Философия смерти. Античный миф об Элизии и его трансформация у Пушкина

Трансформация «унылой» элегии: «светлая печаль» как структурная доминанта жанра. Концепция человеческой просветленности, воплощенная в женском образе. Закон «вечного возвращения», сопрягающий ритмы души с ритмами природы, и законы психики. Элегия и «отрывок». Диффузия жанров: фрагмент (отрывок). Неоднозначность трактовок формы: антологическое стихотворение или незавершенный опыт. Общие закономерности бытия и метапоэтичность фрагмента. «Ночь»: между элегией и отрывком.

Элегия периода михайловской ссылки («Ненастный день потух», «Желание славы», «Признание» и др.). Отказ от нормативности, неодноплановость в изображении неодномерной эмоции: «противочувствия». Функция отточия, усечения последних строк. Новеллистичность. Конкретизация женского персонажа. Предметная ассоциативность. Пуант.

Спор в литературоведении о судьбе жанра в лирике 30-х годов. Прозаизация поэзии и динамика пушкинской элегии: редукция эмоциональности, конкретизация мира, возрастание активности «я», уравновешенность настроений и т.д. «Преодоление» черты как тема и структурный принцип элегий 30-х гг.

Прощальный цикл Болдинской осени. Мотив путешествия в иные миры и мифологический подтекст элегий. Проблема циклизации в лирике поэта. «Унылая элегия»: генезис и трансформация («Брожу ли я вдоль улиц шумных»). «Кладбищенская элегия»: генезис и трансформация («Когда за городом задумчив я брожу…»). «Панорамная элегия»: генезис и трансформация («Вновь я посетил...»). Преодоление катастрофичности. Сопряжение ритмов души с ритмами природы в круговороте бытия, круговороте природы.

Послание. Автобиографическое начало и мифологизированная биография поэта. Автор в посланиях лицейского периода («лицейский маскарад»). Философия лени. Игровая природа посланий и их структура. Концепция слова и тип послания: античная и византийская традиции. Условность мира и неоднозначная семантика «садов лицея». Поэтическая биография автора, персонажи и архетипы, парадоксальность «бахического» мира.

Послания 20-х гг. Тенденция к индивидуализации авторского образа, и два принципа построения авторского образа (мифологизация и конкретизация). Семейное предание и биографический подтекст в посланиях. «Овидиев» цикл и его роль в самоопределении поэта, двойственная трактовка изгнания как итог совмещения мифологизации и демифологизации. Мистифицированные даты как кодирование обстоятельств (Третье послание к Чаадаеву). Переосмысление мотивировок разочарования: «Прошел веселый жизни праздник». Авторское раздвоение и «возрастная» маска.

Изменение соотношения «домашней» и «высокой» семантики в лирике Михайловского периода («Из письма к А. Вульфу»). Катартический смысл «чужого» слова («К Родзянке», 1825). Зеркальность посланий как полярность бытия («К ***» и «К Родзянке», 1825). Сопряжение мотивировок в послании «К Языкову» (1825). Осмысление человеческой личности в связи с историей рода («Дельвигу», 1827). Исчерпанность жанра в 30-е годы.

Антологический жанр. От стилизаций под античность в лицейские годы к “антологическим” пьесам, основанным на воссоздании духа подлинника, в 30-е гг. Судьба жанра в русской поэзии и у Пушкина. Другие жанры. История их изучения в пушкиноведении.

Поэмы. «Руслан и Людмила» в историко-литературной перспективе. Пушкин и Жуковский. Новая концепция жанра. Исторический метод Карамзина и его использование в поэме. «Литературность» волшебно-сказочного нарратива: пародийные параллели. Принцип контрапункта. Поэма и фольклорно-мифологическая традиция (источники, Пушкин и предшественники, сказочный сюжет и его функция, мотив похищения невесты и его семантика). Роман с метафизическим сюжетом. Эпос как литературная игра. Пародийность. Авторская исповедальность и стихия лиризма в поэме и т.д.).

