Исторический путь развития древнерусского певческого искусства 11 – середины 17вв
(Келдыш История рус.музыки 1т)
Историю древнерус.искусства приходится начинать с первой пол.11 века – поры наивысшего могущества и расцвета Киев.Руси, предыдущие столетия являются предысторией. В этот период создаются первые (ранние из дошедших до нам) образцы древней рус.литер.,формируются основные жанры и приёмы изложения, развертывается широкая строит.деятельность возводятся великолеп.архитек.сооружения, возникают профес.формы певч.иск.,обладающие своей системой нотной записи и определенной суммой выработанных норм и принципов мелодич. мышления. Худож.традиции Киевской Руси определили наиболее общие и устойчивые признаки русского искусства.
Событием первостепенной историч.важности,имевшим огромное значение для развития рус.государственности и культуры, было офицальное принятие Русью христианства в конце 10в.
к божественному.
жает молящегося к богу.
Церковное пение раз-
Сред
(ИЗ ВОПРОСА 2)Христианство в Киевской Руси существовало задолго до официального крещения Руси. Документальные данные подтверждают существование на Руси христианства уже в 9 веке. В 9 веке Кириллом и Мифодием были переведены на славянский язык Божественные книги и первые киевские христиане учились читать по ним. Если христианство в Киевской Руси существовало по крайней мере на 100 лет раньше признания его в качестве государственной религии то, следовательно, тогда же зарождалось и певческое искусство. И официальное крещение Руси должно было способствовать его быстрому росту и распространению. Новая христианская религия, с которой было связано певческое искусство, распростронялась среди населения Киевского государства довольно медленно. Только в 12 веке язычество уступает позиции христианству и оно уже распространяется дальше без сопротивления. И если в 11 веке, когда христианство еще не достаточно проникло в народные массы и степень самостоятельности русского церковного пения была не велика, то в 12 веке наступает пора становления русского певческого искусства. На музыкальную культуру Древней Руси влияние Византии было всеобъемлющим. Оно определяло эстетический склад русской духовной музыки, оно сформировало систему нотации и записи древнерусской музыки.
Древняя Русь восприняла византийскую музыкальную культуру и новую музыкальную эстетику вместе с крещением.
Еще одной канонической особенностью и яркой отличительной чертой русской православной музыки является принцип а капелла. Пение восточно-христианской церкви не имеет инструментального сопровождения. Совершенным музыкальным инструментом признавался человеческий голос, поскольку лишь голосом можно воплотить слово в музыкальных звуках, создать осмысленную мелодию. Слово, его смысл составляли основу песнопений.
Для записи древнерусской музыки употреблялась специальная нотация, которая называлась знаменной (от славянского слова знамя-знак) или крюковой. Не было нотных линеек, не знали нот. Каждый крюк очень условно обозначал высоту и длительность звуков. Знаменная нотация была лишь вспомогательным средством напоминания напевов, которые заучивались на слух. Каждое исполнение было в какой-то мере творческим актом и содержало в себе элемент импровизации. Древние музыкальные крюковые записи, сохранившиеся от рубежа 11-13 веков (их около 80) красочно свидетельствуют о первом этапе русской профессиональной музыки, но, сожалению не поддаются точной расшифровке. В ранний период (с 11 по 14 века) на Руси существовали два певческих стиля - кондакарный и знаменный. Если знаменный распев был хоровым и преимущественно речетативным, то кондакарное пение было сольным. Его мелодика была очень сложной, изощренной, богатой украшениями, исполнять могли только высоко профессиональные солисты - все это обусловило исчезновение кондакарного пения уже к началу 14 века. Основным распевом оставался знаменный распев. Знаменным распевом пели тысячи песнопений годового цикла, разнообразных служб. Он стал основой музыкальной культуры русского Средневековья.
В те времена не существовало смешанных хоров. Церковная музыка пелась в монастырях, либо мужских, либо ( позже) в женских. Музыка эта сохранилась в старинных рукописях, люди пели это молясь, пели произнося слово, наполненное сокровенным смыслом. Пели чинно и немятежно, без излишней экспрессии, в спокойной неторопливой манере.. Большое распространение на Руси получил традиционный византийский жанр - стихиры. Стихиры посвящались христианским праздникам, отдельным событиям и, конечно, христианским святым.
Первая половина 16 века знаменует собой начало нового периода в истории русского певческого искусства, простиравшегося до середины 17 века. Церковная музыка постоянно обогащается, появляется новый тип мелодики знаменного распева, более развитого, с большим дыханием. Напевы становятся протяжнее, сближаясь с лирической народной песней. И на основе народного песенного многоголосия появляется многоголосная церковная музыка. В народном хоре не было деления голосов по диапазону и тембру. Основная мелодия поручалась более искусному певцу, остальные голоса дополняли напев всякого рода подголосками. Пели обычно на 2,3 голоса. Эти черты передались и древнерусскому церковному многоголосному пению.
В 16 веке произошло переосмысление идеи ангелогласного пения, с которым связывалось одноголосное пение. Начиная с 15 века в русской иконописи активно развивается иконография Троицы. Наивысшее художественное выражение учения о Троице воплотилось на Руси в знаменитой «Троице» Андрея Рублева. Идея триединства выразилась в русской церковной музыке особой формой многоголосия - троестрочием. Свое название строчное пение получило от системы записи: голоса записывались по строкам поочередно красным и черным цветом один над другим и складывались в разноцветную партитуру. Главным голосом был «путь» (он вел мелодию знаменного распева) и певцы назывались «путники», над ним распологался «верх»-пели «вершники», под средним голосом – «низ»-нижники. Все голоса имели мелодическое значение. Эта музыка необычна, непривычна для нашего слуха. Звучание поражает своей терпкостью, остротой диссонансов, фанатичностью.
Первое историческое свидетельство многоголосного богослужебного пения встречается в Новгороде в сороковых годах 16 века, где певчие дьяки Новгородского Софийского Собора по большим праздникам пели Литургию с «верхом». В 1551 году Иван Грозный созывает Стоглавый Собор, на котором было санкционировано многоголосное пение во всем Московском государстве.