Материалы муниципальных олимпиад

Содержание

Введение
Материалы муниципальных олимпиад 2004 -2008гг. по русскому языку и литературе  
I. Задания репродуктивного характера, направленные на выявление нормативного когнитивного содержания
II. Задания репродуктивного характера, направленные на выявление интенционального когнитивного содержания
III. Развивающие задания проблемного характера, направленные на выявление нормативного процедурного содержания
IV. Развивающие задания проблемного характера, направленные на выявление интенционального процедурного содержания
V.Творческие задания комплексного характера, позволяющие выявить уровень владения нормативным и интенциональным когнитивным и процедурным содержанием  
   
Библиография

Введение

Традиционно предметная олимпиада воспринимается многими учителями лишь как механизм выявления и отбора талантливых и одарённых учащихся. Однако олимпиада может стать средством развития интеллектуально-творческих способностей учащихся.

Для этого нужно, чтобы задания в олимпиадном комплекте не носили исключительно репродуктивный характер. Вопросов конвергентного типа (проверяющих конкретные знания и допускающих единственно верный ответ), должно быть минимальное количество (их «стоимость» не должна превышать 1/3 максимального количества баллов). Основу комплекта интеллектуально-творческой олимпиады составляют задания дивергентного типа (имеющие множество вариантов решений, или не имеющие однозначного решения). Корсунова О.Ю. отмечает, что задания олимпиады должны способствовать выявлению уровня сформированности у учащихся:

1) нормативного когнитивного содержания (освоения учащимися понятий и отношений, существенных для какой-либо области специального знания или области человеческой практики);

2) интенционального когнитивного содержания (осознания и сознательного преобразования учащимися собственных образов, представлений, догадок);

3) нормативного процедурного содержания (освоения учащимися эффективных стратегий, методов, приемов интеллектуального поиска и творческой активности);

4) интенционального процедурного содержания (рефлексии, анализа, оценки детьми особенностей работы своего интеллекта, то есть восприятия, мышления, воображения).

Так как олимпиада должна быть направлена на интеллектуальное развитие, а также на поддержку и стимулирование детского творчества, к заданиям необходимо прилагать дополнительные материалы, например:

- алгоритмы, описания, рекомендации по организации поиска решения нестандартных, проблемных заданий, по выполнению творческих действий;

- черновики, наброски, эскизы, записи, протоколы чужих поисков по решению нестандартных, проблемных задач, а также материалы жизнеописаний, биографий;

- материалы аналитического и критического плана, раскрывающие связи между характеристиками личности, с одной стороны, организацией и ходом творческого процесса - с другой, особенностями полученного творческого продукта — с третьей.

При отборе заданий полезно опираться на следующие стратегии построения содержания образования:

1.Стратегия усложнения, предполагающая переход ученика от программных задач по предмету к задачам повышенной трудности, а затем – к творческим, нестандартным задачам, что должно служить стержнем развития интеллектуальных, творческих сил ребенка. Комплект олимпиадных заданий отвечает стратегии усложнения, если: а) внутри комплекта задания выстраиваются от репродуктивных, которых должно быть минимальное количество, до творческих с высоким уровнем неопределенности (неопределенность на уровне данного и искомого); б) в комплект вводятся задания, которые могут быть выполнены разными детьми на разном уровне творческой активности.

2. Стратегия специального обучения, имеющая целью обучение ребенка формализованным приемам, способам продуктивной интеллектуальной деятельности. Комплект отвечает стратегии специального обучения, если предложенные задания задают планку творческой деятельности и предлагают ее образцы, например, через подбор, в качестве материала для анализа, высокохудожественных произведений, через сообщение в тексте заданий сведений о способах научного познания и т.п.

3. Стратегия формирования индивидуального стиля интеллектуально-творческой деятельности через рефлексию собственных мыслительных стратегий и их последующее совершенствование. Комплект отвечает стратегии формирования индивидуального стиля интеллектуально-творческой деятельности, если хотя бы часть заданий требует самостоятельного построения и рефлексии способа поиска решения, а также допускает (предлагает) разные языки выражения мысли (словесный, живописный, графический).

4. Стратегия свободного выбора содержания образования (в условиях обогащенной образовательной среды), полагающая собственный выбор ребенка главным гарантом созидательной, творческой деятельности и развития соответствующего типа личности. Комплект отвечает стратегии свободного выбора содержания образования, если включает заведомо избыточное количество заданий и указание на возможность выбора ребенком некоторого их числа, ограниченного («выбери любые пять заданий») или неограниченного («выбери, сколько хочешь...»).

Для того чтобы повысить эффективность олимпиады, необходимо снять её негативное психологическое воздействие на школьника, ведь для ребёнка участие в олимпиаде – это не только возможность самоутвердиться, блеснуть способностями, но и сильнейший стресс. Чтобы его преодолеть, участник олимпиады должен ощутить, что его интеллектуальный опыт и творческие возможности обладают неподдельной значимостью для других, а он как личность интересен организаторам олимпиады. Решить данную задачу можно следующим путём:

1) предпослать комплекту олимпиадных заданий обращение к участнику с добрыми пожеланиями (например: Дорогие участники олимпиады! Надеемся, наши задания не покажутся вам скучными или слишком трудными. Желаем успеха и творческих открытий!);

2) не использовать в формулировках заданий безличных предложений («Найти…», «Определить…» и т.п.), стараться включать побудительные предложения в мягкой форме - просьбы или приглашения («Поразмышляйте…», «Попытайтесь найти / выявить/ определить...» и т.п.) – или вопросительные предложения («Как Вы думаете... ?», «Почему, на Ваш взгляд, ... ?»;

3) перед формулировкой каждого задания указывать его «стоимость».

Кроме того, уже сам характер задания может способствовать преодолению участником психологического барьера. Одним из существенных признаков общей (умственной) одарённости является «склонность» (по А.И.Савенкову), высокая мотивация ребёнка к решению задач дивергентного характера. Если в олимпиадном комплекте представлены подобные задания, учащийся, увлечённый поиском их решения, легче справляется со стрессом, так как в процесс интеллектуально-творческого поиска вовлечено интенциональное интеллектуальное содержание (восприятие, представления, догадки и т.п.), или личностные смысловые образования.

Как видим, при определённых условиях предметная олимпиада может стать действенным средством интеллектуально-творческого развития одарённых детей.

Материалы муниципальных олимпиад

Наши рекомендации