Иллюзии цветового восприятия

ВИДЫ ЦВЕТОВЫХ КРУГОВ

-Цветовой круг с чередующимися цветами

-Восьмисекторный цветовой круг

Наиболее распространён восьмисекторный цветовой круг. Он включает 7 цветов радуги и пурпурный. Основными цветами в этом круге считаюткрасный, жёлтый, зелёный, синий, и добавляют к ним четыре «промежуточных» цвета (оранжевый, голубой, фиолетовый и пурпурный). В цветовом круге на равном расстоянии друг от друга расположены чередующиеся первичные и вторичные цвета. Сложение двух основных цветов дает дополнительный цвет, расположенный между ними.

При смешении двух дополнительных цветов получается основной цвет, лежащий между ними.

Цветовой круг обычно делят на тёплую и холодную половины.

Тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки.

Холодные цвета: синий, голубой, зелёный, и переходные — сине-фиолетовый, сине-зелёный.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦВЕТА
В начале прошлого столетия английским врачом и естествоиспытателем Юнгом была высказана гипотеза, а в дальнейшем развита физиологом Гельмгольцем, согласно которой число различных элементов, воспринимающих цвет, равно 3. Одни реагируют на красный, другие – на зеленый, а третьи – на синий цвета. При равном раздражении этих элементов мы воспринимаем белый цвет, при неравном – разные хроматические цвета и их оттенки. Трехцветная теория зрения (теория Юнга – Гельмгольца) в настоящее время получила наибольшее признание. Современная наука определяет цвет как ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него света. В спектре белого солнечного света различают семь основных цветов (как было сказано выше). Все цвета подразделяются на ахроматические и хроматические: 1) ахроматические – белый, черный и все серые; 2) хроматические – все остальные. Для определения цвета исполняется система психофизических характеристик. Это: 1. Цветовой тон – качество цвета, когда этот цвет можно приравнять к одному из спектральных цветов. Другими словами – это само название цвета. 2. Светлота (степень отличия цвета от белого) – количественные различия внутри одного и того же цвета. Это наличие в цвете того или иного количества белого или черного. 3. Относительная яркость – отношение величины потока, отраженного от данной поверхности, к величине потока, падающего на нее. 4. Насыщенность (степень отличия цвета от равного по светлоте серого) – степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического. Насыщенность обычно заменяется чистотой. Насыщенность хроматической краски, в которую добавлены белила, значительно падает, при добавлении черного цвета насыщенность изменяется, но не так резко. При равной насыщенности цветов активнее воздействуют на глаз более светлые цвета, а при равной светлоте – более насыщенные. 5. Чистота цвета – доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета. Самые чистые цвета – спектральные. Чистота ахроматических цветов равна 0, так же как и насыщенность. Сочетание цветового тона и насыщенности называют цветностью. Ахроматические цвета ее не имеют.Естественной шкалой цветовых тонов является спектр солнечного света, в котором цвета располагаются в определенной последовательности.При внимательном рассмотрении спектра можно заметить в его синем конце некоторую красноватость, а в красном, наоборот, синеватость. Смешав крайние спектральные цвета, получаем ряд пурпурных переходных тонов. Если добавить эти пурпурные тона к спектру и замкнуть его в кольцо, получится естественный цветовой круг с той же последовательностью цветовых тонов, что и в спектре. С физической точки зрения, все цвета равноправны, и ни один цвет не может быть выделен как обладающий каким-либо преимуществом. Можно лишь разделить их на две большие группы: 1) теплые цвета, как бы приближающиеся по восприятию к цвету теплых тел – огня, солнца, света; 2) холодные тона, близкие к цвету льда, воды, неба, сумерек. Взаимосвязи основных характеристик цвета могут быть представлены в виде пространственного цветового конуса (или, если говорить точнее, двух конусов) (рис. 13). иллюзии цветового восприятия - student2.ru Рис. 13. Пространственный цветовой конус. Замкнутое цветовое тело (Оствальда) Осью конусов является ахроматическая ось с цветами ахроматического ряда – от белого в верхней точке, до черного – в нижней. На поверхности конусов по максимальному поперечному сечению расположены цвета максимальной насыщенности (на рисунке показаны лишь четыре главных цвета – желтый, красный, синий и зеленый). Все цвета одного цветового тона, находящиеся в плоскости соответствующего треугольника, образуют теневой ряд соответствующего цвета; на рисунке штриховкой показан теневой ряд красного цвета.Ясно, что цвета теневого ряда характеризуются одним цветовым тоном и отличаются один от другого только светлотой и насыщенностью. В частности, в теневом ряду красного цвета все цвета, расположенные по образующим конусов, по мере приближения к вершинам постепенно или осветляются, превращаясь, в конечном счете, в белый цвет, или затемняются, превращаясь в черный. Цвета в плоскости максимального поперечного сечения (основание конусов) с приближением к ахроматической оси, разбеливаясь, теряют свою насыщенность. Следует заметить, что при затемнении хроматического цвета насыщенность убывает в значительно меньшей степени, чем при его осветлении. Внутри плоскости треугольника, представляющего собой теневой ряд красного цвета, находятся все прочие цвета красного цветового тона с различными добавлениями к нему ахроматических смесей.