Духовный кризис поэта 20-х гг. и цикл «южных» поэм («Кавказский Пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»).

Восток в русской культуре и «восточный миф». Литературность Восприятия Востока. Тип байронической поэмы и его трансформация у Пушкина (тип героя, конфликт, система персонажей, композиция, авторская позиция). Проблема автобиографизма (автор и герой, принципы построения образов-персонажей и т.д.). «Лиризм добровольного изгнания»: Пушкин и Руссо. «Местный колорит» в поэме (экзотический мир, принципы его изображения, национальное и историческое и т.д.). «Авторский» сюжет и его функция. Параллелизм сюжетной истории героя и автора. Функция «лирических» отступлений.

«Братья-разбойники». Двухчастная композиция и ее содержательность. Мифопоэтика. Символика ворона. Метафора каменной души в пушкинской антропологии. Двойное отчуждение в поэме и его мотивы. «Докучной совести мученья» и нравственный закон. Авторская позиция.

Источники легенды о Бахчисарайском фонтане. Легенда и ее художественная интерпретация. Хан Гирей как формальный герой поэмы. Перегруппировка сюжетных элементов: недосказанность на сюжетном уровне и нагнетение тайны вокруг одного сюжетного узла. Функция вставных новелл, снов, драматизации эпизодов и т.д. Фонтан слез как символ истории женщин. Смысл поэмы – в двух типах любви (А. Слонимский). Персонификация авторских переживаний в женских персонажах. Легенды как замена тайных воспоминаний: процесс освобождения от демонов. Лирическое начало в «Бахчисарайском фонтане» как выражение идеи просветления, освобождения от страстей. Таврида и ее знаковый смысл. Примечания: контраст прозы и поэзии и точка зрения европейца.

Динамика жанра в поэме. «Цыганы». Неоднозначность Алеко в сюжете: «юноша» и «старик» (аналогия с Овидием), «он» (элегический ореол), «птичка божия» (знак цыганского мироощущения). Оппозиция Алеко / табор. Именная игра. Персонажи как неполные двойники Алеко и динамика Алеко. Три амплуа (преследуемый законом беглец, преступник, ссылаемый по закону, добровольный беглец, «странник перелетный») и их проекция на коллизию Алеко и табора. Параллелизм Алеко и старика Цыгана. Социальная утопия и ее опровержение. Неоднозначность оценки цыганского мира.

Автобиографический подтекст и его роль в Эпилоге. Авторская позиция и способы ее выявления.

Реалистические поэмы 30-х гг. Иронические поэмы («Граф Нулин», «Домик в Коломне»). «Граф Нулин»: бытовой сюжет и бытийный смысл. Пушкинская философия истории (осмысление катастрофических событий, их причин и следствий в потоке истории, случайное и закономерное в историческом процессе и т.д.). Поэтический контрапункт: авторская игра с материалом. «Фламандской пыли пестрый сор» как принцип поэзии действительности. Текст и подтекст в поэме: соотношение сюжета и внесюжетных элементов. Анекдот и пародия. Декабристский пласт и подтекст поэмы. Дендизм как феномен. Проблема «русского Наполеона» как орудия Провидения.

Поэма и повесть, их разграничение (оппозиция миров, прошлое и современность, ирония, «установка на достоверность» и т.д.).

Исторические поэмы. «Полтава». Художественная концепция поэмы и функция вымысла. «Симфоническое строение». Полемика с Байроном. Смысл заглавия. Исторический сюжет и любовная интрига. Исторические персонажи и романтические принципы их воплощения. Петр I в поэме и в контексте творчества Пушкина. Эстетика героического и возвышенного и традиции портретной живописи. Карл XII, природная символика и ее семантика в портрете персонажа. Мазепа и Кочубей, прямолинейность выражения авторской позиции. Игра точками зрения. Динамика автора-повествователя. Функция драматического элемента. Исторические события и частные судьбы: закономерность и случайность (проблема исторического величия, ценностный критерий в оценке человека, логика истории и логика характера и т.д.). Автобиографический подтекст. Композиционные принципы (пейзаж, его функции, симметрия, зеркальность, финал и т.д.).

