Развитие и философия джаза

ДЖАЗ

Джаз — род современного искусства, возник­ший на рубеже XIX—XX вв. в Южных штатах США в среде американских негров — потомков африканских рабов. Важнейшие характерис­тики джаза — наличие в ритмике, во-первых, регулярной пульсации, так называемого «бита», б а во-вторых, отклонений от этой пульсации — о «свинга» (от английского — «качание», «рас­качка»). Они берут свое начало в тради­циях африканской музыки. Свинг — одно из выразительных средств джаза. Кроме осо­бой выразительной роли ритмаджаз уна­следовал и другие черты африканской музыки: трактовку всех инструментов как ударных, ритмических; преобладание разговорных инто­наций в пении и подражание разговорной речи при игре на инструментах. Произве­дения, исполняемые негритянскими музыканта­ми, часто имели форму чередования очень короткого сольного мотива — зова и хорового или инструментального ответа.

Джаз — искусство, основанное на импровизациив сочетании с заранее продуманной, но не обязательно записанной в нотах фор­мой композиции. Импровизировать могут одновременно несколько музыкантов, даже ес­ли в ансамбле явно слышен солирующий го­лос. Законченный художественный образ про­изведения зависит от взаимодействия членов ансамбля между собой и с аудиторией. Для раннего, новоорлеанского, этапа традици­онного джаза (примерно до конца 10-х гг. XX в.) характерна коллективная импровизация нескольких, как правило, трех вариантов одной и той же мелодии трубачом (главный голос), кларнетистом и тромбонистом на фоне маршевого аккомпанемента медного баса и ударных.

В 20-е гг. были найдены основные черты будущих стилей: равномерная пульсация кон­трабаса и ударных, способствовавшая свин­гу, виртуозное солирование, манера вокальной импровизации без слов при помощи отдельных слогов («скэт»). Значительное место в реперту­аре традиционного джаза занял блюз. Позднее оба этапа раннего джаза — новоорлеанский и последовавший за ним чикагский — объеди­няются термином «диксиленд». Были предпри­няты попытки использовать элементы джаза в произведениях крупной формы (так назы­ваемый симфоджаз). Наиболее известны балет «Сотворение мира» Д. Мийо, «Рапсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвина, ряд симфо-джазовых сочинений И. Ф. Стравинского. С середины 50-х гг. эксперименты по соеди­нению принципов джаза и современной музы­ки вновь получили распространение, уже под названием «третье течение», также и в совет­ской музыке («Концерт для оркестра» А. Я. Эш, «Концерт для джаза» М. М. Кажлаева, и концерт для фортепьяно с оркестром К. Щедрина, 1-я симфония А. Г. Шнитке). 3 конце 20-х — начале 30-х гг. возникла стройная система, получившая название стиля «свинг» и приобретшая впоследствии значение джазовой классики. Для свинга характерно, во-первых, появление нового типа оркестра — биг-бэнда. С увеличением оркестра пришлось отказаться от коллективной импровизации и перейти к исполнению аранжировок, записанных на ноты. Аранжировка стала одним из первых проявлений композиторского начала джазе: она ограничивала импровизацию, №я которой в партитуре предусматривались свободные окна.

Биг-бэнд состоит из трех групп инструментов — секций, каждая может звучать как один многоголосный инструмент: секции саксофонов (позднее с кларнетами), «медной» секции (трубы и тромбоны),секции (трубы и тромбоны), ритмиче­ской секции (фортепьяно, гитара, контрабас, ударные).

Запись нью-орлеанского джазового оркестра 1917 года

После закрытия Сторивилла джаз из регионального фольклорного жанра начинает превращаться в общенациональное музыкальное направление, распространяясь на северные и северо-восточные провинции США. Но его широкому распространению, конечно, не могло способствовать только закрытие одного увеселительного квартала. Наряду с Новым Орлеаном, в развитии джаза большое значение с самого начала играли Сент-Луис, Канзас-Сити и Мемфис. В Мемфисе в XIX веке зародился рэгтайм, откуда потом в период 1890—1903 годов он распространился по всему североамериканскому континенту. С другой стороны, представления менестрелей, с их пёстрой мозаикой всевозможных музыкальных течений афроамериканского фольклора от джиги до рэгтайма, быстро распространились повсюду и подготовили почву для прихода джаза. Многие будущие знаменитости джаза начинали свой путь именно в менестрель-шоу. Задолго до закрытия Сторивилла новоорлеанские музыканты отправлялись на гастроли с так называемыми «водевильными» труппами. Джелли Ролл Мортон с 1904 года регулярно гастролировал в Алабаме, Флориде, Техасе. С 1914 года он имел контракт на выступления в Чикаго. В 1915 году переезжает в Чикаго и белый диксилендовый оркестр Тома Брауна. Крупные водевильные турне в Чикаго совершал и знаменитый «Креол Бэнд», руководимый новоорлеанским корнетистом Фредди Кеппардом. Отделившись в своё время от «Олимпия Бэнда», артисты Фредди Кеппарда уже в 1914 году успешно выступали в самом лучшем театре Чикаго и получили предложение сделать звуковую запись своих выступлений даже прежде «Original Dixieland Jazz Band», которое, впрочем, Фредди Кеппард недальновидно отклонил.

