На самом деле поиск счастья, который является одним из имен несчастья, это просто результат забывания своего Я
Так что же могло забыть присутствие нашего Я? Очевидно, не само Я, потому что Я не может «не знать» себя. Оно само по себе есть знанием.
Какое же есть другое Я, которое может забыть вечную природу мира и счастья, которыми является нашим истинное Я, осознающее присутствие? Только воображаемое Я. И это именно то, чем является отделенное Я.
Мнимое Я сделано из мысли, которая воображает его. Это придуманное, сделанное из мысли Я, которое воображает, что мир и счастье не присутствуют «сейчас», в нынешних обстоятельствах.
И если мир и счастье не присутствуют «сейчас», где их найти? Только в «не сейчас». Время — это имя, которое мы даем придуманному месту «не сейчас».
В самом деле время – театр отделенного, внутреннего Я, своего рода площадка, где сопротивлению и поиску придается смысл и действия, которые свойственны мнимому, отделенному Я.
Отделенное Я не может позволить себе понять, что время не является реальным, потому что если бы оно сделало это, некуда было бы идти и осуществлять свои мечты.
Когда становится действительно видно, что это «сейчас» - это единственное «сейчас», которое есть, разрушается сопротивление и поиск отделенного Я. Ему просто некуда идти.
С крахом сопротивления и поиска отделенное Я само разрушается, поэтому оно не является сущностью, которая ищет, а скорее самой активностью поиска.
Если мы понимаем экспериментально, что это «сейчас» - единственное «сейчас», которое есть, и что весь мир, счастье и любовь, которые есть или когда-либо могут быть, присутствуют прямо здесь и сейчас, в этой текущей ситуации, что станет с нашим поиском? Что случится с желанием найти просветление? И кто будет стремиться к нему?
Не наше Я, осознающее присутствие, ибо без мысли нет никакого механизма, в рамках нашего Я, который отвергает текущую ситуацию и пытается заменить её. Только мнимое Я способно искать такую вещь в воображаемом будущем.
Когда это становится ясно видно, мнимое отделенное Я и его поиск мира и счастья растворяются. Этот распад может сопровождаться волной расслабления в теле и уме. Тело и ум, которые так долго служили воображаемой сущности, теперь оказываются избавлены от этот выдуманного тирана.
В результате сопротивление и поиск, которые закрепились в наших мыслях, чувствах, жестах, позах, поведении, деятельности и отношениях начинают расслабляться. Это «разворачивание» может сопровождаться выпуском напряженности и сокращений в теле и уме, которое может привести к приятным опытам, но они неизбежно приходят и уходят. Однако сам мир (покой) не приходит и не уходит.
В большинстве случаев это повторное согласование тела и ума происходит постепенно, но иногда изменения драматичны. Вследствие такого резкого изменения тело и ум могут стать сбитыми с толку и потеря знакомых структур, в которые мы инвестируем наши личности может привести к страху и даже панике.
На данный момент может быть сильным желание вернуться к старым привычкам мышления и чувств, как источнику безопасности, и если ему поддаться, это позволит мнимому Я подтвердить себя снова.
Однако если у нас есть мужество и любовь к пребыванию в открытости и неизвестности этого нового ландшафта, страх будет спадать, оставляя нас в нашей истинной природе мира и счастья.
Со временем остатки отделеного Я постепенно вымываются из тела и ума, не посредством каких-либо усилий или дисциплины, но просто потому, что они больше не подкармливаются и не подкрепляются верой в реальность такого Я.
Со временем вся структура тела и ума возвращается в свое естественное состояние открытости и легкости. Она больше не служит ненасытной потребности мнимого, внутреннего Я и больше не делает невозможных требованийк воображаемому внешнему миру или к другим.
Такое тело и ум являются свободными и спонтанными, отвечая требованиям момента и затем возвращаются в свое естественное состояние. Любой момент встречается на своих собственных условиях. Мысли, чувства, деятельность и отношения больше не оставляют следов в теле и уме и в результате становятся открытыми, просторными, ясными и любящими.
При необходимости становятся доступными некоторые знания из прошлого. Все, что необходимо в каждый момент времени - предоставляется, ни больше, ни меньше. Например идеи, которые содержат прошлое и будущее могут быть условно приняты, если требует ситуация, но они никогда не принимаются за реальность.
Ранее мы должны были приложить усилия, чтобы думать о таких вопросах, как эти - из-за глубины обусловленности, которой ранее подвергались тело и ум. Но теперь, когда они были восстановлены качествами мира и счастья, которые присущи нашему Я, иногда кажется, что требуется усилие думать по старому.
Например, когда друг спросит нас, сколько будет длиться наш рейс, мы можем быть на мгновение озадачены. Поездка не занимает время. Она «сейчас» всюдорогу. «9 часов», мы ответим с улыбкой. «9 часов» - были для ума; улыбка была для друга.
