападут. Во-вторых: защита, ставящаяся "на всякий случай", с упреждением, или провоцирует нападение (теория виктимности - когда жертва провоцирует преступника) или само по себе ожидание нападения воздействует на человека не хуже самого изощрённого удара.
Теперь рассмотрим концепцию защиты в аспекте единоборств. Если рассматривать все известные нам единоборства, то можно увидеть, что все техники легко классифицируются на четыре большие группы: удары, болевые захваты, броски, удушения. Первые три группы основаны на теории физической травмы: после нанесения удара, применения броска или ломающего захвата противник, как правило, теряет сознание от болевого шока или, получив серьёзное повреждение тела, теряет способность активно двигаться. Удушения делятся на две группы: дыхательные (когда противнику не дают возможности дышать) и кровяные (когда перекрывают доступ свежей крови в мозг противника). Разнообразие стилей и направлений единоборств является ни чем иным, как всевозможными комбинациями выше перечисленных методов воздействия на человека, точнее, на его физическое тело.
Теперь обратимся к вопросу о последствиях применения таких "защитных" средств, какие нам предлагает Каратэ, Дзю-до, Дзю-Дзюцу, бокс и т. д. Во-первых: нанося ответный удар (бросок, удушение, болевой захват), человек берёт на себя не только ответственность за последствия нанесённых травм, но и несвойственную ему функцию "бича Божьего". Во-вторых: нанося ответный удар, защищающийся подвигает противника "на соревнование" - ристалище, но не по типу рыцарского турнира, а скорее по образу гладиаторского турнира или "уличной драки из-за угла" с ударами сзади или в пах, кастетом или кирпичом. В-третьих: вступая в драку или поединок, каждый регламентирует свои действия своим внутренним укладом и правилами ведения поединка, о которых противник может не знать, применяя свои, на взгляд защищающегося, подлые и нечестные методы. В-четвёртых: нанося ответный удар, защищающийся лишает себя возможности простить нападающего, понять, а это главное, что в нём такого, что притянуло удар, какие были ущемлены "любимые мозоли", какие комплексы поведения были нарушены и т. д. И в-пятых: после получения ответного удара нападающий строит свои действия уже не как агрессор, а как защищающийся, причём действия его слабо контролируются из-за болевого шока, который ему причинил объект нападения.
Давайте также обсудим следующий вопрос: какой силы должно быть ответное действие на нападение? Если удар или захват будет смертельным (т. е. противник после действий защищающегося умирает), то вопрос о последствиях ясен: гнев родственников, друзей погибшего, законы страны, в которой он проживает, вполне ясно и наглядно представляют его будущее. Если он своими действиями нанесёт противнику травму, то в зависимости от её тяжести его будущее также вполне предсказуемо. Если его удары и захваты будут слабы, то он рискуете своими действиями привести противника в такую ярость, которую укротить он будет не в силах, даже при очень большом желании. Как видите, есть над чем подумать.
Согласно многим философским течениям, нападающего надо простить. "Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его; ибо, делая сиё, ты соберёшь ему на голову горящие уголья" (ап. Павел, Римл. 12.20). Но тогда остаётся возможность развития ситуации по следующим сценарию: не получив должного отпора от защищающегося, противник возомнит себя суперменом, поверит в свою безнаказанность и будет искать следующую жертву, на которой он бы смог ещё раз проверить свои силы.
Вопрос остаётся открытым: что делать, если на вас всё-таки совершено нападение (физическое или психологическое)? Ответ на этот вопрос даёт Айки-до. О-сэнсэй говорил: "Айки-до - это не техника, с помощью которой борются с врагами. Это путь для всеобщего примирения и для объединения всех людей в единую семью. Секрет Айки-до заключается в том, чтобы мы могли прийти к гармонии со вселенной и достичь согласия со всем миром".
Для того, чтобы понять принципы Айки-до, которое, как говорил О-сэнсэй, основано на законах природы, надо сначала эти законы изучить и понять. Для начала мы рассмотрим законы психического мира.
