Часть ii. анатомия культуры
1. В отличие от технической и социальной культуры, духовная культура неутилитарна, по сути своей бескорыстна. Ее краеугольные камни — «радости духа» — красота, знание, мудрость. Она нужна людям прежде всего сама по себе, а не ради решения каких-либо внешних по отношению к ней прагматических задач.
2. В духовной культуре человек по сравнению с другими областями культуры получает наибольшую свободу творчества. Здесь разум человека, не связанный никакими практическими соображениями, способен оторваться от действительности и унестись от нее на крыльях фантазии. Свобода творчества проявляется уже в древних мифах. Безграничный простор для творчества предоставляет искусство.
3. Творческая деятельность в духовной культуре ведет к тому, что она становится особым духовным миром, созданным силой человеческой мысли. Этот мир несравненно богаче реального мира. Ибо в нем рядом с образами наблюдаемой действительности существуют образы небывалых явлений: невиданные страны и планеты, ад для грешников и рай для праведников, мифические духи и боги, литературные герои. И хотя этот мир наполнен вымыслами, он существует по своим собственным законам и оказывает воздействие на нашу жизнь — может быть, даже больше, чем реальный мир.
4. Духовная культура — наиболее чувствительная, наиболее чутко реагирующая на внешние воздействия область культуры. Она способна улавливать малейшие изменения в жизни людей и отзываться на них изменениями в себе и потому является самой уязвимой, самой ранимой областью культуры. Из-за ее непрактичности, неутилитарности люди в трудных жизненных обстоятельствах начинают видеть в ней ненужную обузу, и потому духовная культура больше всего страдает при социальных катаклизмах. Духовная культура нуждается в заботе и поддержке общества, сохранение и развитие ее требует от него усилий. Если люди перестают ею интересоваться, она утрачивает внутреннее напряжение и движение, отступает на полки библиотек и в музейные запасники, покрывается там пылью и превращается в забытую, мертвую культуру.
В следующих разделах этой главы рассматриваются основные формы духовной культуры — мифология, религия, искусство1.
Курс философии читается во всех вузах, и поэтому нет необходимости на ней здесь останавливаться.
Осевые культурные формы
Когнитивные парадигмы
♦ Житейские знания — в сфере быта, повседневной жизни; простейшие истины, имеющие источником житейский опыт, здравый смысл.
♦ Мистические верования — знания, основанные на вере в существование таинственных, необъяснимых, сверхъестественных и сверхразумных сил, явлений и источников знаний.
♦ Рациональные формы знаний — базируются на опыте и разуме; строятся с помощью рационального, логического мышления, образуют целостные системы (концепции, теории). В наиболее развернутом виде выступают в философии и науке.
Ценностные парадигмы
♦ Финальные ценности.
♦ Инструментальные ценности.
♦ Производные ценности.
Два типа или уровня ценностных парадигм:
♦ Аксиология повседневности — уровень обыденного сознания, ценности повседневной жизни.
♦ Идеология — социальные ценности и идеалы, определяющие задачи развития общества.
Приложение 431
Регулятивные парадигмы
Социокультурные нормы — регулятивы нормативного, общепринятого поведения:
♦ общекультурные;
♦ групповые;
♦ ролевые.
Девиантное (отклоняющееся) поведение:
♦ случайные девиации;
♦ регулярные девиации.
Глава 7. Духовная культура
К духовной культуре относятся культурные формы, ориентированные на выработку знаний и ценностей:
♦ Мифология.
♦ Религия.
♦ Искусство.
♦ Философия.
Особенности духовной культуры:
1. Неутилитарность; нужна сама по себе, а не ради достижения каких-либо целей.
2. Наибольшая свобода творчества.
3. Особый духовный мир, созданный силой человеческой мысли, богаче реального мира.
4. Наиболее чутко реагирующая на изменения среды, самая хрупкая область культуры, больше всех страдает при социальных катаклизмах, нуждается в поддержке общества.
9,10.
Мифология
Сущность мифа
Миф — зародыш всей духовной культуры. И не просто зародыш, который дал ей жизнь и после этого исчез, не просто первоначальный и пройденный этап ее развития. Миф продолжает жить в культуре на протяжении всей ее истории вплоть до нашего времени.
Слово «миф» (от греч. myphos)буквально означает сказание, предание. Под мифологией же понимается совокупность мифов, созданных каким-либо народом (или разными народами). Но миф — сказание, предание особого рода:миф — это вымысел, принимаемый за правду. Данное определение при всей его простоте содержит внутренний парадокс, выражающий сущность мифа. Ведь люди, принимающие миф за правду, не могут видеть в нем вымысла; а те, кто считает миф вымыслом, не могут принимать его за правду. Значит, миф есть правда для одних людей и вымысел — для других. Люди той культуры, в которой миф рождается, живет и воспринимается как правда, верят в него и не знают, что он есть миф. То, что они имеют дело с мифом, обнаруживается лишь людьми другой культуры, которая дает им «иные глаза» — иное в[и]дение мира.
В более поздней культуре миф нередко воспринимается как сказка. Но сказка — это уже не миф, поскольку она не претендует на то, чтобы быть достоверным описанием реальности. Даже маленькие дети не верят, что в сказке все «взаправду». Миф же по своей сути предназначен служить подлинным знанием того, что есть на самом деле. В этом принципиальное отличие мифа от сказки, а также от всякого художественного вымысла. Почему же люди, сочиняя мифы, верят в истинность своих вымыслов? Да потому, что они, по их представлениям, ничего не выдумывают. В их сказаниях и легендах мир предстает таким, каким он для них существует. Они не только рассказывают мифы — ониживут в том мире, который описывается их мифами. В мифах так или иначе выражается имеющийся у людей опыт жизни и деятельности. Живя в мире мифов, люди имеют вместе с тем возможность существовать в реальном мире — по крайней мере, пока между содержанием мифов и реальностью не обнаружатся существенные расхождения.
Таким образом, мифология выступает не просто как собрание мифов, но и как культурная форма, в которой люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение.