Художественные стили эпохи Просвещения

Эпоху Просвещения характеризует противостоя­ние двух стилей-антагонистов — классицизма,осно­ванного на рационализме и возвращении к идеалам античности и возникшего как реакция на него ро­мантизма,исповедующего чувственность, сенти­ментализм, иррациональность. Сюда же можно доба­вить третий стиль—рококо,который возник как отрицание академического классицизма и барокко. Классицизм и романтизм проявили себя во всем — от литературы до живописи, скульптуры и архитектуры, а рококо — в основном только в живописи и скуль­птуре.
Классицизм…..Классицизм(от лат. classicus — образцовый) сло­жился в XVII веке во Франции, а в XVIII веке он пре­вратился в международное явление, включив в свою орбиту, по мере распространения идей Просвещения, практически все европейские страны. Обращение к античному наследию как некой норме и идеальному образцу происходило в Европе не единожды. Очеред­ная попытка могла ничем не завершиться, если бы ностальгия по великому прошлому не упала на подго­товленную рационалистической философией почву. Основываясь на представлениях о разумной законо­мерности мира, о прекрасной облагороженной приро­де, классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, наконец, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения.

Иными словами, классицизм стремился все разло­жить по полочкам, для всего определить место и роль. Не случайно эстетическая программа классицизма ус­танавливала иерархию жанров — «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). В наибольшей степени принципы клас­сицизма выражены в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина и Вольтера, комедиях Ж.Б. Мольера, сатире Я. Буало, баснях Ж. Лафонтена, прозе Ф. Ларошфуко (Франция), н творчестве И.В. Гете и Ф. Шиллера(Германия), одах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедиях А.П. Су­марокова и Я.Б. Княжнина (Россия).

Для театрального искусства классицизмахарак­терны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. Часто XVIII столетие во­обще называют «золотым веком» театра.

Основоположником европейской классической комедии является французский комедиограф, актер и театральный деятель, реформатор сценического ис­кусства Мольер(наст, имя Жан-Батист Поклен) (1622—1673). Долгое время Мольер путешествовал с театральной труппой по провинции, где знакомился со сценической техникой и вкусами публики. В 1658 г. он получил разрешение короля играть со своей труппой п придворном театре в Париже. Опираясь на тради­ции народного театра и достижения классицизма, он создал жанр социально-бытовой комедии, в которой куффонада и плебейский юморсочетались с изящест­вом и артистизмом. Преодолевая схематизм ита­льянских комедий дель арте(ит. commedia dell'arte — комедия масок; основные маски — Арлекин, Пульчи­нелла, старик купец Панталоне и др.), Мольер создал жизненно достоверные образы. Он высмеивал сослов­ные предрассудки аристократов, ограниченность бур­жуа, ханжество дворян («Мещанин во дворянстве», 1670). С особой непримиримостью Мольер разоблачал лицемерие, прикрывающееся набожностью и показ­ной добродетелью: «Тартюф, или Обманщик» (1664), «Дон-Жуан» (1665), «Мизантроп» (1666). Художествен­ное наследие Мольера оказало глубокое влияние на развитие мировой драматургии и театра.

Наиболее зрелым воплощением комедии нравов признаны «Севильский цирюльник» (1775) и «Женить­ба Фигаро» (1784) великого французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше(1732—1799). В них изобра­жен конфликт между третьим сословием и дворянст­вом. На сюжеты пьес написаны оперы В.А. Моцарта (1786) и Дж. Россини (1816).

Классическая комедия развивалась также в Ита­лии и Англии. И в XVIII в., несмотря на экономический спад, Венеция оставалась столицей карнавалов, театров и беззаботного веселья. В этом небольшом городе работало семь театров — столько, сколько в Париже и Лондоне вместе взятых. На венецианские карнавалы тогда, как и двести лет спустя, съезжались люди со всей Европы. Здесь творил Карло Гольдони(1707—1793), создатель национальной комедии. Он осуществил просветительскую реформу итальянской драматургии и театра, вытеснив искусственный жанр комедии дель арте реалистической драматургией, с живыми характерами, остроумной критикой пороков общества. Его пору принадлежит 267 пьес, в том чис­ле «Слуга двух господ» (1745—1753), «Хитрая вдова» (1748) и «Трактирщица» (1753). Современником Голь­дони былКарло Гоцци(1720—1806). Он писал сказки (фьябы) для театра с мотивами фольклора и элемента­ми комедии дель арте: «Любовь к трем апельсинам»(1761), «Турандот» (1762) и другие о жизни театраль­ной Венеции.