Сейчас, пожалуй, уже никто не будет отрицать наличие у человека так называемой психической энергии. Хотя для Востока эта тема далеко не нова, Запад только открывает для себя всю глубину и мощь этого типа энергии. Мы не будем говорить здесь о гипнозе или подобным ему вещам. Нас интересует наша повседневная жизнь, с её бешеным темпом, со стрессами и т. д.
Первое, что мы рассмотрим - это мысль. Каждый человек каждую минуту и каждую секунду пропускает через своё сознание сотни и тысячи мыслей. Из них запоминаются лишь некоторые, которые прошли через какие-то яркие эмоции: страх, гнев, смех и т. д. И никогда человек не задумывается, что каждая, мы повторяем - каждая мысль так просто не улетучилась без следа. Каждая мысль, имея свою силу и свою цель, должна выполнить волю того, кто её создал. Мы говорим именно "создал", потому что, рассмотрев законы обращения мыслей или, как говорят на Западе, "психической энергии", мы поймём всю важность и необходимость культуры мыслей, их силу и выработаем методику наилучшей и самой совершенной защиты.
Вначале нам необходимо рассмотреть законы, по которым действует рождённая мысль. Обратимся к книге Ю. М. Иванова "Йога и психотренинг".
"Мысль подобна электричеству и управляется она если не теми же, то тождественными законами. Каждая созданная нашим умом мысль есть сила большей или меньшей напряжённости. Степень силы мысли зависит от того, как она создаётся нами. Когда человек думает, то от него исходит, как лучи света от солнца, неуловимый, невидимый поток энергии, который и производит большее или меньшее воздействие, влияние на окружающих. Если мы думаем слабо, вяло, нерешительно, то и сила нашей мысли будет такой же почти ничтожной. Если же мы думаем сосредоточенно, не уклоняясь в сторону, твёрдо, энергично, настойчиво, то сила нашей мысли будет могущественной и исполнит своё назначение, достигнет цели. Поэтому развивайте в себе сильные, мощные мысли. Вложите в ваши дела, в речь всю душу, твёрдую волю, и вас поймут, на каком бы языке вы ни говорили, вам будут повиноваться, идти за вами. Слова в речи играют второстепенную роль; главное - мысль, сила мысли и воли, напряжение, вложение души в вашу речь. Такая речь творит чудеса; она как бы сковывает слабо мыслящих людей и подчиняет их сильной воле.
Согласно йоговской теории, всё пространство Вселенной наполнено тончайшей всепроницающей материей, называемой аказой, или эфиром. Когда человек думает, то в определённых комплексах мозговых клеток происходит движение, которое производит вибрации, колебания эфира. Эти колебания эфира волнообразно распространяются в пространстве. Они касаются мозга окружающих и производят в мозговых клетках те же движения, которые происходили в мозгу создателя мысли. А одинаковые движения одинаковых мозговых клеток производят и одинаковые мысли."
Далее Ю. И. Иванов приводит пять свойств мыслей.
1-е свойство.Мысль есть сила (энергия), подобная электромагнитному излучению (но более тонкая), и, как электромагнитное излучение, передаётся от источника к приёмнику (от одного человека к другому) через какое угодно пространство. Таким образом, один человек может мысленно влиять, воздействовать на другого.
2-е свойство.Мысль производит волны эфира, или так называемые мыслительные волны; последние создают в окружающих те же мысли, которые родятся в нашем мозгу. Поэтому, как думаете вы о себе и других, так будут думать о вас и окружающие.
3-е свойство.Мысль обладает свойством притягивать другие подобные мысли. Боязливая мысль притягивает к себе такие же мысли боязливых людей, и запас силы её увеличивается; смелые мысли притягивают к себе такие же и т. д. Вы идёте тёмной ночью в глухой незнакомой местности, идёте смело. Вдруг явилась у вас маленькая боязливая мысль. Через некоторое время вам уже страшно, вы не можете преодолеть этого страха. Почему? Потому что лишь только у вас появилась мысль страха, к ней устремились мыслительные волны всех боязливых людей. Поэтому всегда отгоняйте от себя страх, не запасайте силы боязливых мыслей.