«Медный всадник» как социально-философская поэма и стихотворная повесть. История публикации. Неодназначность жанрового определения, функция прозаизации в поэме. Пушкинская философия истории и ее отражение в поэме (историческое возмездие и историческая целесообразность в логике поэмы). Сюжет и его интерпретация в критике и литературоведении. Петербургский миф в структуре поэмы и петербургский текст. Исторический и мифологический пласты, их взаимодействие, оппозиция живого/мертвого в системе персонажей, мифологема стихии, метаморфозы или фантастика (библейское начало в поэме). Автор в поэме (маски повествователя, сюжетная и стилевая полифония, неоднозначность авторской позиции). Содержательность стихотворной формы (стих, язык и т.д.).

Роман в стихах «Евгений Онегин». Проблематика романа в историко-литературной перспективе. Споры о романе в русской критике и литературоведении. «Евгений Онегин» как роман Жизни. Замысел и его реализация.

Художественная концепция и ее реализация. История и современность в романе (осознание истории как современного бытия личности). Семантика пространственных оппозиций: природа / культура, дикость / цивилизация, столица / провинция, Запад / Восток и авторская позиция. «Поэзия действительности» в романе Жизни. Онегин в соотношении с героями «южных» поэм. Герой в сюжете и неоднозначность авторского отношения к нему. Телеология жизни и телеология сюжета.

Трансформация художественной формы. Роман в стихах и его западные аналоги. Проблема жанра. Роман в контексте русской культуры и в духовной биографии Пушкина. Роман как многомерное целое: компактность, многомерность, фрагментарность. Лиризм как первоэлемент романа. Автор-демиург и структура художественного мира. Автор как организующий центр романа. Роман как метатекст. Принцип противоречий и творческий процесс. Дневниковая природа повествования. Донжуановский код. Мотив срединности, его генезис. Мотив поэзии в контексте пушкинской лирики. Элегический код.

Сюжет реальный и сюжет возможный. Триада автор – персонажи – повествователь: превращения и метаморфозы творческих снов. Метаморфозы и проблема мотивировок. Жанрообразующая роль образа автора. Художественные принципы организации целого. Поэтика зеркальности, ее содержательность. Фрагментарность и ее функции в романе. Финал. «Отрывки из путешествия Онегина» и их роль.

Диалог с читателем: содержательный и формальный аспекты. Полемика с романтизмом и ее выражение на разных уровнях художественной структуры. Миф о Нине. Принцип пародирования в романе. Функции «чужой речи».

Онегинская строфа как содержательная единица романа. Онегинская строфа в истории русской поэзии. Культура как текст и подтекст.

Ассоциативность как принцип авторского мышления. Мифопоэтический пласт. Сон Татьяны в контексте романа и в контексте русской литературы.

Роман в критике и литературоведении. Современные интерпретации в театре и кино.

Драматургия. Пушкинская театральная эстетика. Историческая драма «Борис Годунов» и русская драма 30-х гг. «Борис Годунов» как комедия. Проблематика. Пушкинская философия истории и исторические персонажи. Художественная концепция Пушкина, ее истоки. Пушкин и Карамзин. Историзм как художественный принцип. Концепция исторического характера и обстоятельств. Спор в критике 30-х гг. о герое: Годунов или Самозванец? Проблема канонического текста и автокомментарии. Художественное переосмысление принципов классицистической драмы, функция симметрии в «Борисе Годунове». Композиционные принципы. Мотивы. Функция снов. Символическая роль Пимена и юродивого. Смысл финала. Драматическая полифония. «Мнение народное» в «Борисе Годунове». Авторская позиция.