Крупнейшим английским драматургом XVIII века был ^ Ричард Бринсли Шеридан(1751 —1816). Наиболь­шую известность получили его комедии нравов, пре­жде всего «Школа злословия», направленная против безнравственности «высшего» света, пуританского лицемерия буржуа.

Если Мольера называют основоположником классической комедии, то родоначальниками клас­сической трагедии считают двух других французов. В пьесах Пьера Корнеля(1606—1684) и Жана Раси­на(1639—1699) строго выдержано золотое правило классической драмы — единство места, времени и действия. Язык героев их произведений проникнут пафосом и патетикой. В основе большинства пьес лежит трагический конфликт страсти и долга. В тра­гедии «Гораций» (1640) Корнеля развивается тема государства как высшего начала жизни (воплощение разума и общенациональных интересов). В трагедиях «Митридат» (1673), «Федра» (1677) Расина дано по­этическое изображение трагической любви и про­тивоборства страстей в человеческой душе, ут­верждается необходимость следовать требованиям нравственного долга. Семья, государство и монархия, по Расину, незыблемы, верность им должен сохранять каждый гражданин. Французский театр эпохи класси­цизма, руководствуясь вкусом придворной публики, перенес на сцену идеалы абсолютизма, создал тип героя, который преодолевает самого себя, подчиняет спои чувства интересам государства, борется за честь π славу.

Строгие правила классицизма сформулировал французский поэт ^ Никола Буало(1636—1711) в своем «Поэтическом искусстве», где он обобщил художест­венный опыт французской литературы XVII века.

Поэтика Буало оказала влияние на эстетическую мысль и литературу XVII—XVIII вв. многих европей­ских стран, в том числе России.

В живописитенденции классицизма намечаются уже во второй половине XVI века в Италии. Однако его расцвет наступил только во французской художе­ственной культуре, где из разрозненных элементов он сложился в целостную стилевую систему. Основой теории классицизма был рационализм,опиравшийся на философскую систему Декарта. Принципы рацио­нализма предопределили взгляд на художественное произведение как на плод разума илогики, торжест­вующих над хаосом и текучестью чувственных воспри­ятий. Предметом искусства классицизма провозглаша­лось только прекрасное и возвышенное. Эстетическим идеалом служила античность. Наиболее ярко класси­цизм представлен работами французских живописцев п скульпторов П.Пуссена, К. Лоррена, Ж.-Л. Давида, Ж.О.Д. Энгра и Э.М. Фальконе.

Иногда специалисты различают академический классицизм первой половины XVII века и неокласси­цизм конца XVIII — начала XIX вв.

Представителем академического классицизмав жи­вописи Франции являлся Никола Пуссен(1594—1665). Иго заказчики принадлежали к кругу буржуазных ин­теллектуалов Парижа, увлекавшихся философией ан­тичных стоиков. Темы пуссеновских полотен разнооб­разны: мифология, история, Ветхий и Новый Завет. Герои Пуссена — люди сильных характеров и величе­ственных поступков, высокого чувства долга. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Пейзаж Пуссена — это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная художественным вымыслом живописца. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «за­мерзшими скульптурами». Образцом для них послу­жила античная пластика и мир античных героев. Клод Лоррен (1600—1682), в торжественных композициях которого «идеальные» пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основополож­ников классицизма в европейском искусстве XVII века.