Рассмотрим ещё пример. Вы подумали о ком-либо с ненавистью и не отогнали этой мысли. Ваша мысль вместе с чувством ненависти стала быстро разрастаться и отравлять вашу душу. Почему? Потому что ваша мысль ненависти притянула мысли других ненавидящих людей, через это она значительно усилилась, затем достигла того, о ком вы так дурно думали, и произвела в нём такую же мысль; он к вам относится теперь уже с ненавистью, если не умеет искоренять таких мыслей. Его мысли влияют уже на вас и ещё более усиливают вашу ненависть, которая снова воздействует на него, и т. д. Ненависть возрастает всё больше и больше. Искореняйте же мысли ненависти.
Так же обстоит дело и с другими мыслями. Любовь вызывает любовь, печаль возбуждает печаль; на обман отзываются недоверием. Поэтому всячески отгоняйте от себя дурные, вредные мысли.
4-е свойство.Мысль обладает свойством привлекать и отталкивать окружающих, как и магнетизм, и по тем же законам, только с большей силой: добрые, полезные мысли привлекают к нам ближних, а злые, вредные отталкивают. Поэтому воспитывайте в себе добрые, полезные мысли и искореняйте злые, вредные. "Выпалывайте" чаще ваш духовный мыслительный сад.
5-е свойство.Мысль влияет не только на окружающих, но и на нас самих. Всякая мысль оставляет более или менее глубокий след не только в духовном строе человека, но и на его физическом облике. Если вы задумаетесь, это сейчас же отразится на вашем лице; рассердитесь - то же самое; при весёлых мыслях у вас и соответствующее выражение лица.
Если вы часто сердитесь, бываете "не в духе", то на вашем лице всё чаще появляется неприятное, злое выражение; в конце концов это выражение становится уже привычкой. Вот почему по физиономии человека всегда можно определить его характер, о чём он чаще всего думает, как смотрит на жизнь и окружающих. Наружность человека соответствует его внутреннему содержанию.
Великий Будда также упреждал своих учеников о чистоте мыслей.
"Из трёх видов действия, - говорил Будда, - наиболее губительное не слово, не телесный поступок, но мысль". С момента возникновения решения зла человек уже виновен - выявлено ли оно или нет.
"Главный элемент во всём есть мысль. Превыше всего - мысль. Всё совершается мыслью. Если человек говорит или действует со злобной мыслью, страдание сопутствует ему, как колесо следует за копытом животного, которое тащит повозку".
"Если человек говорит или действует с благою мыслью, счастье следует за ним, как никогда не покидающая тень его".
"Враг наносит зло врагу, ненавидящий ненавидящему, но хуже всего зло, нанесённое ложно направленным умом".
Также и бдительность над своими мыслями особенно настойчиво указывалась Учителем, ибо если ученик, слишком уверенный в достигнутых им результатах, ослабит свою бдительность, он дорого заплатит за малейшее упущение. Этот совет преподан притчей: "Человек был ранен отравленной стрелой. Доктор, вынув стрелу, предписал раненному внимательно следить за раной. Но больной вообразил, что ему более нечего опасаться. Лишённая ухода, рана воспалилась и причинила смерть и тяжкие страдания".
"Бдительность есть путь к бессмертию. Нерадивость - путь к смерти. Тот, кто бдителен, не умирает. Тот, кто нерадив, уподобляется мёртвому".
"Тот, кто непостоянен в мыслях, кто не ведает истинного закона, кто шаток в доверии, тот не познаёт полноту мудрости".
"Как лучник выпрямляет свою стрелу, так мудрый человек выправляет свой изменчивый и шаткий ум, который трудно охранить, которым трудно руководить".
"Как дождь протекает в дом через плохо крытую крышу, так и вожделение проникает в плохо обузданный ум".
"Большие и малые оковы у бикшу, любящего бдительность и страшащегося нерадивости, - сожжены. Он движется подобно огню".
Указывая, как безумно, с точки зрения полезности, уступать низким наклонностям, Будда говорил: "Чувство, ради которого вы унизили себя, скоро будет для вас лишь воспоминанием, подобно удовольствию, испытанному во сне. Но то, что останется постоянным, живым укором, - это поступок, содеянный ради этого удовольствия".
