Вопрос 49. Исторические типы культур

Социокультурные миры можно разделить по трем основаниям Первое основание: исторические типы культуры – сменяющие друг друга эпохи в развитии общества. Они делятся:

1. Первобытная культура – самая длительная в истории человечества. Время возникновения определить точно не возможно. Сохраняется в некоторых районах земного шара до сих пор. Важнейшие черты первобытной культуры синкретизм – недиффиренцированность, неразделенность ее форм, возникающая в следствии их слабого развития. Первобытная культура бесписьменна, следствием этого являются очень медленные темпы накопления информации и соответственно культурного и социального развития. Первобытная культура была магической, жизнь первобытного человека проходила в выполнении множества ритуалов, которые представлялись ему столь же необходимыми как трудовые действия. На закате первобытной культуры у людей развивается мифологическое мировосприятие, предметы представляются ему одушевленными. Мифы складываются в целостную картину мира, единообразно объясняющую и природные и социальные явления.

2. Восточная культураСуществует значительная разница в образе жизни и мировоззрении народов Индии Китая Японии и т.д. Но все же у восточных культур есть ряд общих черт Восточное мировоззрение строится на самоизоляции человека от внешнего мира, уходе во внутреннюю духовную жизнь.Для Востока характерно пассивное подчинение человека всеобщей жизненной силе природы, восточная культура ценит глубокомысленное погружение в себя. Для восточного общества свойственна повышенная ценность традиции, поэтому прогресс не является там самоцелью. На востоке всегда юли сильны ценности индивидуализма.

3. Античная культура – возникает с образованием греческих полисов завершается падение Римской империи в 5. в. до н.э. Античная культура так же находилась под сильным влиянием мифологии, но античная культура обладала письменностью, поэтому миф престает быть единственным средством сохранения информации. К мифу начинают относиться более свободно, он становится почвой для развития искусства литературы, философии. Продолжение и развитием греческой культуры была культура Древнего Рима, новым в ней было особое внимание к вопросам политики и права. Философия государства и права зародилась так же в Греции. Римская культура заложила основу всего европейского правосознания.

4. Средневековая культура с 5 по 15 вв. В формировании средневековой культуры приняли участие три силы 1.традиции дряхлеющей греко-римской культуры, сохранялась главным образом в городах основанных римлянами. 2. дух варварства его носителями были жители бывших провинций римской империи и приграничных районов, большинство из них принадлежали к германской группе народов. 3. Христианство оказало особенно сильное влияние на развитие культуры Европы. Кроме того христианство несло в себе следы влияния восточных культов и восточной культуры. Эти три начала существовали в истории средневековой европейской культуры взаимодействуя и борясь между собой. Отличительной чертой средневековой культуры были иррационализм и мистика, которые сочетались с очень низким уровнем образрванностии населения. Средневековой культуре очень свойственен символизм, тайный символический смысл придавался многим вещам и словам. Аскетизм. Провиденциализм, предопределение. Влияние церкви на все стороны жизни общества.

5. Культура Возрождения. –конце 13 в., расцвета достигло в 15-16. Термин Возрождение возникает в середине XIX века в него вкладывался не только смысл восстановления античной культуры, но и рождения Новой культуры. Наиболее развернутая концепция Возрождения подразумевала обновление духовной жизни, восстановление того что составляет своеобразие человека, причем старая цивилизация становится инструментом такого обновления. Корни Ренессанса видели в восстановлении Римского государства. Подражание античности было стимулом к самообновлению.

Характерной чертой философской мысли эпох Возрождения был гуманизм. 1. Связанный с развитием дисциплин риторико-литературного цикла дополняемых некоторыми исследованиями в области философией морали. Важнейшей отличительной чертой гуманизма является не то, что они обратились к античному наследию, а то, что они стремились поместить идеи прошлого в определенный исторический контекст, в отличие от средневековых мыслителей, которые внимательно изучали Аристотеля, но подходили к нему внеисторически. 2. Гуманисты были людьми государственными. Основными идейными течениями в рамках гуманистического течения стала линия гражданского гуманизма. Представления о равенстве всех людей. Реформация.

6. Новое время – 17 до нач. 20 вв. Эпоха Возрождения и Реформации заложили основы новой культуры. Дух капитализма. Новая этика мирского призвания. Интерес к миру. Развитие торговли промышленности. Высокий авторитет знания.

Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века), Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде.

Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.

Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.

Наши рекомендации