Два рассмотренных одинаковых конуса, соединенных основаниями, – это так называемое замкнутое цветовое тело, которое было предложено Оствальдом. Оствальд составил также альбом, содержащий таблицы 24 спектральных цветов, включая и пурпурные. Для каждого цвета он дал восемь ступеней светлоты и насыщенности. Любой цветовой тон с его вариациями по светлоте и насыщенности располагается в составленном из 36 квадратов соответствующем равностороннем треугольнике. На рис. 14 показан такой треугольник для желтого цвета. В его вершинах находятся хроматический, белый и черный цвета, а по сторонам – ступени от хроматического цвета до белого, от белого до черного и от черного до хроматического. Все 24 однотоновых треугольника в совокупности представляют собой общую картину хроматических и ахроматических цветов, их различных светлот и насыщенностей. иллюзии цветового восприятия - student2.ru Рис. 14. Однотоновой равносторонний треугольник Если на белый экран направить два цветовых луча, например красный и желтый, на экране возникает промежуточный цвет – оранжевый. Такой же цвет мы получим (на некотором удалении), если одну или несколько форм рисунка на поверхности бумаги заполнить красными и желтыми точками, кружками или даже штрихами. Важно подчеркнуть, что чем меньше расстояния между точками, кружками, штрихами, чем меньше размеры этих элементов, тем явственнее эффект пространственного смешения. И еще: при оптическом смешении промежуточный цвет воспринимается более сложным, богатым ( по сравнению с промежуточным цветом при механическом смешении красок). Именно на оптическом смешении цветов основано восприятие картин, относящихся к течению пуантилизма (выполняются мелкими мазками правильной формы), многочисленных изделий декоративно-прикладного искусства (тканей, ковровых изделий, народных вышивок и пр.).Цвета, при оптическом смешении которых возникает ахроматический цвет, называются взаимно-дополнительными.При оптическом смешении двух цветов разной длины волны светлота получаемого цвета равна средней светлоте.Существует смешение цветов другого вида – вычитательное, или субстрактивное; оно дает совсем другие, по сравнению с оптическим смешением, практические результаты.Примером вычитательного смешения цветов может служить смешение, получаемое при наложении двух стекол (предположим, зеленого и синего) одно на другое. Каждое из стекол будет часть лучей поглощать, а часть пропускать. Через оба стекла пройдут только те лучи, которые пропускает то и другое стекло одновременно. Подобное же явление происходит при наложении красок одна на другую, при их механическом смешении.Всякая смесь красок представляет собой механическую смесь, в которой перемешаны частицы различных красок. В данном случае мы имеем в основном вычитательное смешение, хотя не обходится и без некоторой доли оптического смешения (в смеси ведь могут оказаться отдельные несмешивающиеся зерна красящих веществ).Восприятие мира цветов, взаимодействия их в сочетаниях всегда основаны если не на оптических смешениях, то на оптических противопоставлениях.Рассмотрим теперь, что такое контраст цветов.Если применительно к композиции понятие «контраст» означает всякое противопоставление двух свойств, то в цветоведении контраст – это кажущееся изменение цвета по светлоте (светлотный контраст) или цветовому тону (хроматический контраст) в зависимости от окружения.Вглядимся пристально в цветную фигуру, а затем переведем взгляд на белую поверхность – на последней возникает такое же изображение, но противоположного цвета. Если же долго смотреть на какой-то цвет, то начинает казаться, что последний постепенно темнеет и ахроматизируется. Эти явления связаны с адаптацией человеческого зрения: когда человек попадает в другие условия освещения, когда после одного цвета он смотрит на другой, ощущение, вызываемое вторым цветом, зависит от того, каким был первый цвет, поэтому второй цвет может казаться светлее, если первый цвет был темным, и наоборот. В данном случае это последовательный контраст цветов. Он имеет большое значение при работе художника с цветом: необходимо периодически снимать, если можно так выразиться, утомляемость глаз, чтобы видеть истинные, а не искаженные отношения цветов.Другое интересное явление, связанное с контрастом, возникает, когда какой-то цвет находится в окружении других цветов (ахроматических или хроматических). Если фон светлее хроматического цвета, последний кажется темнее. Ахроматический цвет, окруженный хроматическим, например зеленым, розовеет. А желтый цвет на фоне зеленого приобретает оттенок оранжевого.Изменение светлоты или цветового тона предмета в зависимости от окружения называется одновременным контрастом цветов. Одновременный контраст цветов отличается от последовательного тем, что два цвета рассматриваются не один после другого, а одновременно, когда один цвет окружает другой или примыкает к нему.Одновременный хроматический контраст цветов усиливается при увеличении площади цвета, который является фоном, и уменьшении площади цвета, на который этот контраст воздействует, а также при сближении светлот фона и цветной фигуры. Заметнее явление контраста и на границе сопоставляемых цветов, а также при обводке черным контуром границ контрастируемых цветов. Наконец, контраст проявляется активнее при условии большего периметра цветной фигуры, подвергаемой воздействию контраста; площадь фигуры в этом случае может оставаться неизменной.Явление одновременного цветового контраста широко используется в художественной практике, когда нужно усилить насыщенность цвета, особенно если он имеет мутный оттенок, или, наоборот, ослабить насыщенность цвета, сделать его более тусклым.Вопрос эмоционального воздействия цвета на человека достаточно сложен. В течение тысячелетий в психике и сознании человека закреплялись определенные сложноопосредованные ассоциации связи различных цветов с реальными жизненными явлениями и процессами.Не случайно вопросами психологии цвета занимались такие видные теоретики искусства и художники, как Гете, Леонардо да Винчи, Делакруа, Кандинский, Алпатов, Грабарь и др.Разные цвета являлись и являются символами жизни и смерти, ими выражают радость и горе. Следует, однако, отметить, что у разных народов один и тот же цвет нес неодинаковую эмоциональную нагрузку.