"Чистая нравственность, как надутый кожаный мешок, повреди её однажды - погибнет. Подобно тому, если однажды удовлетворить порочные наклонности, уже ничто не остановит стремление страстей, и человек представленный самому себе, безвозвратно погибнет".
"Орошатели отводят воду, куда хотят; лучники выправляют стрелу; плотники сгибают дерево по своему усмотрению; мудрые гнут самих себя!".
В Приложении читателю представлен один из трудов Анни Безант (Президента Теософического общества) “О некоторых затруднениях во внутренней жизни”, в котором рассмотрены некоторые проблемы духовного роста человека.
Подведём итог. В человеке важно всё: и его тело, и его дух, и его мысли. Если человек, который хочет изучить Айки-до, будет тренировать только тело - его успехи будут незначительны и неустойчивы. Это в особенности касается тех, кто приходит в Айки-до из других видов единоборств. Если этот переход не плод долгих тренировок и раздумий, а только лишь дань моде, очередное средство для достижения его эгоистических стремлений, то человек вскоре разочаруется и может больше никогда не вернуться в до-дзё. Но если человек стремиться познать себя, стремиться к гармонии в себе и гармонии в отношении с окружающими - то его путь только через тот путь, который показал нам О-сэнсэй. И даже если человек не стремиться изучать техники, а более глубоко концентрирует своё внимание на изучении философии Айки-до, его духовного наследия - этого человека нечем упрекнуть.
5.3 Физические основы Айки-до.
Как мы уже отмечали, техники Айки-до носят щадящий, неразрушающий характер. Они направлены на защиту как от нападения, так и на защиту самого агрессора от возможных травм. В этой главе мы рассмотрим эту систему.
Первое, что сделал О-сэнсэй - это отказался от тех техник, которые могут принести травмы. В первую очередь в Айки-до отсутствуют удары по телу противника. Хотя в Айки-до и есть раздел техник "атэми" (удары), но смысл этой техники в корне отличается от того, который в него вкладывают в каратэ, боксе или дзю-дзюцу. Атэми в Айки-до - это техника рассеивания концентрации противника. Если выразиться словами западного человека, то “атэми - это техника перенесения внимания противника путём имитации удара по его телу”. А если выразиться словами Коити Тохэя, то атэми - это способ рассеивания потока Ки противника. Коити Тохэй в своей книге "Айки-до" пишет, что, если поток Ки противника сильнее вашего, то можно рассеять этот поток просто быстро направив руку к лицу противника без прикосновения. Такие "условные удары" наносятся как в лицо, так и в пах. Кисть руки при таком "ударе", как правило, в кулак не сжимается, а сохраняет своё естественное раскрытое положение. Этим достигается свободное истечение Ки из руки, а следовательно эффект от "удара" лучше, чем при сжатой в кулак кисти.
Следующее, от чего отказалось Айки-до - сгибание суставов в противоестественное положение. Про это мы можем прочитать в книге А. Уэстбрук и О. Ратти "Айки-до и динамическая сфера":
"Стратегия защиты Айки-до определяется по следующим параметрам:
1. Теория физического повреждения, которая, подчиняясь этическим принципам искусства, требует от ученика уважения к природному единству анатомии человека.
2. Теория физического страдания, которая придаёт лишь второстепенное и временное значение причинению боли в процессе нейтрализации нападения, что делает самозащиту более совершенной, исключительно в манере айки.
Теория физического повреждения основывается на очевидных структурных ограничениях человеческого тела. Рука может сгибаться до определённого предела, иначе она сломается. Позвоночник тоже может выдержать только определённое давление. Нанесение серьёзного повреждения кому-либо, в том числе нападающему, считается "не-айки", показателем недостаточного контроля и мастерства, т. к. стратегия более высокого уровня может привести к желаемому результату, т. е. нейтрализации любого нападения и эффективной самозащиты без использования таких сравнительно примитивных средств.
