С. В. Рахманинов об Америке
Опубликовано: «Музыкальный труженик», 1910, № 7.
1 В качестве пианиста Рахманинов выступал в США и Канаде в сезоне 1909/10 г. только со своими произведениями, а в качестве дирижера два раза также и с «Ночью на Лысой горе» Мусоргского.
С. И. Танеев
ЦГАЛИ, ф. 841, оп. 1. ед. хр. 9. Авторизованная рукопись: основной текст написан чьей-то рукой под диктовку С. В. Рахманинова, подпись же — его рукой. Опубликовано: «Русские ведомости», 1915, 16 июня, с редакционными правками; «Россия и славянство». Париж, 1933, 1 апреля; ПР, с 461, по авторизованной рукописи.
1 Кончина С. И. Танеева была большой неожиданностью для С. В. Рахманинова, так как казалось, что учитель его еще полон сил. Одна из последних их встреч, по утверждению А. Б. Гольденвейзера, произошла в апреле 1915 г. В его воспоминаниях сообщается: «Когда исполнялась «Всенощная» Рахманинова — одно из его замечательных произведений — синодальным хором, Танеев почему-то не мог быть в этом концерте и не слышал этого сочинения. Мы встретились как-то в концерте и Танеев выразил Рахманинову сожаление о том, что не слышал «Всенощной», попросил Рахманинова, чтобы он ему ее сыграл. Мы сговорились в один из ближайших дней сойтись у меня: были Рахманинов, Танеев, Н. К. Метнер и я. Рахманинов играл «Всенощную», играл чудесно, Танееву очень понравилось. Метнер играл некоторые свои сочинения; вечер был приятный, после этого сидели, болтали, смеялись; было очень хорошее настроение. Мы решили эти вечера повторять и время от времени собираться. После этого меня на другой день вызвали и сообщили о катастрофической болезни Скрябина, который
через несколько дней от карбункула умер» (Гольденвейзер А. Б. О годах учебы в Московской консерватории. Стенограмма от 17 декабря 1938 г. ГЦММК, ф. 286, № 235, л. 34). Сохранилось письмо Н. А. Рахманиновой к А. А. Гольденвейзер от 13 июня 1915 г. из Раванти, в котором говорится: «Сергей Иванович скончался 6-го июня в Дюдькове от сердечной астмы. Мы узнали об этом из газет и были ужасно поражены и огорчены. Мне теперь Танеев всегда будет вспоминаться таким, каким я видела его у Вас на вечере. Как славно мы провели время тогда. Я как сейчас вижу Сергея Ивановича и вокруг него Александра Борисовича, Метнера, Сережу; как весело все они смеялись, и как далеки мы были от мысли, что Танеева скоро не станет. Сережа, к сожалению, не мог поспеть к похоронам, но моя сестра Соня говорит, что было много народа и в особенности много полевых цветов, которыми его украсили крестьянские дети в Дюдькове. Видимо, его и там очень любили» (Филиал ГЦММК, ф. АБГ, № 6679). Похороны состоялись 10 июня в Москве на кладбище Донского монастыря (позднее, 25 июня 1940 г. произошло перезахоронение праха Танеева на кладбище Новодевичьего монастыря).
2 Эти слова цитируются С. В. Рахманиновым по тексту поэмы А. К. Толстого «Иоанн Дамаскин», а не по одноименной кантате С. И. Танеева, где они видоизменены так: «Иду в неведомый мне путь».
Связь музыки с народным творчеством
Опубликовано: «The Etude», Philadelphia, 1919, Oktober, p. 615; CM, с. 53—57, в переводе с английского Г. М. Шнеерсона; ПР, с. 555.
Сергей Рахманинов —
Один из выдающихся современных русских композиторов —
Говорит о России и об Америке
Интервьюер Ф. X. Мартенc. Опубликовано: «The Musical Observer», New York, 1921, April, p. 11, 12; «CM», 1973, № 4, c. 96—98. в переводе с английского В. H. Чемберджи.
1 Предполагалось, что Н. К. Метнер в сезоне 19-22/23 г. будет концертировать в США, но в последний момент менеджер Ж. Дейбер воздержался от подписания контракта на условиях, которые были, видимо, выдвинуты С. В. Рахманиновым. Первая поездка Метнера в США проходила с 31 октября 1924 г. по 13 марта 1925 г. (см. коммент. 2 к письму 639).
2 Указанный концерт состоялся в Нью-Йорке в Carnegie Hall 26 февраля 1921 г. Была исполнена программа из следующих произведений русских композиторов: Рахманинов — Соната b-moll op. 36, Рубинштейн — Этюд из op. 81, Чайковский — Вальс из ор. 40, Мусоргский— Рахманинов — Гопак из оперы «Сорочннская ярмарка», Скрябин — Соната ор. 53, Метнер — две Новеллы из ор. 17, Рахманинов — два «Этюда-картины» из ор. 39, Скрябин — Поэма Fis-dur из ор. 32 и Этюд dis-moll из ор. 8.
3 По-видимому, имеется в виду Н. С. Зверев (см. коммент. 3 к статье «Трудные моменты моей деятельности»).
Новое о пианизме
Опубликовано: «The Etude», Philadelphia, 1923, April, p. 223, 224. Перевод с английского В. К. Тарасовой.
Как работают русские студенты
Опубликовано: «The Etude», Philadelphia, 1923, May, p. 298. Перевод с английского В. К. Тарасовой.
Рахманинов вспоминает
Интервьюер Б. К. Рой (Roy). Опубликовано: «The Musical Observer», New York, 1927, May, p. 16, 41. Перевод с английского К.Н.Титовой.
1 См. коммент. 4 к письму 36.
2 См. коммент. 1 к письму 59.
3 О перечисленных сочинениях см. коммент. 1 к письму 61 и 66, коммент. 4 к письму 70, коммент. 2 к письму 71.
4 См. коммент. 1 к письму 70.
5 См. коммент. 4 к письму 361.
8 О концертном сезоне 1915/16 г. см. «Концертные сезоны» в Приложениях, т. 3.
7.См. коммент. 2 к письму 385.
8.В этом концерте, состоявшемся 2 декабря 1923 г. в Нью-Йорке в Carnegie Hall, Рахманиновым была исполнена следующая программа: Бах — Английская сюита № 2 a-moll, Мендельсон — Серьезные вариации ор. 54, Шопен — Ноктюрн, Скерцо cis-moll op. 39, Лист — «Похоронное шествие», Рахманинов — «Этюды-картины» h-moll из op. 39 и g-moll из op. 33, Мусоргский — Рахманинов — Гопак, Лист — Испанская рапсодия.