Специфика развития культуры Востока: от древности к современности
Исследования палеоантропологов показывают, что в период каменного века «от африканских саванн до чехословацких холмов и на востоке от самого Китая люди образовали единое гигантское генетическое сообщество <...> в котором <...> всё время шел обмен физическими и поведенческими чертами». Таким образом, культура в период палеолита, мезолита была более-менее единой и однородной у всех народов.
Но переход к варварству, а затем цивилизации приводит к неравномерности в развитии культур.
Первые цивилизации возникают на Востоке: Китае, Индии, Шумере, Египте. Таким образом, восточная культура обгоняет западную. «О Солон, Солон, вы, греки – как дети», – говорит египетский жрец в «Диалогах» Платона и это верно. И в первом, и в XV веках нашего времени, «новой эры» китайцы «в общем далеко опережали Европу». И не только китайцы. То же можно сказать и о других народах Востока, например, арабах VIII–XIII вв. Более того, некоторые исследователи считают, что неолит, эллинизм и Ренессанс наиболее тесно сближали культуры Востока и Запада.
В то же время обнаруживается отставание Востока от Запада во многих областях культуры в Новое время, заложившее основы индустриальной культуры.
Почему наблюдается это отставание?
Например, причиной отставания Востока считается отсутствие здесь своего Средиземного моря. Но почему в период неолитаэто обстоятельство не влияло на отставание Востока? Т.е. географический, природный фактор не действует.
Может быть, научный, технический?
Широко представлено мнение о «культурном» отставании Востока (в частности, Китая). Но так ли это? Вплоть до XV в. Восток опережал в своём культурном развитии Европу: некоторые говорят о «Восточном Возрождении». Например, порох был изобретён в Китае в IX в. до н.э., механические часы – в VIII в. до н.э. (т.е. на шесть веков раньше, чем в Европе). Бумага изобретена в 105 г. н.э. (т.е. почти на 1000 лет опередили Европу), печатание текста с доски – в 9 в. н.э. (т.е. на 600 лет раньше, чем в Европе), а типографский способ известен в Китае на 400 лет дольше, чем в Европе. В 130 г. н.э. китаец Чан Хэн изобрел сейсмограф. Уже в VII в. н.э. строятся арочно-сегментные мосты. На 15 веков раньше в Китае начинается производство железа и открывается железоплавильная технология. В I в. до н.э. китайские астрономы открывают солнечные пятна. Спустя 1700 лет они будут «открыты» Галилеем. Первый фарфоровый завод появился в Китае в 1369 году. Производство фарфора здесь основывалось на высокой степени разделения труда. Китай – родина шёлка, компаса. Именно в Китае изобретается шлюз и строятся крупнейшие каналы. Китайцы изобрели кормовой руль и первыми освоили плавание галсами и т.д. Этого Европа ещё не знала.
К Возрождению Восток опережал Запад в культурном развитии. Почему же намечается отставание? Его не объяснить ни географическими, природными факторами, ни научными, техническими.
Мы можем обнаружить известные параллели в развитии культуры на Востоке и Западе. Зарождение первых цивилизаций началось с III тысячелетия до н.э. Во II–V вв. н.э. происходили столкновения с «варварами» (римляне называли их «barbari», китайцы – «ху», «хужэнь»). Примерно в одно время начинает развиваться феодализм – I–VII вв. н.э. К VII–VIII вв. н.э. складываются могущественные государства-империи.
Начинается развитие духовной культуры. Как и на Западе, в Китае оно проходит под лозунгом обращения к «древнему» «гу вэнь» – в Китае, в Европе – Каролингское Возрождение». Но сам термин «фугу» (возвращение к древности) появляется позднее, точно также как и термин «Ринашименто» у Джорджо Вазари (ХVI в.). Более того, за образец принимается не вся китайская древность, но только «классическая». В Китае мыслители апеллировали к авторитетам I в.: Сыма Цянь, Сымо Сянжу, Ян Сюн. Образцами служили трактаты: «Ицзин» («Книга перемен»), «Шицзин» («Книга песен»), «Шуцзин» («Книга истории»), сочинения Конфуция. Интересно, что в Европе вершина Возрождения падает не на Италию, где оно зародилось, а на Англию. В восточной культуре – на Японию, на период Гэнроку (1688–1704), а не на Китай.
Очень близки по содержанию и последующие культурные эпохи, например, Просвещения. В Японии появляется плеяда просветителей, происходит выдвижение на арену «просвещенных монархов»: Канси, Юн-чжен, Цян-Лун и др. В китайском памятнике XIV в. «История Сун» времена «Вей» и «Лючао» – с III в. до VII в. – оцениваются как «средние века».