«Маленькие трагедии» как цикл в контексте творчества поэта. Принципы циклизации. Проблематика. Функция мистификации. Ситуация «бездны на краю» и ее художественная интерпретация. Исторический и мифологический пласты. Роль культурных ассоциаций. Текст и подтекст. Сюжетная полифония и проблема авторской позиции. Поэтика. Открытые финалы, их семантика и содержательность. Современные интерпретации.

«Скупой рыцарь». Несоответствие пушкинского персонажа архетипу. Историко-культурный смысл: «македонский код». Мифопоэтика: Юнона Монета. Интеллектуальная усложненность мотивов поведения Барона. Автобиографический подтекст. Аналогия Барон- Поэт. Демонизм Филиппа. Диогенов код. Семантика лжи. Онтология безумия. Имя и его функция в сюжете. Смысл финала.

«Моцарт и Сальери». Историко-культурный контекст. Смысл заглавия. Архетипы трагедии. Мотив музыки. Моцарт и Сальери как два типа творчества. «Правда» персонажей. Неоднозначность мотивов поведения Сальери в пушкинистике.

Неоднозначность авторской позиции: Моцарт – задушевное alter ego, Сальери – мучительная и трагическая ипостась.

Трактир «Золотой лев» как сценическое пространство. Черный человек, его смысл и функции. Сюжетная полифония. «Чаша дружбы» и ее символика. Катастрофичность финала.

«Каменный гость». Вольтеровский код. Дон Гуан: несовпадение с именем, расхождение с традицией. Неоднозначность мотивировок. Поиск гармонии и преодоление донжуанского комплекса. Покаяние в любви. Мотив несостоявшейся дуэли. Душевная логика Дон Гуана и путь к финалу. Статуя Командора и ее смыслы.

«Пир во время чумы». Мотив пира, соединенный с мотивом смерти в цикле. Философские подтексты. Позиции персонажей. «Вакхическая песнь» Председателя, ее смыслы. Поведенческий принцип Председателя. Диалог Вальсингама и Священника. Мистическое видение, его роль. Открытый финал, его трактовки. Проблема катарсиса.

«Маленькие трагедии» на сцене и на экране.

Проза. «Арап Петра Великого» и биографический контекст. Причины обращения Пушкина и требования его к прозе. «Арап Петра Великого» как исторический роман. Специфика историзма, традиция западноевропейского исторического романа. Сопряжение быта и бытия (семейное предание и история России), изображение истории домашним образом. Динамика осмысления личности Петра и художественная концепция Петра. Аллюзионность. Причины незавершенности романа.

Тенденция к прозаизации в творчестве Пушкина. Судьба малых прозаических жанров в русской литературе 30-х гг. «Повести Белкина» как цикл и как литературная мистификация. Проблематика и принципы организации целого, композиция цикла. Пародирование романтических сюжетов в «Повестях Белкина» и функции пародирования. Пародийный смысл игры с чужим текстом, трансформация традиционных мотивов. Типы рассказчиков и их функции. Система рассказчиков и принцип многоракурсного изображения жизни. Белкин в системе рассказчиков, его функции. Автор и Белкин. «Игрушечные развязки» и «тайна жизни». История и современность в судьбах частных людей. Авторская концепция жизни. Проблема национального бытия: циклизация как сопряжение быта и бытия.

От «Дубровского» к «Капитанской дочке». Соотношение исторического и современного. Жанровая трансформация, роль любовной коллизии, ее место в романе, тема народного бунта. Исторические персонажи. Авторская позиция. Сюжетные мотивы и структурные принципы.

«Пиковая Дама» в контексте русской романтической прозы 30-х гг.

«Пиковая дама» в контексте русской культуры (мотив карточной игры и философия игроков). Проблематика, герой и его художественное осмысление, сложность авторской позиции. Мотив безумия, его содержательная нагрузка, многообразие мотивировок и культурных подтекстов (историческая, мифологическая и др.). Функция фантастики. Специфика повествования.

Пушкин в русской философской критике Х1Х-ХХ вв.

·

· Русская поэзия 20-30-х гг. XIX в.

Наши рекомендации