Теория физического страдания идёт дальше в этом направлении и настаивает на том, что любая боль, ощущаемая при применении техники Айки-до, если эта техника выполнена правильно, должна быть кратковременной. Лучшие учителя Айки-до постоянно убеждают учеников никогда не оказывать давление на суставы, а только слегка превысить нормальное растяжение. Любая ощущаемая боль кратковременна и предназначается только для содействия выполнению техники нейтрализации. Практичность этой стратегии очевидна: боль действует как предупреждающий сигнал, в результате чего человек становится неподвижным или пытается как-то избежать болевых ощущений. На высшем уровне Айки-до действует так быстро и чётко, что нападающий даже не осознаёт, что произошло.
Даже в древних боевых искусствах обыкновенная самозащита ценилась не так высоко, как способность защитить себя эффективно, но с таким контролем, что нападающему не наносится вреда. Эти искусства называются "чрезвычайно сложными", "утончёнными", "тайными", и со временем они стали принадлежать не так к боевым искусствам, как к религии, философии и высшим сферам существования человека.”
Коити Тохэй в своей книге "Айки-до" пишет: "Когда мы видим, что кто-то выворачивает руку другому, то обычно это называют "Суаки Гяку". Но в Айки-до это не принято. "Гяку" обозначает то, что противоречит принципам естества, тогда как "Дзю" означает следовать этим принципам. Айки-до следует законам Природы, сгибает там, где природа направляет противника в направлении его Ки. Поэтому в Айки-до нет "Гяку", есть "Дзю". Если сгибать сустав с силой против естественного положения, то это "Гяку", и это насилие над телом. Всякая техника Айки-до приносит пользу здоровью и все ученики должны это осознать. Вообще говоря, изучение "Гяку" в целях нанесения увечий есть проявление нехорошего отношения. Айки-до есть изучение принципов природы и их открытое применение."
Следующее, чему в Айки-до уделяется внимание - это контроль при падениях. В Айки-до есть термин "укэми" - "искусство страховки". Тони Теленанс в своей книге "Айки-до. Кэн-до." пишет:
"Слово "укэми" содержит идею обороны. Действительно, речь идёт об обороне, предназначенной смягчить падение в результате броска. В Айки-до используют в основном два типа страховки: усиро укэми (страховка назад) и мае укэми (страховка вперёд). Заметим, что в противовес дзю-до, в Айки-до падают не ударяя рукой о ковёр. Чтобы смягчить падение, ограничиваются спокойным катанием вперёд или назад, исходя из обстоятельств."
Так как Айки-до защищает анатомическую целостность всех участников поединка, то укэми применяется к противникам тоже. Для этого из Айки-до исключены все типы техник, которые могут привести к травме противника в результате его неконтролируемого падения. Истинные техники Айки-до не бросают противника, а проводят противника к такой ситуации, при которой он сам опрокидывает или улаживает своё практически неконтролируемое тело (как правило в положение лёжа лицом вниз, которое практически исключает дальнейшие агрессивные действия). А, исходя из искусства укэми, термин "нагэ" (бросок) в Айки-до используется в другом ракурсе, а не так, как в дзю-до или дзю-дзюцу. Если в других единоборствах броски выполняются с применением силы для отрыва противника от земли с дальнейшим его опусканием на землю (иногда с дополнительным разгоном), то броски в Айки-до - это, в основном, результат действий самого нападающего, его попытка уйти от нейтрализации, которую ему проводит айкидока. Так как противник зла себе не желает, его падения на землю есть результат подсознательной попытки выхода из нейтрализации. А подсознание противника (на базе инстинкта самосохранения и накопленного опыта из всей прожитой жизни) всегда выбирает наиболее безопасный путь.
Читатель может задать вопрос: как же тогда воздействовать на тело противника и надо ли на его воздействовать вообще?
Отвечать на этот вопрос будем последовательно.
Во-первых, чтобы противник упал, воздействовать на его тело необязательно. Это подтверждает сам Морихэй Уэсиба. В последние годы своей жизни его техники были легки и воздушны. А на документальных лентах, которые запечатлели его техники в этот период, мы видим, что руки О-сэнсэя во многих техниках вообще не прикасаются к укэ. Это лишний раз доказывает, что принципы Айки-до в корне отличаются от принципов других единоборств. Более подробно этот момент мы рассмотрим в следующей части этого пособия.