Через 100 лет к холодным и возвышенным идеа­лам античного искусства вернется другой знаменитый француз —живописец Давид (1748—1825). Возвраще­ние классицизма получит наименование неокласси­цизма. Сын крупного парижского негоцианта, Давид получает «римскую премию» как лучший ученик Ака­демии, после чего уезжает в Италию знакомиться с па­мятниками античности. Будучи в Риме, он выработал строгий изобразительный стиль, основанный на тща­тельном изучении классической скульптуры. В «Клят­ве Горациев» (1784), заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направ­ленность: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами. Античной теме любви к родине посвящена известная картина Давида «Брут», на которой главный герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить собственных сыновей, узнав об их заговоре против государства. Давид — один из величайших историческихпортре­тистов. Он завершает век старый (XVIII) и начинает новый (XIX).

Между двумя классицизмами — ранним (академи­ческим) и поздним (неоклассицизмом) господствую­щие позиции занял стиль рококо.
2.2. Искусства рококо. Рококо зародилось в XVII веке, а превратилось в господствующий стиль в XVIII. Пожалуй, это самый характерный для французов стиль, в нем скон­центрировались особенности национальной психо­логии, образ жизни и стиль мышления высшего клас­οι. Рококо — порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и фран­цузской аристократии. Термин «рококо», произо­шедший от французского «рокайль» (буквально: бри­ллиант и украшение из раковин), появился в конце XVIII века.

Искусство рококо построено на асимметрии, соз­дающей ощущение беспокойства— игривое, нас­мешливое, вычурное, дразнящее чувство. Сюжеты — только любовные, эротические, любимые героини — нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты». Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрали­зованной игры, мифологических и пасторальных сю­жетов, эротических ситуаций. Скульптура и живопись изящны, декоративны, в них преобладают галантные сцены. Статуэтки и бюсты предназначены для убран­ства интерьера. Стены обильно украшены лепниной, ажурным орнаментом, позолотой и мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, зеркалами. Хру­стальные люстры, изящная мебель с инкрустацией дополняли впечатление праздника. Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве — в мебели, посуде, бронзе, фарфоре.

Рококо можно считать лебединой песней уходя­щей в историю феодальной аристократии. На смену ей шла буржуазия с новыми, более упрощенными интересами и грубыми художественными вкусами. Дворянская эпоха уходила красиво, создав неподра­жаемый стиль утонченной изысканности. В это вре­мя, т. е. со второй половины XVII столетия, Франция и королевский двор прочно и надолго занимают веду­щее место в художественной жизни Европы.

Искусство и архитектура рококо отличались осо­бой образностью и оригинальностью. Отвергнув принцип классицистической декоративности, новый стиль предложил взамен образ элегантной фриволь­ности. Наибольшего блеска это искусство достигло во Франции. Людовик XIV(1643—1715) отошел от тор­жественной пышности барокко ради более неприну­жденного и гедонистического искусства. Были отверг­нуты и строгие правила академического классицизма последователей Пуссена: придворная аристократия явно склонялась к томам чувственного удовольствий)
и любви к роскоши. ]

Выдающимся французским представителем роко­ко являлся ^ Антуан Ватто(1684—1721). Им создано* около 300 картин и рисунков. В бытовых и театралы] ных сценах, галантных празднествах, отмеченных] изысканной нежностью красочных нюансов, трепет-'; ностью рисунка, он воссоздал мир тончайших душев-; ных состояний. Его картины изобилуют причудливыми1 украшениями, криволинейностыо линий, завитками, словно напудренный парик знатной дамы или ее кава­лера. Под влиянием мифологических «поэзии» Тициа­на и Веронезе он изображает мир покоя, идиллии, грез.

Другим ярким выразителем этого художествен­ного стиля был ^ Франсуа Буше(1703—1770). Сын ор-наментщика и торговца эстампами, он сделал блестя­щую карьеру, стал «первым художником короля», директором Академии. Бугае умел делать все: карти­ны для богатых домов и дворцов, картоны для ману­фактуры гобеленов, театральные декорации, книж­ные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, эскизы костюмов. Но больше всего он просла­вился своими декорациями и портретами, которые по-домашнему просты и естественны. Игривая обнажен­ность, мягкие краски, сладострастные позы женских портретов передавали истинный дух искусства роко­ко, атмосферу томного гедонизма, царившую при Вер­сальском дворе.

Наши рекомендации