Просветление может быть определено как отсутствие сопротивления тому, что есть, близость со всем, что проходит, без какого-либо желания отклонить или заменить его; такая близость, что нет места для отделения Я от всего остального, чтобы стоять в стороне и смотреть на ситуацию извне, чтобы судить её как достойную или не достойную, хорошую или плохую, правильную или неправильную, желательную или нежелательную; такая близость, что нет места и нет времени, в котором отдельная личность может укрыться внутри тела и поэтому считать себя без ограничений или границ, пронизывающих все поле опыта; такая близость, где нет «меня» внутри и нет объекта или другого извне, есть только непрерывное близкое переживание; такая близость, в которой нет места для «Я» и «другие», «Я» и «вы», «это» и «то», «сейчас» и «затем». Так совершенно здесь и сейчас, что нет времени для времени и нет места для расстояния или пространства.
Мы не можем и нам не нужно практиковать самих себя. Мы уже - осознающее присутствие, тесно находящееся со всем опытом. На самом деле мы можем только практиковать не быть собой! И это именно то, что мы делаем. Однако «Я», которое делает это, является несуществующим «Я», состоящим только из мыслей и чувств.
На протяжении десятилетий мы упражняли отделенное Я внутри себя, репетировали его занятия и роли до тех пор, пока это не стало второй натурой - думать, чувствовать, действовать и относиться от имени такого лица. Однако эта сущность полностью выдумана. Только мысль делает все это.
Наше отношение ко всем проявлениям тела, ума и мира является таким же, как отношение между изображением и экраном. Другими словами - нет никакого отношения. Там нет двух вещей — изображения и экрана — которые тесно связаны друг с другом. Все время существует только экран. Дома, автомобили, люди, здания, небо, деревья, животные и т.д. являются все просто именами, которые мы даем экрану, когда мы забываем, что есть только экран. Но даже когда мы это забываем, все равно есть только экран.
Мы похожи на это, во всех проявлениях тела, ума и мира. Все что мы знаем, это опыт. В самом деле мы не знаем тела, ума или мира, как таковых. Мы просто знаем их переживание. И где это переживание имеет место? На расстоянии от нашего Я?
И сделано ли это переживание из чего-то другого, кроме Я?
Какое расстояние существует между нашим Я и Луной? Это миллионы километров или опыт Луны — это все что мы знаем о Луне — близкий, рядом, един с нашим Я?
На самом деле мы не знаем даже переживания. Нет сущности помимо переживания, которая знает это. Нет никого отдельного, кто стоит вне опыта и познает его на расстоянии. Опыт гораздо более близок, чем это. Переживание - это знание само по себе. Оно не известно никому, кроме самого себя. Не существует две части опыта — одна, которая познает и другая, познаваемое. Есть только чистое переживание. «Я», осознающее присутствие и переживание (опыт) являются одним и тем же.
Речь не идет о сохранении отношения ума. Речь идет о ясном видении того, что есть на самом деле, независимо от того, что об этом говорит ум. Становится ясно видно, что все проблемы - для мышления, не для Я. Мы — тот, кто осознает все ситуации или тот, в котором отображаются все ситуации — мы не находимся в ситуации. Ситуация находится в нашем Я.
Для него никогда нет проблем, так же, как никакая деятельность никогда не является проблемой для пространство комнаты, в которой она осуществляется. Пространство является по своей сути свободным для любой деятельности и её результатов.
В самой ситуации никогда не существует проблем. Проблемы всегда возникают для отделенного, внутреннего Я, которое мышление придумало себе. Мышление разделило опыт на две части — часть «Я» и часть «не Я». Проблема есть всегда только для части мнимого «Я». В отсутствии этого мнимого разделение опыта на две части, есть близость переживания — зрения, слуха, прикосновения, мышления, чувств и т.д.
И все, что требуется от одного конкретного тела и ума для совокупности ситуации - спонтанно появится - больше мысли, деятельности, ощущений и т.д., и если это нужно, мы обнаружим наши тело и ум, участвующими или нетв ситуации. В обоих случаях там нет никакого отдельного Я, переживающего или организующего деятельность.
На самом деле для нашего Я нет вообще какой-либо деятельности; есть просто мышление, чувства, восприятия, ощущаемые в настоящее время. Они никуда не уходят. Они не появляются по какой-либо конкретной причине, они не предназначены для любого конкретного результата и они не оставляют никаких психологических следов.
Все причины, судьбы, цели, планы и результаты являются для Я, сделавшего себя из мысли, а не для истинного и единственного Я.
Конечная цель деятельности разума и тела - найти счастье, или если мы являемся духовными искателями - найти просветление, что то же самое. Но наше Я уже есть тем, что ищет ум.
Счастье, которое является просто знанием нашего собственного бытия, каким оно есть, не зависит от условий тела, ума или мира. Это наша вездесущая природа. Она лежит безмолвно светящаяся на фоне всего опыта и когда она осознается, то перетекает на передний план, пронизывая опыт своими качествами.
Это свобода. Не свобода отстраненности или удаления из опыта, не свобода интеллектуального приюта, но та, которая присутствует в самом сердце всего опыта.