Во-вторых, в Айки-до присутствуют техники, при которых контакт необходим (в частности при техниках нейтрализации). Но воздействие на тело противника при непосредственном контакте также отличается от других единоборств. Следует обратить особое внимание на следующее: если человек будет применять техники Айки-до, но мыслить при этом критериями другого единоборства, например дзю-до, то, как правило, эти техники не будут ни эффективны, ни легки, ни быстры, а тот, кто их применяет, убедившись на некотором опыте в неработоспособности таких техник, будет всё больше тяготеть к какому-то стилю дзю-дзюцу или тому подобное.
А теперь, в свете вышеизложенного, автор хотел бы обратить внимание на такой важный момент, как выбор стойки нагэ.
Все, кто хоть бегло знакомился с Айки-до, заметили одно существенное отличие Айки-до от других единоборств, а именно - отсутствие разнообразных стоек. В Айки-до применяется только одна стойка, которая называется "ханми-камае". Эту стойку можно рассматривать как производную от естественной стойки сизэн-но-камае (от яп. "сизэн" - природа). Вот как Морихэй Уэсиба описывает положение тела айкидоки:
"Правильная поза тела отражает правильное состояние ума. Ключ к хорошей технике - в том, чтобы держать кисти рук, стопы и бёдра прямыми и центрированными. Если ты центрирован, то можешь двигаться свободно. Физический центр - это твой живот; если там же сосредоточишь свой ум, тебе обеспечен успех в любом предприятии. Тело должно быть треугольным, сознание - круглым. Треугольник означает генерирование энергии и является самой устойчивой физической формой. Круг символизирует безмятежность и совершенство, неисчерпаемый источник технических приёмов. Квадрат - это прочность, основа всякой власти.
Когда тебя атакуют, объединяй верхнюю, среднюю и нижнюю части своего тела. Входи, поворачивайся и сливайся со своим противником спереди и сзади, справа и слева."
Давайте теперь рассмотрим слова О-сэнсэя в свете тех принципов, в которых работает человеческое тело.
“Правильная поза отражает правильное состояние ума”. Когда человек спокоен и его ум находится в спокойном состоянии, то и поза человека отображает его внутреннее состояние. Как правило, руки человека в такой позе свободно опущены, ступни ног расположены довольно близко друг к другу, спина прямая и ненапряжённа. Именно в такой позе О-сэнсэй и демонстрировал своё искусство. (Сравните с позами, которые мы часто видим в пособиях по Айки-до: руки подняты перед грудью, пальцы напряжены и растопырены, ноги расставлены для обеспечения мнимой устойчивости. Такая поза отражает только напряжение ума человека, но не его спокойствие).
“Ключ к хорошей технике - в том, чтобы держать кисти рук, стопы и бёдра прямыми и центрированными.”. Для того, чтобы человек смог свободно двинуться в любом направлении, проекция его центра тяжести должна находиться в центре площади фигуры, образованной его стопами. Если человек находится в такой стойке, когда проекция центра тяжести смещена к какой-либо ноге, стойка теряет свободу передвижения: если, например, человек переносит центр тяжести на ногу, которая стоит спереди, то двигаться назад будет довольно тяжело, так как возникает необходимость к перегруппировке тела, на что в некоторых ситуациях попросту нет времени. Чем ниже стойка человека - тем выше его устойчивость, но ниже подвижность; чем выше стойка - тем ниже устойчивость, но выше подвижность (человек, у которого ступни ног поставлены вместе вообще лишён и подвижности и устойчивости). Те низкие стойки, которые мы привыкли наблюдать во многих единоборствах - это результат работы с грубой физической силой. Например, в момент удара рукой, человеку просто необходимо стать в широкую стойку, в противном случае он будет отброшен назад своей же силой (по закону сохранения импульса). В Айки-до же нет противодействия силе противника, как и нет передачи усилия, так как в Айки-до не работают с весом противника. Когда нагэ проводит техники, он работает максимум с весом руки укэ, а всем остальным телом укэ управляет сам. Поэтому и стойка у нагэ естественная, ненапряжённая и высокая. Ноги в такой стойке не сгибаются, а лишь слегка пружинят в коленях для обеспечения плавности передвижений. Руки в стойке также прямые, но не протянуты перед собой, а свободно опущены. Изначальная расслабленность даёт возможность практически мгновенно выполнить любое движение, что так важно для немедленного реагирования на атаку.