В это время здесь появляются элементы культуры, аналогичные европейским. К VII в. Янь Ши-чу даёт редакцию пяти древних текстов: «Ицзин», «Шицзин», «Шуцзин», «Чуньцю», «Лицзи». Они составляют канон, «утверждённый текст» – «диньбэнь». Затем были отобраны комментарии, которые Кун Ин-да счел «правильными» – «чжэньи», т.е. происходит канонизация.
В литературе также происходит канонизация: появляется «избранное в литературе» «Вэньсуань», следовательно образуется закрытая, догматическая система текстов, которые санкционируются политическими и религиозными авторитетами.
В Европе в это время издается «Сумма теологии» Фомы Аквината и прочие «Суммы». Складывается и практика трактовки текстов, фраз, слов, она называется «сюньгу», на западе – экзегетика.
Таким образом, средневековая культура имеет много общего:
1) догматизм как мировоззрение;
2) толкование текстов как метод познания;
3) схоластика как форма псевдонауки.
Складывается и стремление преодолеть эти отжившие своё, феномены.
Накамура Тэкисай в предисловии к «Чзиньсы му» писал: «Считается, что в идейном мире конфуцианства с наступлением периода Сун (Х в., служит датировкой новой эпохи) началась новая эра. <...> Провозгласили учение в природе <...>. Ибо учёные Ханьского и Танского времени самым важным считали дать как можно больше толкований» [6.12.].
Но то же самое происходило и в Европе! Фрэнсис Бэкон писал, что нам даны две книги: Книга Писания, в которой вскрывается воля божья, и Книга природы, в которой раскрывается могущество бога. Таким образом, это ещё не отказ от текста, авторитета, веры, но шаг в сторону [6.13.].
На Востоке этот процесс секуляризации шёл быстрее. Приобретение знания – самое первое, но не самое важное; самое важное – достижение моральной и интеллектуальной человеческой высоты», – считали философы сунской школы [6.12.]. Таким образом, знание и мораль – рассматриваются в единстве. Притом более высокой ценностью считается мораль.
Главное в культуре цивилизации Древнего Востока – это сохранение и восстановление, если что-то нарушено: порядок, организация, закон; подданные должны поддерживать закон – они должны вовремя вносить налоги, платить подати, выполнять повинности. Придворные, царедворцы также должны знать закон – ритуал, церемониал, которому подчинялась придворная жизнь. Если порядок нарушался, например, не поступали налоги – это воспринималось как гнев богов, как гибель культуры. Миропорядок срочно надо было восстанавливать.
Из необходимости сохранять утвержденный миропорядок родилась наука: если границы полей смыло наводнением, их надо восстановить в той же форме, в какой они существовали до разрушения. Если двор, хозяин, платит налог, то надо исчислить, правильно ли он его платит. Ход полевых работ, разливы рек, засушливые сезоны цикличны. Надо познать закономерность этих циклов, а для этого нужна астрономия: «Сотис великая сверкает на небе – Нил выходит из берегов».
Но и искусство также утверждает и отражает сложившийся порядок, космос. В культурах древних царств искусство выполняет весьма важную роль: оно является средством поддержания мироздания, исполнения закона и порядка. Если на архаической стадии искусство соединяло, сводило человека с другими, то теперь оно ставит его перед миром богов, позволяет ему увидеть их жизнь, участвовать в ритуале поддержания существования этого мира. Интерес художника древнего мира вращается исключительно вокруг жизни богов и фигуры царя. Но царь – это и божественное существо (как, например, египетский фараон – живой бог солнца Ра), и глава государства (империи), и обычный человек.
Поэтому древнеегипетский художник изображает фараона не только в мире богов (где он, как бы поддерживает с другими богами миропорядок). Фараон изображён на войне – он мчится на колеснице, давя врагов, на охоте поражает из лука львов, в своём дворце – принимает иностранные посольства, в быту – отдыхает вместе с женой .
Поскольку фараон имеет приближённых и слуг, а те в свою очередь, своих и т.д. до рабов, уже ничего не имеющих, божественная сила распространяется через священного царя на весь его народ. Поэтому в центре древнего рисунка и картины канонического типа всегда стоит фигура священного царя, от неё к периферии волнами расходятся изображения других людей: царицы, приближённых царя, военачальников, писцов, земледельцев, ремесленников, рабов, пленных.
Задача, стоящая перед древним живописцем и вообще искусством – поддерживать миропорядок и закон – способствовала выработке живописного канона: формирование устойчивой неизменной композиции, предпочтение покоя перед движением, ритуальных поз перед обычными, естественными; разномасштабность изображаемых фигур (царь изображался в одном масштабе, самом крупном, а остальные, в соответствии с положением, во всё более мелком); выделение преимущественных направлений обозрения (толпа перед храмом, фронт войск или работ). Последний момент и объясняет, почему многосторонний обход, изображение и видение предметов как бы в разных проекциях сменился другим способом изображения – все виды объединились вокруг главного.
Но Древний Восток наложил отпечаток на культуру цивилизации, придал ей специфические черты, отличающие её от культуры Запада.