Художественные стили : Ар-деко, Поп-арт, Пастмодерн, Хай-тек
Античное искусство. Искусство Древней Греции.
Античное искусство(от лат. antiquus — древний) — искусство античной эпохи; искусство Древней Греции, а также тех стран и народов древнего мира, культура которых развивалась под определяющим влиянием древнегреческой культурной традиции: искусство эллинистических государств.
Понятие «античное искусство» появилось в эпоху Возрождения, когда прекрасные творения Древней Греции и Древнего Рима принято было считать образцовыми, классическими для всей европейской культуры.
Единство античного искусства обусловлено общностью эстетического идеала. Образ идеально прекрасного и гармонически развитого человека-гражданина, доблестного воина и преданного патриота, в котором красота атлетически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным богатством, нашел свое воплощение в скульптуре, живописи и прикладном искусстве. Греческие мастера изучали строение человеческого тела, соразмерность его пропорций, пластику движений, особенно во время знаменитых Олимпийских игр. Художники добивались реалистически правдивого изображения человека в греческой вазописи (чернофигурная и краснофигурная роспись) и скульптуре, которая обрела пластическую свободу и жизненную убедительность (Мирон «Дискобол», Поликлет «Дорифор», Фидий — статуи для афинского Акрополя).
Неоценимый вклад в мировое искусство внесли древнегреческие архитекторы. Они создали строгий и величественный тип храма прямоугольной формы, окруженного со всех сторон колоннами (периптер), и строгую, логически обоснованную систему соотношений между несущими и несомыми частями здания
На смену классическим традициям с конца IV в. до н. э. приходит более сложное миропонимание, обостряется интерес к раскрытию внутреннего мира человека, передачи могучей энергии, динамики образа, его правдивости (скульптуры Скопаса, Праксителя, Леохара, Лисиппа). Как следствие в искусстве этого времени отмечается увлечение многофигурными композициями и колоссальными размерами статуй.
Три последних столетия существования греческой цивилизации называют эпохой эллинизма.
Наследником художественной культуры эллинской цивилизации стал Древний Рим, который прошел за восемь столетий в результате успешных завоеваний исторический путь от маленького города до столицы огромного государства — могущественной Римской империи. Римляне высоко оценили науку, литературу, театр, архитектуру и скульптуру Древней Греции и внесли свой вклад в дальнейшее развитие художественной культуры древнего мира.
Они построили великолепные дороги, мосты и водопроводы, создали особую систему сооружения больших общественных зданий благодаря применению в строительстве арок, сводов и бетона, позволяющего заметно увеличить ширину перекрытий. Во II в. впервые при постройке круглого в плане храма был применен купол. Таким образом, к IV в. сформировались основные типы христианского храма — базилика и центрально-купольное строение.
Особого внимания заслуживает искусство римского скульптурного портрета, отличающегося точной характеристикой и жизненным правдоподобием образов. Власть римских императоров прославляли многочисленные монументы, поставленные в их честь, триумфальные арки, сооруженные в честь их побед. Прекрасно спланированные ансамбли городов, знаменитые императорские бани — термы, самый большой амфитеатр древнего мира — Колизей, колонна императора Трояна, храм всех богов Римской империи — Пантеон, фресковая живопись и мозаика, открытые при раскопках Помпеи — это своеобразная биография эпохи, запечатленная в неповторимых художественных образах.
Античное искусство сильнейшим образом повлияло на развитие искусства последующих эпох; трудно переоценить его значение для развития западной цивилизации (см. барокко, классицизм, ампир).
Художественные стили : Ар-деко, Поп-арт, Пастмодерн, Хай-тек.
Стиль Ар-деко (фр. art dеco «декоративное искусство») — эклектический художественный и декоративный стиль, зародившийся в Париже в первые десятилетия 20 века.Стиль возник в 1920-е годы и развивался до окончания Второй мировой войны. Под руководством лучших дизайнеров декоративно-прикладного искусства, работавших в модном дизайне и дизайн интерьера, Ар-деко затрагивал все области дизайна на протяжении 1920-х и 1930-х годов, в том числе архитектуру и промышленный дизайн, а также визуальные искусства, такие как живопись, графика и кинематограф. В те времена этот стиль рассматривался как элегантный, гламурный, функциональный и современный. Влияние дизайна Ар-деко было выражено в кристаллических и граненых формах декоративного кубизма и футуризма. Другими популярными темами в стиле ар-деко были трапециевидные, зигзагообразные, геометрические и смешанные формы, которые можно проследить во многих ранних работах архитекторов и дизайнеров.
Поп-арт– художественное течение, основой которого служит массовая культура потребления. Объектами творчества выступают популярные бренды, кино, реклама и прочие широко известные символы того или иного общества. Поп-арт не ставит перед собой целью заставить человека осмыслить проблему, через тонкое и глубокое восприятия художественного объекта, а иронизирует над идеалами и кумирами современного общества, через доступные и понятные обывателю символы и стереотипы.
Первые художники, представители этого стиля родом из Лондона - Питер Блек, Джо Тилсон и Ричард Смит. Но символом этого течения стала картина Ричарда Гамильтона «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» написанная в 1956 году.
Постмодерн-состояние современной культуры ,включающее в себя пред-постнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. Для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).
Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — архитектурный и дизайнерский стиль конца XX начала XXI века, логическое развитие постмодернизма. Стиль хай-тек ориентирован на функциональность, научность, использование высоких технологий. Стиль хай-тек несет на себе отпечаток престижности хотя бы потому что все здания хай-тек очень дорогие.
Хай-тек на данный момент можно разделить на два этапа:
* Ранний хай-тек (1960-е — начало 1970-х)
* Современный хай-тек (середина 1970-х — по сегодняшний день)
Логичным продолжением хай-тек стали начавшие свое развитие в 1990-х гг. стили «био-тек» и «эко-тек», которые с одной стороны переняли от хай-тек тягу к высоким технологиям, с другой стороны в противоположность хай-теку, пытаются соединится с природой, не спорить с ней, но органично сосуществовать.
История возникновения хай-тек
Важную роль в появлении и становлении стиля хай-тек сыграла деятельность группы «Аркигрэм», которая перенесла идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Согласно классификации Ч. Дженкинса хай-тек относится к позднему модернизму, называя его пиком модернизма.
Одним из первых важных осуществленных сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа.