Глава 2. связь с современным искусством
2.1. ДЕКАРОТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В РАБОТАХ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ
Крупнейший художник этого времени – Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822) родился на Украине в семье священника, который занимался гравированием и привил сыну любовь к искусству. Не позднее 1758 г. Левицкий приехал в Петербург, где учился у Антропова, а затем принимал участие в работе над парадными портретами, в связи с коронацией Екатерины II.
В 1770 г. к живописцу пришел большой успех: за одно из произведений, экспонированных на первой в России публичной выставке в Академии художеств, он был удостоен звания академика. Левицкий долгие годы вел портретный класс и интенсивно трудился над выполнением заказов, оставив обширное наследие. Он одинаково умело владеет всеми формами портрета – от парадного до камерного – и может найти подход к самым разным моделям.
Начало творчества художника, совпадающее с большим общественным подъемом, отмечено созданием замечательного портрета известного богача и филантропа П.А. Демидова (1773). По своим типологическим особенностям этот портрет является парадным: он имеет большой размер; фигура изображена в рост на фоне колонн и пышной драпировки. Система композиции с первым затененным планом, вторым, на котором изображен портретируемый, и дальним третьим также находится в соответствии с традиционными приемами. Однако ряд черт поражает своей необычностью. Демидов показан в халате и домашних туфлях, вместо парика на нем утренний колпак. Окружающие предметы на редкость обыденны – стул, луковицы растений, глиняные горшки с цветами. Парадный портрет, изображающий модель в подчеркнуто небрежном, хотя и дорогом домашнем одеянии, является как бы игровым, костюмированным. Известный богач и промышленник Демидов представлен в качестве пожертвователя на строительство московского Воспитательного дома (он виден на заднем плане), а цветы, лейка и книга по ботанике символизируют роль покровителя. Именно высокое предназначение «садовника» и оправдывает неожиданность ситуации, доступную просвещенному зрителю XVIII в., хорошо знакомому с системой аллегорического мышления той эпохи. Нарочитая независимость персонажа как бы противостоит традиционному взаимоотношению компонентов парадного портрета: здесь, условно говоря, не пышный антураж и одежды красят человека, а как бы человек своими высокими делами украшает место. Левицкий артистически передает раскованную постановку фигуры, имеющую сложный внутренний «каркас», мягкие изгибы холеного тела, вольно облегаемые шелковым одеянием. До иллюзорности достоверны блеск ткани, ее податливость, переливчатость цветов, варьированных от зеленовато-серых до красновато-коричневых. Они как бы приглушены и связаны единой тональностью. Цвета не имеют четких границ и, напротив, обнаруживают тенденцию к почти незаметному взаимопроникновению. Изображение персонажа в амплуа филантропа, широкой натуры, стремящейся к общественному благу, характерно для мировоззрения эпох просветительства.
Интересны портреты смольнянок - воспитанниц Смольного института в Петербурге – закрытого учебного заведения, предназначенного для девочек из дворянских родов. Система их воспитания включала многие предметы, необходимые в будущей светской жизни, – танцы, пение, музыку, декламацию. Время от времени в институте устраивались вечера и спектакли. В присутствии петербургской знати, иностранных гостей и часто самой императрицы воспитанницы демонстрировали результаты утонченного воспитания. Показному характеру подобных затей, конечно, не противоречило искреннее удовольствие, с которым девочки принимали участие в спектаклях. Заказ, данный Левицкому, предполагал создание своего рода серии портретов воспитанниц всех возрастов – от младшего до выпускного. Картины приближались по размерам, композиционным признакам и живописной системе к панно. Тонко воспринимавший происходящее, художник написал далеко не однозначные вещи. Перед нами то совсем маленькие девочки (Ржевская и Давыдова), с забавной неуклюжестью подражающие взрослым, то уже вполне вошедшие в роль светских дам Левшина и Алымова. Композиция ряда произведений носит взаимно согласованный характер. Так, двойные портреты «Ржевская и Давыдова» и «Хрущева и Хованская», изображающие персонажей пасторальных пьес XVIII в., могли бы составить своего рода обрамление к среднему портрету Нелидовой. Последняя выступает в роли Серпины из оперы Перголези «Служанка-госпожа». Радостное сознание собственной прелести, потребность нравиться органически сочетаются с прекрасно усвоенными навыками театральной манеры поведения. Фигурка, уверенно вставшая в балетную позицию, ручка, изящно приподнимающая кружевной передничек, розовые ленты, украшающие соломенную шляпку «пастушки», создают ощущение своего рода кукольной фарфоровое™. Тонкую искусственность такой ситуации выдают живое выражение лица, смеющиеся глаза и улыбка, разъясняющая, что перед нами светская игра взрослого человека. Впрочем, в некоторых полотнах, например в изображении Борщовой, восторженное детское восхищение перекрывает нарочитость происходящего, с блеском обнаруживая естественное в этой «неестественной» ситуации.
В «Смольнянках» образная система во многом зависит от декоративно-условных пейзажных фонов с мягкими зелеными купами деревьев, легкими нарядными облаками. Почти неощутимые переливы шелковых платьев и лент, ажурность кружева переданы с необыкновенным артистизмом.
Особое место в творчестве Левицкого занимают камерные портреты. Наиболее привлекательны посвященные друзьям художника, представителям интеллигенции, связанным с мастером узами дружбы и тонкого взаимопонимания. Среди них изображения известного поэта и архитектора Н.А. Львова, членов семьи Бакуниных. Духовная общность и искреннее чувство освещают портрет М.А. Дьяковой – невесты Львова (1778). Очарование образа проистекает от глубоко искреннего восхищения прелестью непосредственной, живой и смелой натуры, от сочетания серьезности и веселости, молодой силы и подвижности, которая нетерпеливо прорывается вопреки необходимости позировать художнику. Тончайшими лессировками Левицкий передает свежесть молодого лица, подернутые влажной пеленой глаза, розовые, готовые улыбнуться губы, пышные локоны.
Второй художник из плеяды крупнейших мастеров второй половины века – В.Л. Боровиковский (1757–1825) – родился на Украине и первоначально обучался иконописному мастерству у себя на родине. Его судьба как портретиста определилась в 1788 г., когда художник переехал в Петербург и сблизился с Львовым. Творчество Боровиковского является как бы связующим звеном с искусством начала XIX столетия и во многом предвещает его особенности.
Портрет М.И. Лопухиной (1797) – одно из лучших произведений Боровиковского – принадлежит к той поре, когда наряду с классицизмом утверждается сентиментализм. Интерес к облику отдельной модели, мельчайшим оттенкам ее индивидуального темперамента, признание права на глубоко личное, затаенное и частное по своей природе переживание выступает как своеобразная реакция на известную идею общечеловеческой нормативности. Горделивая непринужденность сказывается в артистически небрежной свободе жестов, капризно-своенравном наклоне головки, своевольном изгибе мягких губ, чуть прищуренных глазах, в скрытой от постороннего взора самососредоточенности характера. Как бы отстраняясь от людей, человек сливается с природой, которая властно вторгается в портрет: потемневшие стволы деревьев, зеленые листья молодой поросли, пышно распустившиеся розы щедро обнимают изящную фигурку Лопухиной, составляя неотъемлемую часть ее изысканно-томного облика. Боровиковский играет блекло-переливчатыми цветами платья, свободно перехваченного широким голубым поясом, фиолетовой шали, темно-розового цветка, легкими тенями, положенными на мягко опущенной руке и на лице, где сиреневатые рефлексы перекликаются с голубизной напудренных волос. Нежная «фарфоровость» гаммы прекрасно дополняет этот филигранно-тонкий и изящно одухотворенный образ.
В конце 90-х годов XVIII в. и особенно на протяжении первого десятилетия XIX в. манера Боровиковского видоизменяется. Культ чувствительной дружбы, крепких семейных уз и союза родственных сердец сохраняется, но приобретает несколько демонстративный оттенок. Показательно появление портретов с двумя или тремя фигурами. Одно из лучших произведений такого рода – «Портрет А.И. Безбородко с дочерьми» (1803). Мать сильно и нежно привлекает к себе детей. Искусно сплетенные руки, с любовью обращенные друг к другу лица наглядно выражают нежную привязанность. Ритмический строй портрета пронизан горделиво-томной медлительностью, а не той хрупкой рефлексией, которая присуща портрету Лопухиной.
Большинство произведений этого времени отличается сходством. Заметно усиление черт, связанных с влиянием развивающегося искусства позднего классицизма. Легкое недовольство духа уступает место величавой независимости, иногда граничащей с надменностью.
Фигуры укрупняются, нарастает их объемность, порой переходящая в скульптурную мощь. Лица часто смуглеют. Красочный слой становится более густым и плотным. Цвет, утрачивая прежнюю прозрачность, приобретает торжественную звучность. Эти тенденции вполне соответствуют тяготению к парадности и монументальности, характерному для развивающегося искусства позднего классицизма.
