Опавший пион - По-своему прекрасен С одним лепестком.

Сетевая площадка: МОУСОШ №7 "ЭДЕЛЬВЕЙС" Приморского края.

Источник: Приемы технологии РКМ [37]

Приём 68.

Название: "Ромашка" Блума

Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.


Пример.

§ Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

§ Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

§ Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

§ Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

§ Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

§ Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Сетевая площадка: МОУСОШ №7 "ЭДЕЛЬВЕЙС" Приморского края.

Источник: Приемы технологии РКМ [38]

Приём 69.

Название: «РАФТ»

Описание: Социо-игровое задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). Основной задачей для выполняющих это социо-игровое задание будет являться описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи будет еще и в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается. Итак РАФТ – это Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).

Пример.

Например: «Праздник последнего звонка в моей школе». Теперь можно перейти к выбору роли. Это очень важный этап. Мы не просто выбираем роль, а пробуем перевоплотиться в персонажа, почувствовать его. Не забудьте, что вам придется искать тот способ словесного воздействия, который позволяет воплотить заданный характер, сделать его узнаваемым. Речь у каждого героя особенная, имеющая свою лексику, свою конструкцию. Подумайте, к кому бы мог обратиться этот герой? То есть выберите аудиторию (адресат) и подумайте о форме, то есть в каком жанре герой мог бы обратиться к выбранной аудитории. Например: Роль – директор, завуч, учитель, родитель, ученик 10 класса, выпускник, ученик 1 класса, почетный гость, колокольчик (звонок), плакат на стене, уборщица, бантик на голове девочки и т.д. Аудитория – подруга, муж, товарищ по даче, жена, начальник УНО, случайный попутчик, какие-либо канцелярские принадлежности и т.п. Форма – эссе, монолог из спектакля, письмо, рассказ, фельетон, страдания, частушки, докладная записка, заявление и т.д.

Сетевая площадка: МОУСОШ №7 "ЭДЕЛЬВЕЙС" Приморского края.

Источник: Приемы технологии РКМ [39]

Приём 70.

Название: Генераторы-критики

Описание: Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики.

Пример.

Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям.Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.

Сетевая площадка: МОУСОШ №7 "ЭДЕЛЬВЕЙС" Приморского края.

Источник: Приемы технологии РКМ [40]

Приём 71.

Название: Диаграмма Венна

Описание: Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого.

Пример.

§ Уголь, соль: Общее- Различия:Соль- Различия: Уголь

§ Полезное ископаемое- Минеральное вещество- Органическое вещество

§ Одинаковое окончание слова (оль)- Начало слова на букву «с»- Начало слова на букву «у»

§ Продукт- Продукт пищевой промышленности- Продукт добывающей промышленности

§ Товар- Можно добывать выпариванием- Добывают в шахтах

§ и т.д. В итоге выясняется, что обших черт больше.


Сетевая площадка: МОУСОШ №7 "ЭДЕЛЬВЕЙС" Приморского края.

Источник: Приемы технологии РКМ [41]

Приём 72.

Название: Морфологический ящик

Описание: прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий.Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах

Пример.

§ на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;

§ на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;

§ окружающий мир – копилки различных видов животных и растений;

§ литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.

Сетевая площадка: МОУСОШ №7 "ЭДЕЛЬВЕЙС" Приморского края.

Источник: Из опыта школ [42]

Приём 73.

Название: Создай паспорт

Описание: для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану

Пример.

Может быть использован для создания характеристик:

§ на литературном чтении – героев литературных произведений;

§ на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;

§ на математике – геометрических фигур, математических величин;

§ на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. терминов..

Сетевая площадка: МОУСОШ №7 "ЭДЕЛЬВЕЙС" Приморского края.

Источник: Из опыта школ [43]

Приём 74.

Название: Прием (метод) маленьких человечков (ТРИЗ)- ММЧ

Описание: задача- посмотреть на объект "изнутри", глазами маленьких человечков

Пример.

Как, скажем, с помощью ММЧ объяснить тепловое расширение и испарение? Очень просто. Вот перед вами кубик, состоящий из толпы маленьких человечков. Вы кубик нагреваете, человечкам становится жарко, верно? Вот они и стараются отодвинуться друг от друга. А если очень сильно кубик нагреть, человечки и вовсе разбегутся в разные стороны - кубик испарится...

Сетевая площадка: МОУСОШ №7 "ЭДЕЛЬВЕЙС" Приморского края.

Источник: Павел Амнуэль "Удивительный мир фантазии" [44]

Приём 75.

Название: Речетворчество

Описание: Один из приемов стимулирования воображения.Цель: развитие умений речетворчества; воспитание уверенности в себе при написании сочинения.Ученикам предлагается написать сочинение на определенную или свободную тему.

Пример.

А)Можно предложить ученикам продолжить предложение «Что было бы, если бы …» Б)Прием свободных ассоциаций В)Прием «Брошенный камень. Ученик произносит какое-то слово, связанное каким-то образом с темой и пытается записать следующие, которые у него возникают. Г)Фантастический банан. Ученик произносит два любых слова и пытается их соединить.