“Когда тебя атакуют, объединяй верхнюю, среднюю и нижнюю части своего тела. Входи, поворачивайся и сливайся со своим противником спереди и сзади, справа и слева”.
В Айки-до важным фактором является согласованность движений всех частей тела. Если выразиться терминами ки, в Айки-до требуется наполненность энергией ки всех частей тела, причём источником этой силы всегда должна быть хара (центр). Если айкидока не наполнит энергией ноги или руки, или теряет центр, то его стойка при проведении техники будет крайне неустойчива, а самому айкидоке для восстановления своей позиции придётся применить грубую физическую силу, которая выразиться в напряжении мышц, а это в свою очередь будет сковывать его движения. Но даже если айкидока будет выливать свою ки мощно и постоянно, но применит её не в мягкой, а в жёсткой форме, то это уже не будет Айки-до. Применение жёсткой ки может привести к тяжёлой травме или даже к смерти нападающего, что абсолютно не приемлемо в Айки-до, целью которого является защита всего сущего на Земле.
И последний момент, на котором мы хотели бы подробно остановиться – это сферичность всех движений.
"Если ты центрирован, то можешь двигаться свободно. Физический центр - это твой живот; если там же сосредоточишь свой ум, тебе обеспечен успех в любом предприятии”. Человеческое тело имеет множество осей и центров вращения. В некоторых суставах (плечевых, кистевых, бедренных) человек может совершать сферические движения, а центром такого движения является точка. Но в основном человек совершает вращательные движения вдоль осевых линий (при сгибании в пояснице, при поворотах туловища, при сгибании в локтевых и коленных суставах). А если мы рассмотрим человеческое тело с точки зрения непрерывности навивки мышечных волокон на его скелет, то увидим чётко обозначенный общий центр - в районе пупка. Как показывает практика, люди, у которых слабые мышцы живота, не могут совершать сильных и энергичных движений (даже если у них развиты другие отдельные мышцы). Но если у человека мышцы живота сильные и упругие, то люди могут проявлять впечатляющие способности (несмотря, иногда, на их кажущуюся внешнюю неразвитость всего тела). Практически все религиозные и философские учения Востока связывают с животом свои методики повышения как физической, так и духовной силы человека. В Китае - это “море ци”, в Японии - это “хара”, в Индии - это третья чакра. Айки-до, являясь восточной системой, взяло на вооружение эти методики. (В следующей главе мы рассмотрим методы развития и совершенствования тела человека через развитие центральной точки, как называет этот центр Коити Тохэй.)
Свободное непроизвольное сферическое движение характерно для базовой техники Айки-до. Рассматривая движения корпуса, основанные на вращении и поворотах (таи-сабаки) следует помнить, что сферическое движение и вращение - это альфа и омега тренировки. Эта установка на динамическую сферу получила интересные продолжения в разных направлениях.
Хотя Айки-до учит жёсткой технике, такой как прямые удары (атэми) и болевые захваты кисти, взятой из древних боевых искусств, упор на круговое движение создаёт визуальное впечатление плавного балетного танца, тонкого и деликатного. Более того, хотя рисунок многих приёмов имеет вид широкой арки, как например, при броске противника, опускании его на землю или следовании его движениям, приёмы Айки-до можно проводить и в ограниченном пространстве. Это достигается за счёт того что движения в Айки-до круговые, в отличие от прямолинейных движений, характерных для других видов боевых искусств, в которых прямые удары, направленные вперед или назад, дают ощущение большой силы и требуют значительно большего пространства при их выполнении.
По существу, то, что было раньше жёсткой грубой техникой, сгладилось и очистилось на основе кругового движения, и техника, требовавшая большого пространства, уместилась в небольшую сферу. Это, возможно, одно из оснований, позволяющих рассматривать Айки-до как утончённое искусство.
