Франц Кафка. Новелла «Превращение»

План семинарского занятия по теме: "Проблематика новеллы Ф.Кафки "Превращение" в свете современных интерпретационных подходов".

1. Социально-исторический подход (проблема "маленького человека", социальное отчуждение, кризис семьи и т.п.).

2. Биографический, психоаналитический и мифопоэтический подходы (влияние индивидуального мировоззрения и мироощущения Кафки на его творчество, проблема отцов и детей и возможности интерпретации ее фрейдизмом, комплекс вины, мифологическая роль "козла отпущения").

3. Историко-литературный подход и имманентный анализ текста:

а) Кафка и модернизм, особенности "пражской немецкой литературы";

б) сущность превращения: роль метафорического гротеска, особенности
взаимодействия фантастического и реального, специфика манеры письма
Ф.Кафки.

4. Точка зрения философского экзистенциализма (отчуждение как глобальное явление, мир абсурда и проблема свободы).

5. Художественная интерпретация феномена Кафки X.-Л .Борхесом.

Тексты:

Кафка Ф. Превращение. Письмо к отцу.

Борхес Х.-Л. Кафка и его предшественники.

Критическая литература:

Бент М. "Я весь - литература". // Лит. обозрение. -1992 - № 2.

Вейль П., Генис А. Класс: насекомое, вид: человек. // Театр. -1990 - № 8.

Днепров В. Метафорический роман Франца Кафки. - В кн.: Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л., 1980. Днепров В. Мир и человек у Кафки. - В кн.: Днепров В. Черты романа XX века. М.-Л., 1965.

Затонский Д.В. Предисловие к кн.: Кафка Ф. Сочинения. В 3-х т. Москва-Харьков, 1995. Затонский Д. Франц Кафка. - В кн.: Затонский А. Австрийская литература в XX столетии. М., 1985.

Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. М., 1972.

Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Ф.Кафки. - В кн.: Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

Книпович Е. Франц Кафка. - В кн.: Книпович Б. За 20 лет. М., 1978.

Манн Ю. О гротеске в литературе. М., 1966. Матраи Л. Актуален ли Кафка? // Вопросы философии. -1975 - № 9.

Мотылева Т. Л. Об отцах модернистского романа. - В кн.: Мотылева ТЛ. Зарубежный роман сегодня. М., 1966.

Сучков Б. Л. Франц Кафка. - В кн.: Сучков Б.Л. Собр. соч. в 2-х т. М., 1985. - т.2. Фрейд 3. Достоевский и отцеубийство. - В кн.: Фрейд 3. "Я" и "Оно". Труды разных лет. В 2-х т. Тб., 1991, - т.2.

Занятие № 4.

Картина мира и человека в философии экзистенциализма.

I. Осмысление мира и человека христианскими философами-
экзистенциалистами: Серен Кьеркегор, Карл Ясперс, Мартин
Хайдеггер.

1. Эстетическая, этическая и религиозная стадии жизненного пути человека (С.Кьеркегор).

2. Философское осмысление категории времени: модус прошлого, настоящего и будущего (С.Кьеркегор, М.Хайдеггер).

3. Осмысление существования как «заботы» (С.Кьеркегор, М.Хайдеггер).

4. Понятие иррационального «скачка» (С.Кьеркегор).

5. Структура Бытия в учении К.Ясперса: предметное бытие, экзи­стенция, трансценденция.

6. Основные философские категории: «для-себя-бытие», «в-себе-бытие», «бытие-к-смерти», «бытие и ничто».

7. Понятие свободы выбора индивида.

II. Осмысление мира и человека «атеистическим экзистенциализмом»:
Ж.-П. Сартр.

1. «Сущность предшествует существованию» или «существование предшествует сущности».

2. Устремленность в будущее.

3. Понятие субъективизма.

4. Суть основных категорий: «тревога», «заброшенность», «отчая­ние».

5. Бездействие или свобода самоопределения?

6. Понятие ответственности и вины.

7. Выход за собственные пределы как условие существования чело­
века: оптимистическая модель мира и человека.

III. Преломление философских идей Ж.-П. Сартра в художественном
произведении: роман «Тошнота».

Литература:

Кьеркегор С. Страх и трепет.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. Бытие и ничто. Хайдеггер М. Бытие и время.

См. любое издание философских трактатов перечисленных выше мысли­телей или: Антология мировой философии. М., 1971.

Занятие № 5.

В.Вулф «Миссис Дэллоуэй».

План: I. Деятельность Вулф в контексте английского модернизма.

II. Эстетический манифест Вулф - статья «Современная художественная про­за».

1. Вулф о писателях «материалистах» и «спиритуалистах».

2. Отношение к традициям классики.

3. Суждения Вулф о русской литературе.

III. Понимание «реальности» Вирджинией Вулф.

IV.Утверждение новых принципов художественной изобразительности в ро­мане «Миссис Дэллоуэй».

1. Статья «Мистер Беннет и миссис Браун»: суждения об изображении человека в художественном произведении.

2. Время и пространство в романе Вулф.

3. Импрессионизм прозы Вулф.

4. Своеобразие психологизма Вулф.

5. Приемы передачи «потока сознания»; изображение «людского пото­ка».

6. Тема Клариссы и тема Септимуса Смита в их связи и взаимодейст­вии.

7. «Мгновения бытия» и их функция в романе.

8. Понятия «преходящего» и «вечного».

9. Э.М.Форстер о Вирджинии Вулф: проблема создания характера в ли­тературе.

10. К какому типу романистов принадлежит (в соответствии с ее собственной классификацией), по вашему мнению, Вулф.

Литература:

1. Бушманов Н.И. Английский модернизм: психологическая проза. Яро­славль, 1992.

2. Гениева Е.Ю. Правда факта и видения // Вулф В. Избранное. М.: Художе­ственная литература, 1989.

3. Михальская Н.П. Вулф, Вирджиния // Зарубежные писатели: Биобиблио­графический словарь: в 2-х тт.М.: Просвещение, 1997. Т.1.

Практическое занятие № 6

Наши рекомендации