Сетевая площадка: МОУСОШ №7 "ЭДЕЛЬВЕЙС" Приморского края.

Источник: Открытый класс.Сетевые оразовательные сообщества. [45]

Приём 76.

Название: Брейнсторминг

Описание: Все ученики делятся на 2 группы по 11 человек. Первая группа - «генераторы идей» - должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решений обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют право обсуждать эти варианты, отметая или соглашаясь с ними. В группе выбирается один человек, которому поручается фиксировать все возникающие идеи. Вторая группа - «аналитики» - получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объявляются. Проведя первый круг мозговой атаки, группы меняются своими функциями и проводят второй круг. Задача руководителя во время проведения мозговой атаки - кратко изложить суть проблемы и правила (условия) ее проведения. Запрещается всякая критика поступивших предложений. Предпочтение отдается количеству, а не качеству идей, поощряется комбинирование, перенос уже высказанных идей. Предложения должны поступать безостановочно. Если наступает заминка, руководитель высказывает сам любое предложение. Обязательно фиксируются все варианты.

Пример.

примеры обсуждаемых проблем:

§ Пустыня – закономерность или аномалия? (география)

§ Ложь утешающая или горькая правда? (по пьесе Горького "На дне") (литература)

Сетевая площадка: МОУСОШ №7 "ЭДЕЛЬВЕЙС" Приморского края.

Источник: Открытый класс.Сетевые оразовательные сообщества. [46]

Приём 77.

Название: «Диаманта»

Описание: Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению

§ 1, 7 строчки – существительные антонимы;

§ 2 – два прилагательных к первому существительному;

§ 3 – три глагола к первому существительному;

§ 4 – два словосочетания с существительными;

§ 5 – три глагола ко второму существительному;

§ 6 – два прилагательных ко второму существительному.

Пример.

§ Город

§ Большой, древний

§ Строится, растет, процветает

§ Известный город, маленькая деревня

§ Возрождается, развивается, кормит

§ Красивая, родная

§ Деревня

Сетевая площадка: МОУСОШ №7 "ЭДЕЛЬВЕЙС" Приморского края.

Источник: Открытый класс.Сетевые оразовательные сообщества. [47]

Приём 78.

Название: «До-После»

Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.

Формирует:

§ умение прогнозировать события;

§ умение соотносить известные и неизвестные факты;

§ умение выражать свои мысли;

§ умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.

Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.

Пример.

Вопрос "Чем дышат насекомые?"

"До" Я думаю, что насекомые дышат с помощью трахей, так как хитиновый покров не позволяет дышать кожей.

"После"

Насекомые дышат ....

Вывод.

Я прав (не прав), так как ...

Сетевая площадка: МОУ СОШ № 4 с. Монастырище.

Источник: Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.

Приём 79.

Название: “Целое-часть. Часть- целое”.

Описание: Прием на развитие логического мышления.По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу

Пример.

1. Автомобиль - колесо;

Ружье -

а) стрелять б) курок в) оружие

2. копейка - рубль;

Рукав -

а) пришивать б) пуговица в) рубашка

Сетевая площадка: МОУСОШ №7 "ЭДЕЛЬВЕЙС" Приморского края.

Источник: Фестиваль "Первое сентября". [48]

Приём 80.

Название: РАЗВИВАЮЩИЙ КАНОН

Описание: Прием на развитие логического мышления.Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.

Пример.

Слагаемое – сумма = множители - ? Круг – окружность = шар -? Береза – дерево = стихотворение - ? Песня – композитор = самолет - ? Прямоугольник – плоскость = куб - ?

Сетевая площадка: МОУСОШ №7 "ЭДЕЛЬВЕЙС" Приморского края.

Источник: Фестиваль "Первое сентября". [49]

Приём 81.

Название: Ложная альтернатива (прием ТРИЗ)

Описание: Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Пример.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

§ Сколько будет 8 и 4: 11 или 12 ?

§ Что растет не березе - яблоки или груши?

§ Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?

§ Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?

§ Столица России - Москва или Минск?

§ Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?

§ Сколько в минуте секунд - 10 или 100?

Сетевая площадка: МОУСОШ №7 "ЭДЕЛЬВЕЙС" Приморского края.

Источник: Фестиваль "Первое сентября". [50]

Приём 82.

Название: Фокус

Описание: Разгадывая “секрет” фокуса, ученик развивает свои умственные способности, начинает применять знания в незнакомой жизненной ситуации.

Пример.

Физика.На столе два стакана с жидкостями и два термометра. Вы спрашиваете: какую температуру покажут термометры, если больше суток стаканы стояли на столе? Ученики говорят: “одинаковые”. Сейчас проверим, говорите вы. Опускаете термометры и показываете зрителям. Все верно, - одинаковые. Вы вынимаете термометры из стаканов, и энергично помахав ими, снова показываете ученикам. Показания их различны. Почему?

Наши рекомендации