ЦВЕТОВОЙ РЯД

  • разбелы какого-либо цвета
  • зачернения хроматического цвета
  • смешения хроматического цвета с равно-ярким серым
  • ряды по цветовому тону

Цветовые ряды сравнимы со множеством явлений природы и изделий культуры. Например: музыкальные ряды (гаммы), математические (натуральный ряд, прогрессии, ряды Фибоначчи и др.), архитектурные (колоннады, ступени, окна и пр.), астрономические (часы, дни, годы, столетия). Всякий ряд содержит некоторое количество однородных элементов, свойства которых изменяются от одного элемента к другому по определенной закономерности.

К примеру, шеренга солдат начинается от правофлангового и в каждом солдате слева нарастает расстояние от крайнего, увеличивается качество "левизны", пока шеренга не закончится левофланговым, в котором ничего «правого» уже нет.

В цветовых рядах могут изменяться все три характеристики цвета: светлота, насыщенность и цветовой тон. Назовем цветовым рядом последовательность цветов, у которых по крайней мере одна координата общая, а остальные закономерно изменяются от одного цвета к другому (соседнему). Различаются следующие разновидности рядов:

  1. Разбелы (ряд по светлоте и насыщенности)
  2. Зачернения (также по светлоте и насыщенности)
  3. Приглушения (смешения хроматической краски с равнояркой серой)
  4. Ряды по цветовому тону (например, от красного до оранжево-желтого)

Спектр солнечного света представляет собой ряд по чистоте, так как у спектральных цветов различны цветовой тон, светлота и насыщенность, и только чистота одинакова и равна 100%.

Искусство ХХ века «оп-арт» широко использует приём цветовых рядов для передачи эффектов освещения, сияния, пространства, иллюзий деформации поверхностей и фигур. В искусстве Виктора Вазарели мы видим все эти эффекты, поражающие воображение; это искусство как будто явилось к нам из других миров, из космоса. Наверное, оно было бы понятно высокоорганизованным инопланетянам, если бы таковые, наконец, отыскались.

РОДСТВЕННЫЕ ЦВЕТА
Любые три следующих друг за другом цвета или их оттенки на цветовом круге называются родственными. Выбирайте любой цвет на круге и добавляйте к нему оба соседних цвета на боковых сегментах. Такая выборка цвета еще называется в некоторых изданиях гармоничной. Всего может быть 12 троек главных родственных (гармоничных) сочетаний.
Какие бы тройки гармоничных цветов вы не выбрали, дизайн, выполненный с помощью этих цветов, будет смотреться очень хорошо, при этом иметь различный по восприятию характер для каждого из 12 возможных вариантов, в зависимости от того, выбрана палитра из теплых или из холодных цветов.