ВЫВОД КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Для декоративно-прикладного искусства классицизма характерны общие черты этого стиля – тяготение к строгости и ясности форм, прямым линиям и логической упорядоченности. На примере мебели видно, что растительный узор уступает место геометрическому орнаменту – рельефной резьбе и медальонам, восходящим к античным прототипам. На смену яркой раскраске и позолоте приходит теплая гамма красного дерева, более спокойная по рисунку обивка мебели и стен. Осветительные приборы, декоративная скульптура малых форм и особенности костюма также отмечены общим тяготением к благородной сдержанности.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Практическое задание заключалось в выполнении работы, где взята роспись хохломы. Работа посвящена именно этой росписи по той причине, что она являются одной из самых ярких. Работа выполнена в красках. Работа выполнена на коробке для различных предназначений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подведем некоторые итоги к вышесказанному.
Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племен и народностей основной областью художественного творчества. Но народное творчество остается по-прежнему молодым современным искусством.
Декорируя (украшая) повседневный быт, декоративное искусство помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Но самое главное, организует общение людей, строит их отношения.
Среди самых разнообразных предметов, дома, на улице, есть такие предметы, которых удостоил особого внимания художник: они искусно украшены, нарядны и по-своему неповторимы, поэтому оно и прикладное.
Декоративно-прикладное искусство огромно и разнообразно, как окружающий мир. У каждого народа сложились свои собственные, неповторимые орнаменты, образы и мотивы, цветовые сочетания и формы предметов художественной обработки того или иного материала.
Список литературы:
1. Завьялов К.Ф. Религия славянских народов. Т. 1, 2 / Томск, 1994 – 1995.
2. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры русов. Томск, 1985.
3. Обряды, обычаи, поверья: Сб. статей / Сост. Ю. Л. Хандрик, предисл. Н.А.Рогачевой. Тюмень, 1997.
4. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1. М., 1968,
5. Каплан Н. И. Народное декоративно – прикладное искусство. М., 1980.
6. Соколов К.Ф. Религия славянских народов. Т. 1, 2 / Москва, 1994 – 1995.
7. Рамзин В.М.,. Знакомьтесь: славяне. Москва, 1992.
8. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры славян. Томск, 1985.
9. Мифы, предания, сказки славян / Сост. Н.В.Кукина М., 1990.
10. Обряды, обычаи, поверья: Сб. статей / Сост. Ю. Л. Хандрик, Москва, 1997.
11. Корыткова Н.Ф. Одежда славян. М.; , 1995.
12. Ромбандеева Е.И. История славян и их духовной культуры. Москва, 1993.
13. Соколова З.П. Восточные славяне. М., 1994.
14. Дон И. С. Декоративно-прикладное искусство: Историко-философская перспектива. М., 1998.
15. Барабанов Н. И. Народное декоративно – прикладное искусство Восточных славян. М.,
16. 1980. Прасков К.Ф. Религия славянских народов. Т
17. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.
18. Барабанов Н. И. Народное декоративно – прикладное искусство западных славян. Ростов-на-Дону, 1999
19. Потапов Н. И. Народное декоративно – прикладное искусство западных славян. М., 1990.
20. Волков К.Ф. Религия славянских народов. М., 2001.
a. 7. Назарова К.Н., Ордынская Т.Н. Русский сувенир – М. Издательство
b. «Реклама» - 1973г.
21. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество- М. «Просвещение» - 1985г.
22. Декоративно-прикладное искусство -Википедия
23. ru.wikipedia.org/wiki/ Декоративно-прикладное искусство
24. Artly.Ru - Декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, живопись. www.artly.ru
25. Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы и ремёсла. Красота... www.bibliotekar.ru/krasota/index.htm
26. Декоративно-прикладное искусство www.erzia-museum.ru/dpi.html
27. Хохлома — Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Хохлома ·
ПРИЛОЖЕНИЕ
Роспись по дереву (Приложение 1) Хохлома (Приложение 2)
Городец (Приложение 3) Росписи Северной Двины и Мезени
(Приложение 4)
Керамика (Приложение 5) Гжельская керамика (Приложение 6)
Скопинская керамика Русская глиняная игрушка
(Приложение 7) (Приложение 8)
Дымковская игрушка Каргопольская игрушка
(Приложение 9) (Приложение 10)
Филимоновская игрушка Русская деревянная игрушка
(Приложение 11) (Приложение 12)
Игрушка русского Севера Нижегородская «топорщина»
(Приложение 13) (Приложение 14)
Полхов-Майданскиетарарушки Сергиевопосадская игрушка
(Приложение 15) (Приложение 16)
Богородская игрушка. Матрешки (Сергиев Посад, Семенов -
(Приложение 17) Полхов-Майдан) (Приложение 18)