Джордж Гершвин, один из самых известных белых джазовых композиторов

Значительно расширили территорию, охваченную воздействием джаза, оркестры, игравшие на прогулочных пароходах, ходивших вверх по Миссисипи. Ещё с конца XIX века стали популярными речные поездки из Нового Орлеана в Сент-Пол сначала на уикэнд, а впоследствии и на целую неделю. С 1900 года на этих прогулочных пароходах (riverboat) начинают выступать новоорлеанские оркестры, музыка которых становится наиболее привлекательным развлечением для пассажиров во время речных туров. В одном из таких оркестров «Шугер Джонни» начинала будущая жена Луи Армстронга, первая джазовая пианистка Лил Хардин.

В riverboat-оркестре другого пианиста Фэйтса Мэрейбла выступало много будущих новоорлеанских джазовых звёзд. Пароходы, совершавшие рейсы по реке, часто останавливались на попутных станциях, где оркестры устраивали концерты для местной публики. Именно такие концерты стали творческими дебютами для Бикса Бейдербека, Джесса Стейси и многих других. Ещё один знаменитый маршрут пролегал по Миссури до Канзас-Сити. В этом городе, где благодаря крепким корням афроамериканского фольклора развился и окончательно дооформился блюз, виртуозная игра новоорлеанских джазменов нашла исключительно благодатную среду. Главным центром развития джазовой музыки к началу 1920-х становится Чикаго, в котором усилиями многих музыкантов, собравшихся из разных концов США, создаётся стиль, получивший прозвище чикагский джаз.

Луи Армстронг

Во-вторых, появилась сольная импровиза­ция, основанная на «квадрате» («хорусе»). «Квадрат» — это одна вариация, равная по продолжительности (числу тактов) теме и исполняемая на фоне того же, что и тема, аккордового сопровождения, к которому им­провизатор подстраивает новые мелодические обороты. В 30-е — 40-е гг. наряду с блюзом получила распространение песенная форма из 32 тактов. В-третьих, в свинге широко применяется «рифф» — двух- четырех тактовая ритмически гибкая реплика. Ее исполняет ор­кестр, пока импровизирует солист. И наконец, в-четвертых, свингующая четырехдольная пуль­сация, в которой четные доли такта каким-либо способом акцентированы. Среди первых джазовых биг-бэндов — оркестры Ф. Хендерсона, К. Бэйси, Б. Гудмена, Г. Миллера, Д. Эл­лингтона. Последний уже в 40-е гг. обратил­ся к крупным циклическим формам, основан­ным на негритянском и латиноамериканском фольклоре, а также к жанру концертной ми­ниатюры.

Джаз всегда вызывал интерес среди музыкантов и слушателей по всему миру вне зависимости от их государственной принадлежности. Достаточно проследить ранние работы трубача Диззи Гиллеспи и его синтез джазовых традиций с музыкой темнокожих кубинцев в 1940-е или более позднее соединение джаза с японской, евроазиатской и ближневосточной музыкой, известные в творчестве пианиста Дейва Брубека, так же как и у блестящего композитора и лидера джаз-оркестра Дюка Эллингтона, комбинировавшего музыкальное наследие Африки, Латинской Америки и Дальнего Востока. Джаз постоянно впитывал и не только западные музыкальные традиции. Например, когда разные художники стали пробовать работу с музыкальными элементами Индии. Пример этих усилий можно услышать в записях флейтиста Пола Хорна во дворце Тадж-Махал (Taj Mahal), или в потоке «всемировой музыки», представленной например в творчестве группы Орегон или проекта Джона Маклафлина Шакти. В музыке Маклафлина, раньше в основном базировавшейся на джазе, в период работы с Шакти стали применяться новые инструменты индийского происхождения, вроде хатама или таблы, зазвучали запутанные ритмы и широко использовалась форма индийской раги. Художественный Ансамбль Чикаго (The Art Ensemble of Chicago) был ранним пионером в слиянии африканских и джазовых форм. Позднее мир узнал саксофониста/композитора Джона Зорна и его исследования еврейской музыкальной культуры, как в рамках оркестра Masada, так и вне его. Эти работы вдохновили целые группы других джазовых музыкантов, таких, как клавишник Джон Медески, сделавший записи с африканским музыкантом Салифом Кеита, гитарист Марк Рибо и басист Энтони Коулмен. Трубач Дейв Даглас с вдохновением внедряет в свою музыку балканские мотивы, в то время как Азиатско-Американский Джазовый Оркестр (Asian-American Jazz Orchestra) появился в качестве ведущего сторонника конвергенции джазовых и азиатских музыкальных форм. Поскольку глобализация мира продолжается, в джазе постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций, обеспечивающих зрелую пищу для будущих исследований и доказывающих, что джаз — это действительно мировая музыка.

Свинг

Би Боп

Биг бенды

Наши рекомендации