КОНТРАСТНЫЕ ЦВЕТА
Контрастными по отношению друг к другу считаются два цвета, между которыми на цветовом круге находятся три промежуточных цвета (эти пары выборок часто путают с дополнительными цветами).
Таких пар цветов шесть, по количеству пар цветов в основном цветовом круге. Подобные пары цветов очень часто использовались в одежде скоморохов, эти сочетания максимально броски и навязчивы.
Надо помнить, что использование насыщенных контрастных цветов - это очень жесткое сочетание, его нельзя использовать в равных по объему плоскостях и массах. Но, используя контрастный цвет как небольшой акцент, например, голубые цветы на желтой бумаге, мы достигнем ярких, эффектных сочетаний. Они будоражат и повышают жизненный тонус.
Использование контрастных точек и штрихов способно придать жизнь и шарм скучному дизайну, подобие тому - капля перца, способная изменить вкус пресного блюда. Но надо помнить, что стоит только переборщить с перцем, и блюдо становится несъедобным.
Совсем иное впечатление возникнет при использовании разбеленных контрастных сочетаний (с добавлением ахроматических цветов), например, таких как кремово-желтый и серо-голубой. Чем более разбелены контрастные цвета, тем меньше ограничений в их использовании в одном пространстве.
Вообще ахроматические цвета способны спасти любую выборку цветов, даже контрастную. Об этом речь пойдет далее.

РОДСТВЕННО - КОНТРАСТНЫЕ ЦВЕТА
Цвета с оттенками, расположенными на круге непосредственно слева и справа от цвета, дополнительного ему на цветовом круге.

ТЕПЛЫЕ ЦВЕТА

это цвета, расположенные в хроматическом круге, начиная с желтого и заканчивая красно-фиолетовым. Однако, учитывая феномен влияния одного цвета на другой, например, красно-фиолетовый может казаться более теплым, если он расположен рядом с холодным зеленым цветом, и более холодным, если рядом с ним расположен теплый цвет, например, оранжевый.

ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА

это цвета от сине-фиолетового до желто-зеленого. Однако, желто-зеленый может казаться более холодным рядом с красным и более теплым рядом с синим.

«ВЫСТУПАЮЩИЕ» И «ОТСТУПАЮЩИЕ» ЦВЕТА

Цвета, нанесенные на одну плоскость, могут выглядеть и более близкими, и более отдаленными от наблюдателя. Благодаря этому свойству при помощи подобранной нужным образом гаммы цветов можно передать в живописи глубину, перспективу, дать представление о рельефности или, наоборот, ПЛОСКОСТИ предмета. Знать и уметь использовать эту способность цветов важно и в вышивке.
Цвета, способные визуально приблизить предмет, называют выступающими, а те, что усиливают отдаленность предмета, отступающими. Выступающие цвета теплые, насыщенные, отступающие
холодные, с меньшей степенью насыщенности.
Выступление и отступление тонов зависит также от того, на каком фоне они располагаются. Па темном фоне будут выступать светлые, яркие тона и наоборот.
Малонасыщенные тона более отступают в сравнении с насыщенными.
Допустим, вы решили вышить букет цветов на светлом фоне — в этом случае яркие и более насыщенные тона цветов и листьев будут выступать, а светлые и малонасыщенные — отступать.
Особое внимание на выступающие и отступающие тона следует обратить при создании крупной вышитой работы, например картины или гобелена. У каждой картины имеется композиционный центр, который нужно выделить. Картина имеет также пространство, глубину, перспективу.
Допустим, нужно изобразить деревья, которые не находятся на одной плоскости. Нужно передать, какое из них расположено ближе, какое дальше. Отдаление передается при помощи отступающих тонов. Обратите также внимание на то, что контрасты между светом и тенью по мере удаления предмета становятся малозаметными.

ИЛЛЮЗИИ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Важнейшим свойством нашего глаза является его способность различать цвета. Но можно указать на ряд случаев, при рассматривании которых мы встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями.

Во-первых, иногда о насыщенности цвета объекта мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету других, окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на светлом.
Великий художник и ученый Леонардо да Винчи писал: "Из цветов равной белизны тот кажется более светлым, который будет находится на более темном фоне, а черное будет казаться более мрачным на фоне большей белизны. И красное покажется более огненным на более темном фоне, а также все цвета, окруженные своими прямыми противоположностями."

Во-вторых существует понятие собственно цветовых или хроматических контрастов, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Можно привести множество примеров воздействия на глаз цветовых контрастов. Гете, например, пишет: "Трава, растущая во дворе, вымощенном серым известняком, кажется бесконечно прекрасного зеленого цвета, когда вечерние облака бросают красноватый, едва заметный отсвет на камни." Дополнительный цвет зари - зеленый; этот контрастный зеленый цвет, смешиваясь с зеленым цветом травы и дает "бесконечно прекрасный зеленый цвет".

Наши рекомендации