Истоки постмодернизма в культуре и искусстве
Тема № 8: Европейская культура второй половины XX века
8.1. Истоки постмодернизма в культуре и искусстве.
8.2. Основные черты и особенности культуры постмодернизма.
8.3. Постмодернизм и массовая культура.
8.4. Постмодернизм в искусстве.
Истоки постмодернизма в культуре и искусстве.
Было бы ошибкой считать, что духовную атмосферу XX в. выразил лишь модернизм. Ситуация в культуре оказалась намного сложнее. На протяжении всего века модернизм, а затем и постмодернизм, существовали и продолжают существовать в противоборстве с другими направлениями в искусстве XX в. и прежде всего с реализмом. Реалистическое искусство, заявившее о себе в полную силу в XIX в., продолжает оставаться одним из крупнейших и проверенных временем направлений в искусстве. Оно словно оттеняет собой поиски и новаторство многочисленных, быстро сменяющих друг друга школ и направлений модернизма и постмодернизма. И в то время как заявляет о себе очередное новое течение в искусстве, у реализма находятся свои почитатели, искренне любящие его творения. Интерес к реализму постоянный и неослабевающий. Нередко противостояние модернизма и реализма приводило к их сближению. Так, «Гернику» П. Пикассо нередко называли то модернистским, то реалистическим произведением. Если первое характеризует манеру живописи художника, его язык, то второе относится к содержанию, созданию правдивых образов, глубоко проникающих в суть изображаемого – потрясшую художника тему войны и прежде всего конкретного исторического события.
Печать субъективного, личностного начала заметно отличает искусство XX в. от предшествовавших эпох. Пожалуй, ни в одной эпохе присутствие художника в произведении искусства не ощущалось с такой силой, как в искусстве XX в. В искусстве модернизма и постмодернизма в его многочисленных стилях и направлениях с наибольшей очевидностью сумели отразиться многие узловые моменты культуры XX в.
Несмотря на относительно общие корни, из которых выросли два ведущих направления в искусстве XX в. модернизм и постмодернизм существует в то же время и значительная разница в художественной картине мира, которую сумели отразить эти два направления. В рамках модернизма все еще присутствует вера в научно-технический прогресс, основанный на развитии естествознания и техники, которая сформировалась на обломках веры в религию и традицию. Но впоследствии произошел отказ от каких-либо традиционных моральных норм и ценностей, на которых существовала долгие века европейская христианская культура, поворот от европоцентризма к полицентризму и обращение культуры Запада к новой, неведомой ранее культуре Востока с ее мистицизмом, экзотикой и прочее. Модернизм стремился дополнить рационализм иррациональными способами познания мира и бытия в мире.
Искусство модернизма создало абсолютно иную художественную реальность, отличную от предметного окружающего нас мира. Субъективность намеренно деформировала эстетические объекты, создавая в своей фантазии принципиально новые образы. Отказ от какого-либо канона в искусстве привел к созданию своего индивидуального стиля (или множества стилей) в искусстве. Стиль, в отличие от канона, исходит из индивидуальности «Я» и проявляется в вещах, считают дизайнеры. И новое восприятие жаждет в искусстве и в жизни игры, жеста, провокации.
В то же время искусство XX в. явилось своего рода художественным документом своей эпохи. Тоталитарные политические режимы Германии, России, Италии и других стран привели к рождению тоталитарного искусства, появлению образов, которые являются свидетельством времени, его вождей и «героев». И это касается не только кинематографа или изобразительного искусства, но также фотографии, музыки, архитектуры, поэзии и т.д. В XX в. отмечается тесное взаимодействие и взаимовлияние европейской и русской культуры. Так, в начале XX в. были широко известны «Русские сезоны» С. Дягилева и выставки русских художников в Париже. Творчество художников К. Коровина, В. Серова, В. Кандинского, К. Малевича и многих других представителей русского классического и авангардного искусства хорошо известны во всем мире. Символисты, футуристы, акмеисты и другие художественные направления в русском искусстве начала века отразили в своих поэтических и живописных произведениях стремление к обновлению. Музыкальные произведения А. Скрябина, С. Рахманинова, Д. Шостаковича сумели выразить «дух» эпохи и общественные потрясения лучше многих исторических документальных свидетельств о ней. Романтика советских будней отражена в произведениях скульптуры, созданных С. Коненковым и А. Голубкиной, а также полотнах художников П. Водкина, А. Дейнеки и других.
