Средства массовой информации в социально-культурной деятельности
Одной из важнейших закономерностей СКД является вступление населения планеты в новый этап своего развития – информационное общество, что значительно расширило масштабы организации взаимодействия множества людей и групп в сфере культуры. На протяжении многих столетий человечество использовало для информации и коммуникации устную речь, музыку, живопись и письменность. Начиная с ХУ века в общественной социально-культурной практике появляются и активно используются печатные книги, газеты, журналы, фотографии, радио, телевидения, киноискусство, телефон, магнитная запись звука, видео, компьютерные системы.
Активное социальное взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и для межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией. Поэтому очень важно расширять информационное пространство так как без него невозможно органичное развитие социально-культурной сферы.
Средства массовой информации и коммуникации представляют собой:
а) источник адекватной информации граждан о различных социо-культурных явлениях;
б) арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования независимого общественного мнения;
г) канал распространения культурных знаний, норм и ценностей.
Продукт СМИ – организация непрерывной массовой социальной и культурной информации населения.
Аудитория СМИ (читатели, зрители, слушатели) самостоятельно решает потреблять или не потреблять информационную продукцию.
В социокультурной сфере велика роль воспитательного воздействия средств массовой информации и коммуникации. Прямо или косвенно, они участвуют в формировании мнений, оценок, суждений, влияют на трудовую, общественно-политическую активность человека, его участие в общественной жизни, организацию досуга.
Роль СМИ велика в создании панорамы конкретных событий и проблем, характерных для современной социокультурной сферы. Функции средств массовой информации влкючают:
- планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства;
- проведение различных социально-культурных акций;
- воспроизводство, взаимообмен и взаимообогащение социокультурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта.
Для СМИ характерны такие общие специфические черты, как массовость, мобильность, оперативность, а также каждый из них обладает присущими только ему специфическими особенностями донесения информации до ее потребителя. Для продукции печати характерны удобства индивидуального пользования и сравнительно долгий срок сохранности. Пресса доступна каждому и в любое время, передачи же по радио и телевидению можно слушать и смотреть лишь в определенные часы.
Преимущества печати: массовость читательской аудитории, высокая избирательность, возможность оперативных и частых публикаций, высокая престижность. У радио и аналогичных аудиосредств преимуществом является высокая мобильность, большие чем у прессы, возможности для оперативной подачи социально-культурной информации, распространение музыкальных программ.
Радио отличают его всепроникаемость, удобство пользования, возможность оперативного внесения корректировки в передачи.
Сильными сторонами телевидения и видео являются глобальный охват пользователей, эмоциональность и наглядность с помощь сочетания «картинки» и звука, возможность сохранить изображение, репортаж с места события, домашнее средство связи с миром. Телевидение играет определенную роль в досуге человека, приучая людей приспосабливать свое свободное время к программам телепередач. Воздействуя на досуг, телевидение помогает человеку развлекаться, избегать скуки, быть в курсе событий, получать информацию, советы; узнавать о социальных проблемах, культурных процессах.
Подготовку социально-культурных программ, публицистически острых митингов, дискуссий, встреч трудно представить себе без широкого использования актуальных материалов средств массовой информации.
Повседневный деловой контакт редакций с социально-культурной сферой помогает журналистам оперативно решать многие практические вопросы организации досуга населения, быть в курсе важнейших событий культурной жизни, хорошо ориентироваться в обстановке и четко представлять задачи региональной культурной политики.
Источником информации для самих журналистов являются также интервью и выступления работников культуры в газете, по радио и телевидению.
Таким образом, роль и место СМИ в социально-культурной деятельности определяются их двумя органически взаимосвязанными функциями – информационной и организаторской. При всех специфических особенностях эти средства решают единые с другими социально-культурными институтами задачи – активно участвуют в создании необходимых условий для полно-ценного отдыха, творчества, просвещения.