Нужно обязательно отметить, что сферическое движение в Айки-до развивалось не для очищения искусства и не для создания пассивной системы защиты. Реальная цель была позитивной и агрессивной: превзойти и подавить силу противника. Айки-до родилось из споров по поводу ответов на такие жизненно важные вопросы как: "Что мне делать при нападении кого-то физически более сильного, чем я? Как я могу победить противника не используя никакого оружия? Не возвращаясь к жестким силовым или психологическим методам и сохраняя верность основам бу-до, что можно считать наиболее рациональным путём достижения превосходства над противником? Короче, как мы можем организовать защиту от того, кто превосходит нас по массе, силе и опыту?"
Принцип и использование кругового вращения как базы Айки-до были найдены Учителем Уэсиба в ответ на эти вопросы и были разработаны им как современный вызов традиционным боевым искусствам. Основатель занимался разными видами дзю-дзюцу, такими как школы Кито и Дайто, и учился древнему искусству владения мечом в школе Синкагэ.
Неудовлетворённый тем, чему научился, он на основе интенсивной тренировки на базе философии нэн добился свободного непроизвольного проявления личности в круговом движении. Принцип классического дзю-дзюцу, по которому мягкий побеждает грубого, а гибкий – жёсткого, был использован Учителем Уэсиба в его понимании Айки-до, но с существенным отличием. В древнем дзю-дзюцу учили: "Когда вас толкают - тяните, когда тянут - толкайте вперёд". С учётом сферичности движений в Айки-до это звучит: "Когда вас толкают - разворачивайтесь и двигайтесь по кругу, когда тянут - делайте вход круговым движением". Это значит, что в ответ на движения противника нужно двигаться по кругу, а движение по кругу позволяет сохранить и стабилизировать центр тяжести, создавая устойчивую ось вращения. Одновременно, центр тяжести противника смещается ,и, теряя центр, он теряет и свою силу. Тогда над ним возможна быстрая и полная победа.
На языке Айки-до этот момент связывают в основном с движениями корпуса, включающими вращение и повороты, известными как таи-сабаки, базовая техника которых - это вход, или, точнее ирими-иссоку - "вход одним шагом", основанный на принципе кругового движения. Из положения ханми лицом к лицу с противником, при его движении вперёд, нужно уклониться от прямой атаки и войти в просвет, находящийся вне его поля зрения - так называемый "мертвый угол" - сикаку. Ключевой момент здесь - быстрая уверенная работа ног, за счёт которой собственный центр подавляет центр противника. Базовая техника входа предусматривает удар в незащищённую точку тела противника (атэми), но при достаточно высоком уровне подготовки могут выполняться и различные другие движения (такие, как ирими-нагэ, ирими-тэнкан, ирими-отоси).
Как я уже отметил, ирими - это базовый элемент кругового движения, основное значение в котором имеет сохранение устойчивого положения собственного центра тяжести. В реальной ситуации, чтобы изменить соотношение сил в свою пользу, нужно выполнять вход, полностью используя энергию ки для смещения центра противника. Любой ценой следует избегать малейших колебаний при входе в момент прямого удара. Здесь есть и другие важные моменты, но поскольку в этой книге не предусмотрено детальное объяснение техники, мы отошлем вас к соответствующим учебникам.
Если ирими представляет собой выражение в технике боевых искусств характерных особенностей бу-до, то правильные движения корпуса, таи-сабаки, символизируют воплощение основных черт Айки-до в движении, ведущим к гармонии динамической сферы. Безусловно, техника движений корпуса основывается на духовном единстве с системой космоса и динамическом единстве с постоянно меняющейся Вселенной.
Как мы уже сказали, движения корпуса в Айки-до основаны на принципе кругового движения. Точно так же, как в случае сферы, центр устойчив и движение исходит из этой неподвижной точки. Это сферическое движение может преодолеть любую противоположно направленную силу за счёт техники идущей от центра - изящной, но наполненной бесконечной энергией. Для объяснения движений Айки-до можно привлечь законы физики, например, понятия центробежной и центростремительной силы, но присущая им красота достигается на основе единства ки, разума и тела. Поскольку они связаны с проявлениями личности как целого, анализ отдельных компонентов не внесёт ничего нового в наше понимания и, тем более, не повысит мастерство.