Русское искусство невозможно понять вне истории России, как и саму историю невозможно понять без искусства. Так, вне творчества А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина, А. Платонова, М, Цветаевой, А. Ахматовой, Б. Пастернака, Ф. Искандера, Ч. Айтматова и других поэтов и писателей, отразивших не только разные стороны жизни, ее противоречия и конфликты, но также мир чувств и переживаний отдельного человека и прежде всего самих авторов. Благодаря связи искусства с действительностью оно обновило и обогатило свой язык, выработало новые стилистические особенности и приемы. Художественное творчество русского «андеграунда» конца XX в. выразило крушение идеалов, разочарование, смятение и надежды постсоветского времени.
НТР привел к появлению и развитию новых видов искусства, таких как кино, телевидение, дизайн, художественная фотография, реклама и др. Новое чувство времени в жизни и в искусстве привело к обострению психологии восприятия художественного творчества, изменило отношение человека к природе как к естественной среде обитания.
Художественную культуру XX в. невозможно свести только к какому-либо течению или направлению, ибо эта культура мозаична и широко представлена многими одновременно сосуществующими стилями и направлениями. Однако гражданское равноправие художников не означает эстетической равноценности и равнозначности их произведений. Приоритетным для мировой художественной культуры по-прежнему является искусство, обладающее высокой духовностью и нравственным смыслом, отличающееся совершенством и красотой формы. Такое искусство в своих глубинных основаниях не утратило связь с традицией, – напротив, традиция по-прежнему питает и вдохновляет многих художников, позволяет им творчески развивать каноны в искусстве.
Постмодернизм – совокупное обозначение наметившихся в последние 25–30 лет тенденций в культурном самосознании развитых стран Запада. Постмодернизм (или «постмодерн») буквально означает то, что после «модерна», или современности. Однако понятие «современность» не имеет сколько-нибудь строгого общепризнанного определения. Исток «современности» усматривают то в рационализме Нового времени, то в Просвещении с его верой в прогресс и опорой на научное знание, то в литературных экспериментах второй половины XIX в., то в авангарде 10–20-х гг. XX в.– соответственно ведется и отсчет «постсовременности».
Задача усложняется тем, что термином Postmodern обозначаются две различные тенденции нынешней культуры. Чтобы их не спутать, приходится воспользоваться двумя возможностями русского перевода – «постмодернизм» и «постсовременность».
Генеалогия термина «постмодерн» восходит к 1917 г. Впервые его употребил немецкий философ Рудольф Панвиц в работе «Кризис европейской культуры». Речь шла о новом человеке, призванном преодолеть упадок. Это был всего лишь парафраз ницшеанской идеи «сверхчеловека».
Если отвлечься от дальнейших спорадических употреблений термина, то следующей вехой, непосредственно ведущей к современным спорам, была литературоведческая дискуссия шестидесятых годов в США.
Первоначально в ходе ее «постмодерн» указывал на кризисное состояние авангардистской литературы. Затем, однако, в термин вложили положительный смысл, обозначив им надежды на преодоление кризиса, в частности, разрыва между элитарной и массовой культурой.
Этот термин все чаще применяется для характеристики новаций в литературе и искусстве, а также трансформации в социально-экономической, технологической и социально-политической сфере.
В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления. Постсовременное общество теряет интерес к целям – не только к великим и возвышенным, но и более скромным. Причиной тому служит разочарование в идеалах и ценностях. Всё это ведёт к усилению нигилизма и цинизма. Этика уступает место эстетике. На первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений.
Важные черты постсовременности:
– широкое распространение всякого рода лотерей и игр;
– господство моды;
– театрализация почти всех событий политической жизни.
Статус понятия постмодернизм получает в 80-е гг. – прежде всего, благодаря работам Лиотара, распространившего дискуссию о постмодернизме на область философии.
Философии постмодернизма как таковой не существует – не только по причине отсутствия единства взглядов между относимыми к постмодернизму мыслителями, но и, главным образом, по той причине, что постмодернизм в философии возник как раз из радикального сомнения в возможности последней как некоего мировоззренческо-теоретического и жанрового единства.
Уместно вести речь не о «философии постмодернизма», а о «ситуации постмодернизма» в философии, сопоставимой с «ситуацией постмодернизма» в культуре вообще.
Идеи непосредственных предшественников постсовременной философии Ф. Ницше и М. Хайдеггера находят дальнейшее развитие у философов-постмодернистов. Наиболее известными среди них являются французские философы Ж. Деррида и Ж.Ф. Лиотар, итальянский философ Д. Ваттимо.
Наука перестает быть привилегированным способом познания. В искусстве постмодернизма выделяются две основные тенденции:
– в русле массовой культуры противопоставляет модернизму и авангардизму эклектизм и пассеизм. Её участники реабилитируют идею прекрасного, вернее красивого (Д. Ваттимо);
– структурно-семиотическое течение имеет менее выраженный постмодернистский характер. Его сторонники исповедуют семиотический принцип, по которому под каждым изображением лежит другое изображение (итальянский теоретик У. Эко).