III. Введение в тему актуализация знаний
1.Беседа о подарках и о подаренных животных.
—Как вы понимаете чувства рассказчика?
—Дарили вам когда-нибудь такие подарки? Что вы при этом испытывали?
—Да, когда животные маленькие — они все хорошие и милые. Но вот когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло? (Прежде чем кого-нибудь заводить, надо хорошо все обдумать. А главное — не забывать: мы в ответе за тех, кого приручили.)
2. Разгадывание кроссворда.
(Кроссворд см. в приложении.)
Ответы: 1. Медведь. 2. Собака. 3. Муравейник. 4. Свинья. 5. Кабан. По горизонтали: Мамин.
—Какое слово получилось по горизонтали?
—Кто это? Что вы о нем знаете? Какие произведения читали?
3. Слово учителя о писателе.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г, в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотуре-кого уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая фамилия Мамин. В 1866 г. был определен в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. перешёл на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни — в Петербурге и Царском Селе.
Мамин с детства мечтал стать писателем. В 1875 г. он начал репортёрскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опубликованы его первые рассказы. В 1881 — 1882 гг. в «Русских ведомостях» печатался большой цикл очерков Мамина «От Урала до Москвы». В марте 1882 г. в журнале «Дело» появился рассказ «В камнях», подписанный псевдонимом Д. Сибиряк. Это было вступление в большую литературу. Он писал очерки, повести и рассказы, а в 1883 г. вышел роман «Привалове кие миллионы». В произведениях 80-х годов Мамин-Сибиряк создал яркие картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и. быта на уральских заводах, отразил непримиримую вражду между рабочими и хозяевами («Горное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы» и др.). 1890-е годы были для Мамина-Сибиряка временем серьезных колебаний, его произведения этого периода неравнозначны по художественной ценности и смысловой нагрузке («Золото»,
Хлеб», «Весенние грозы» и др.)- В 1890-х и 1900-х годы писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшим классикой детской литературы («Аленушкины сказки», «Серая Шейка» и др.). На революционные события 1905 г. он откликнулся сборником «Преступление» (1906 г.). В 1907 г. выступил и печати со своим последним рассказом «Мумма». Скончался 15 ноября 1912 г. в Петербурге. Мамин-Сибиряк внес значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты — мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.
IV. Физкультминутка
V. Знакомство с рассказом «Приемыш»
1.Словарно-лексическая работа.
— Объясните значение слов:
ДОСПЕХИ — 1) в старину: воинское снаряжение; 2)тяжеловесное снаряжение.
ПРОТОКА — 1) боковой рукав реки, а также речка,соединяющая два водоема;
2) узкая соединительная полость, канал.
САЙМА — рыбацкая стоянка.
МУШТРОВАТЬ — обучать, подвергать муштре.
МУШТРА — суровая система воспитания, обучения.
—Подберите синонимы к словам: отчаянный (безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий); гордый (1) горделивый, полный (собственного) достоинства, самолюбивый; 2) высокомерный).
—Подберите антонимы к словам: оригинальный (банальный); особенный (обыкновенный).
2. Чтение рассказа учителем и учащимися.
3. Беседа после чтения.
— Ваши впечатления от прочитанного?
VI. Итог урока
—Что вы узнали о писателе?
—Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Объясните.
Домашнее задание:подготовить безошибочное чтение рассказа.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Лесничий
Чтобы сосны, липы, ели Не болели, зеленели, Чтобы новые леса Поднимались в небеса, Их под звон и гомон птичий Охраняет друг-лесничий.
(В. Степанов.)
1. Отработка навыков разных видов чтения.
—Прочитайте шепотом.
—Назовите имена существительные.
—Назовите глаголы.
—Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
—Прочитайте с утвердительной интонацией.
—Прочитайте выразительно.
2. Вводная беседа.
—Кто такой лесничий?
—Кто такой егерь? (1. Охотник-профессионал (устар.). 2. Охотовед-специалист по организации охоты, охране и воспроизводству фауны. 3. В некоторых армиях: солдат особых стрелковых полков.)
— Какими качествами должны обладать эти люди?
III. Работа над рассказом
1.Характеристика героев.
—С чего начинается рассказ?
—Что вы узнали о Собольке?
—Охарактеризуйте Тараса. Каким он вам представляется?
—Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помогают понять, как Тарас относился к приемышу?
—Почему старик назвал лебедя особенной птицей? Каким был Приемыш?
2. Характеристика отношений между героями.
—Какие отношения сложились между Тарасом, Соболькой и лебедем?
—Что почувствовал Тарас, когда Приемыш улетел? Почему он отпустил лебедя?
—Ответьте на вопрос 4, с. 81, учебника.
—Что было правильнее:
а) поступить так, как это сделал Тарас;
б) подрезать лебедю крылья и сделать его ручным;
в) силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к прилетевшей стае лебедей?
IV. Физкультминутка
V. Пересказ текста
—Приготовьтесь пересказать историю Собольки и Приемыша.
—Давайте вспомним, что нужно, чтобы приготовить выборочный пересказ? (Выделить те части текста, которые относятся к героям; определить, о чем в них говорится; расположить части по порядку и решить, как их можно объединить; подготовить план, определить, соответствует ли он содержанию текста; рассказать, опираясь на пункты плана.) Дети готовятся, затем пересказывают историю Собольки и Приемыша.
VI. Итог урока
—Какова главная идея рассказа?
—Чему он научил вас?
Домашнее задание:придумать, что случилось с Приемышем дальше.