III. Введение в тему актуализация знаний

1.Беседа о подарках и о подаренных животных.

—Как вы понимаете чувства рассказчика?

—Дарили вам когда-нибудь такие подарки? Что вы при этом испытывали?

—Да, когда животные маленькие — они все хорошие и ми­лые. Но вот когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло? (Прежде чем кого-нибудь заводить, надо хорошо все обдумать. А главное — не забывать: мы в ответе за тех, кого приручили.)

2. Разгадывание кроссворда.
(Кроссворд см. в приложении.)

Ответы: 1. Медведь. 2. Собака. 3. Муравейник. 4. Свинья. 5. Кабан. По горизонтали: Мамин.

—Какое слово получилось по горизонтали?

—Кто это? Что вы о нем знаете? Какие произведения читали?

3. Слово учителя о писателе.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г, в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотуре-кого уезда Пермской губернии в семье бедного заводского свя­щенника. Настоящая фамилия Мамин. В 1866 г. был опреде­лен в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургичес­кой академии. В 1876 г. перешёл на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни — в Петербурге и Царском Селе.

Мамин с детства мечтал стать писателем. В 1875 г. он начал репортёрскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опубликованы его первые рассказы. В 1881 — 1882 гг. в «Русских ведомостях» печатался большой цикл очерков Ма­мина «От Урала до Москвы». В марте 1882 г. в журнале «Дело» появился рассказ «В камнях», подписанный псевдонимом Д. Сибиряк. Это было вступление в большую литературу. Он пи­сал очерки, повести и рассказы, а в 1883 г. вышел роман «При­валове кие миллионы». В произведениях 80-х годов Мамин-Сибиряк создал яркие картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и. быта на уральских заводах, отра­зил непримиримую вражду между рабочими и хозяевами («Гор­ное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы» и др.). 1890-е годы были для Мамина-Сибиряка временем серьезных колебаний, его произведения этого периода неравнозначны по художественной ценности и смысловой нагрузке («Золото»,

Хлеб», «Весенние грозы» и др.)- В 1890-х и 1900-х годы писа­тель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшим клас­сикой детской литературы («Аленушкины сказки», «Серая Шейка» и др.). На революционные события 1905 г. он отклик­нулся сборником «Преступление» (1906 г.). В 1907 г. выступил и печати со своим последним рассказом «Мумма». Скончался 15 ноября 1912 г. в Петербурге. Мамин-Сибиряк внес значи­тельный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жан­ров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты — мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.

IV. Физкультминутка

V. Знакомство с рассказом «Приемыш»

1.Словарно-лексическая работа.

— Объясните значение слов:

ДОСПЕХИ — 1) в старину: воинское снаряжение; 2)тяжеловесное снаряжение.

ПРОТОКА — 1) боковой рукав реки, а также речка,соединяющая два водоема;

2) узкая соединительная полость, канал.

САЙМА — рыбацкая стоянка.

МУШТРОВАТЬ — обучать, подвергать муштре.

МУШТРА — суровая система воспитания, обучения.

—Подберите синонимы к словам: отчаянный (безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий); гордый (1) горде­ливый, полный (собственного) достоинства, самолюбивый; 2) высокомерный).

—Подберите антонимы к словам: оригинальный (баналь­ный); особенный (обыкновенный).

2. Чтение рассказа учителем и учащимися.

3. Беседа после чтения.

— Ваши впечатления от прочитанного?

VI. Итог урока

—Что вы узнали о писателе?

—Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Объяс­ните.

Домашнее задание:подготовить безошибочное чтение рассказа.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Лесничий

Чтобы сосны, липы, ели Не болели, зеленели, Чтобы новые леса Поднимались в небеса, Их под звон и гомон птичий Охраняет друг-лесничий.

(В. Степанов.)

1. Отработка навыков разных видов чтения.

—Прочитайте шепотом.

—Назовите имена существительные.

—Назовите глаголы.

—Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя го­лосом глаголы.

—Прочитайте с утвердительной интонацией.

—Прочитайте выразительно.

2. Вводная беседа.

—Кто такой лесничий?

—Кто такой егерь? (1. Охотник-профессионал (устар.). 2. Охотовед-специалист по организации охоты, охране и вос­производству фауны. 3. В некоторых армиях: солдат осо­бых стрелковых полков.)

— Какими качествами должны обладать эти люди?
III. Работа над рассказом

1.Характеристика героев.

—С чего начинается рассказ?

—Что вы узнали о Собольке?

—Охарактеризуйте Тараса. Каким он вам представляется?

—Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова по­могают понять, как Тарас относился к приемышу?

—Почему старик назвал лебедя особенной птицей? Каким был Приемыш?

2. Характеристика отношений между героями.

—Какие отношения сложились между Тарасом, Соболькой и лебедем?

—Что почувствовал Тарас, когда Приемыш улетел? Почему он отпустил лебедя?

—Ответьте на вопрос 4, с. 81, учебника.

—Что было правильнее:

а) поступить так, как это сделал Тарас;

б) подрезать лебедю крылья и сделать его ручным;

в) силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к прилетев­шей стае лебедей?

IV. Физкультминутка

V. Пересказ текста

—Приготовьтесь пересказать историю Собольки и Приемы­ша.

—Давайте вспомним, что нужно, чтобы приготовить выборочный пересказ? (Выделить те части текста, которые отно­сятся к героям; определить, о чем в них говорится; располо­жить части по порядку и решить, как их можно объединить; подготовить план, определить, соответствует ли он содер­жанию текста; рассказать, опираясь на пункты плана.) Дети готовятся, затем пересказывают историю Собольки и Приемыша.

VI. Итог урока

—Какова главная идея рассказа?

—Чему он научил вас?

Домашнее задание:придумать, что случилось с Приемышем дальше.

Наши рекомендации