Франц Кафка. Новелла «Превращение»
План семинарского занятия по теме: "Проблематика новеллы Ф.Кафки "Превращение" в свете современных интерпретационных подходов".
1. Социально-исторический подход (проблема "маленького человека", социальное отчуждение, кризис семьи и т.п.).
2. Биографический, психоаналитический и мифопоэтический подходы (влияние индивидуального мировоззрения и мироощущения Кафки на его творчество, проблема отцов и детей и возможности интерпретации ее фрейдизмом, комплекс вины, мифологическая роль "козла отпущения").
3. Историко-литературный подход и имманентный анализ текста:
а) Кафка и модернизм, особенности "пражской немецкой литературы";
б) сущность превращения: роль метафорического гротеска, особенности
взаимодействия фантастического и реального, специфика манеры письма
Ф.Кафки.
4. Точка зрения философского экзистенциализма (отчуждение как глобальное явление, мир абсурда и проблема свободы).
5. Художественная интерпретация феномена Кафки X.-Л .Борхесом.
Тексты:
Кафка Ф. Превращение. Письмо к отцу.
Борхес Х.-Л. Кафка и его предшественники.
Критическая литература:
Бент М. "Я весь - литература". // Лит. обозрение. -1992 - № 2.
Вейль П., Генис А. Класс: насекомое, вид: человек. // Театр. -1990 - № 8.
Днепров В. Метафорический роман Франца Кафки. - В кн.: Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л., 1980. Днепров В. Мир и человек у Кафки. - В кн.: Днепров В. Черты романа XX века. М.-Л., 1965.
Затонский Д.В. Предисловие к кн.: Кафка Ф. Сочинения. В 3-х т. Москва-Харьков, 1995. Затонский Д. Франц Кафка. - В кн.: Затонский А. Австрийская литература в XX столетии. М., 1985.
Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. М., 1972.
Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Ф.Кафки. - В кн.: Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
Книпович Е. Франц Кафка. - В кн.: Книпович Б. За 20 лет. М., 1978.
Манн Ю. О гротеске в литературе. М., 1966. Матраи Л. Актуален ли Кафка? // Вопросы философии. -1975 - № 9.
Мотылева Т. Л. Об отцах модернистского романа. - В кн.: Мотылева ТЛ. Зарубежный роман сегодня. М., 1966.
Сучков Б. Л. Франц Кафка. - В кн.: Сучков Б.Л. Собр. соч. в 2-х т. М., 1985. - т.2. Фрейд 3. Достоевский и отцеубийство. - В кн.: Фрейд 3. "Я" и "Оно". Труды разных лет. В 2-х т. Тб., 1991, - т.2.
Занятие № 4.
Картина мира и человека в философии экзистенциализма.
I. Осмысление мира и человека христианскими философами-
экзистенциалистами: Серен Кьеркегор, Карл Ясперс, Мартин
Хайдеггер.
1. Эстетическая, этическая и религиозная стадии жизненного пути человека (С.Кьеркегор).
2. Философское осмысление категории времени: модус прошлого, настоящего и будущего (С.Кьеркегор, М.Хайдеггер).
3. Осмысление существования как «заботы» (С.Кьеркегор, М.Хайдеггер).
4. Понятие иррационального «скачка» (С.Кьеркегор).
5. Структура Бытия в учении К.Ясперса: предметное бытие, экзистенция, трансценденция.
6. Основные философские категории: «для-себя-бытие», «в-себе-бытие», «бытие-к-смерти», «бытие и ничто».
7. Понятие свободы выбора индивида.
II. Осмысление мира и человека «атеистическим экзистенциализмом»:
Ж.-П. Сартр.
1. «Сущность предшествует существованию» или «существование предшествует сущности».
2. Устремленность в будущее.
3. Понятие субъективизма.
4. Суть основных категорий: «тревога», «заброшенность», «отчаяние».
5. Бездействие или свобода самоопределения?
6. Понятие ответственности и вины.
7. Выход за собственные пределы как условие существования чело
века: оптимистическая модель мира и человека.
III. Преломление философских идей Ж.-П. Сартра в художественном
произведении: роман «Тошнота».
Литература:
Кьеркегор С. Страх и трепет.
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. Бытие и ничто. Хайдеггер М. Бытие и время.
См. любое издание философских трактатов перечисленных выше мыслителей или: Антология мировой философии. М., 1971.
Занятие № 5.
В.Вулф «Миссис Дэллоуэй».
План: I. Деятельность Вулф в контексте английского модернизма.
II. Эстетический манифест Вулф - статья «Современная художественная проза».
1. Вулф о писателях «материалистах» и «спиритуалистах».
2. Отношение к традициям классики.
3. Суждения Вулф о русской литературе.
III. Понимание «реальности» Вирджинией Вулф.
IV.Утверждение новых принципов художественной изобразительности в романе «Миссис Дэллоуэй».
1. Статья «Мистер Беннет и миссис Браун»: суждения об изображении человека в художественном произведении.
2. Время и пространство в романе Вулф.
3. Импрессионизм прозы Вулф.
4. Своеобразие психологизма Вулф.
5. Приемы передачи «потока сознания»; изображение «людского потока».
6. Тема Клариссы и тема Септимуса Смита в их связи и взаимодействии.
7. «Мгновения бытия» и их функция в романе.
8. Понятия «преходящего» и «вечного».
9. Э.М.Форстер о Вирджинии Вулф: проблема создания характера в литературе.
10. К какому типу романистов принадлежит (в соответствии с ее собственной классификацией), по вашему мнению, Вулф.
Литература:
1. Бушманов Н.И. Английский модернизм: психологическая проза. Ярославль, 1992.
2. Гениева Е.Ю. Правда факта и видения // Вулф В. Избранное. М.: Художественная литература, 1989.
3. Михальская Н.П. Вулф, Вирджиния // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: в 2-х тт.М.: Просвещение, 1997. Т.1.
Практическое занятие № 6