Ii-ой половины xx века
Тема 1. Вторая мировая война и немецкая литература.Катастрофизм мышления, трагическое ощущение безысходности и глобального поражения художественной культуры. «После Освенцима поэзия невозможна» (Т.Адорно). Военная тема, беспощадная национальная самокритика, фундаментальная переоценка исторического наследия в немецкой литературе. Поиски идеологически незамутненной точки зрения. Г.Белль «Глазами клоуна», Г.Грасс «Жестяной барабан».
Тема 2. Английская литература после второй мировой войны.Творчество писателей старшего поколения — Пристли, Грина, Сноу, И.Во. Темы ответственности и личного выбора в романах Грина «Суть дела», «Сила и слава». Общественно-политическая проблематика романов «Тихий американец» и «Комедианты». Парадоксы И.Во, сатирическася традиция в романах И.Во (трилогия «Шпага чести»). Повесть Во «Незабвенная». Романный цикл Сноу «Чужие и братья». Понятие «эпический цикл» и реализация принципов эпического цикла в творчестве Сноу. Работа Сноу «Две культуры».
Тема 3. Творчество «сердитых молодых писателей» в контексте послевоенной литературы Англии.Пьеса Осборна «Оглянись во гневе!». Романы Эмиса «Счастличик Джим», Уэйна «Спеши вниз» и «Меньшее небо», Брейна «Путь наверх».
Тема 4. Экзистенциальная проблематика романов У.Голдинга, А.Мердок, М.Спарк.Философско-аллегорические романы-притчи Голдинга «Повелитель мух», «Шпиль». Голдинг и экзистенциализм. Философско-психологические романы Айрис Мердок. Эволюция писательницы от экзистенциализма к неоплатонизму. Идеи лингвистической философии в романах Мердок. Романы «Под сетью», «Сон Бруно». Мердок и русская литература. Восприятие Мердок Толстого и Достоевского. Проблемы искусства в романе «Черный принц». Экзистенциальная проблематика рассказов и романов Спарк. Роман Спарк «Миссис Джин Броди в расцвете лет».
Тема 5. Творчество Дж.Фаулза.Обращение к теме обретения самосознания как необходимого условия обретения свободы. Приверженность классике и
смелые художественные эксперименты Фаулза - романиста, автора повестей и рассказов. Значение Гомера и Шекспира для Фаулза. Роман
«Коллекционер». Тема искусства и художника в «Башне из черного дерева» и
«Даниэле Мартине». Поэтика постмодернизма и роман «Женщина
французского лейтенанта». Схема викторианского романа. Интертекстуальность. Своеобразие решения конфликта, несколько вариантов финала романа. «Открытая форма повествования».
Тема 6. Литература Франции.Философия и эстетика литературы абсурда. Антидрама во Франции. Э.Ионеско «Лысая певица», «Носороги»; С.Беккет «В ожидании Годо»; Г.Пинтер «Сторож»; Э.Олби «Кто боится В.Вулф».
Тема 7. Французский «новый роман».Роман А. Роб-Грийе «В лабиринте», статья «О некоторых устаревших понятиях». Поэтика романа «Золотые плоды» Н.Саррот. Пародирование стереотипов современного общества. М.Бютор, К.Симон.
Тема 8. Литература и «потребительское общество».«Вещи» Перека. Документализм в литературе. Роман Мер ля «За стеклом».
Тема 9. Движение битников и молодежная «контркультура» в США.Поэма Гинзберга «Вопль» - манифест битничества. Культ свободы от социально-общественных условностей. Обращение к христианству и восточной философии. Керуак - один из родоначальников движения битников в американской литературе. Роман Керуака «На дороге» -выражение настроений молодежи 50-х годов, бунт против конформизма. Спонтанный стиль, приемы импровизации в романе.
Тема 10. Творчество Сэлинджера в контексте «контркультуры».Роман Селинджера «Над пропастью во ржи» и рассказы (цикл о Глассах).
Свойственные герою Сэлинджера отчужденность, обостренное ощущение разлада в окружающей его жизни - в семье, школе, обществе. Осуждение фальши, лицемерия, «показухи», «липы». Преодоление одиночества, обретение себя в помощи детям.
Тема 11. «Новый журнализм» и документальные жанры в американской литературе:«нехудожественные романы», «романы как истории». Творчество Капоте («Хладнокровные»). Поиски смысла жизни, преодоление отчуждения, путей выхода за пределы экзистенциалистских представлений. Романы Апдайка (трилогия о Кролике - Гарри Энгстроме). Проблема самореализации героя в творчестве Апдайка. Роман-притча «Кентавр» -мифологизация обыденного.
Тема 12. Литература стран «третьего мира».Возрастание ее роли в мировом литературном процесссе XX века. Латиноамериканская литература. Новый латино-американский роман. Синтез поэтики мифа и европейского интеллектуального романа первой половины XX века, исторические катаклизмы «континента, на котором встречаются все эпохи» - фундамент «мифологического реализма». Индивидуальное и архетипическое мышление в романах Г.Гарсиа Маркеса, А.Карпентьера, Марио Варгаса Льосы. Тема судьбы латиноамериканского континента в романе «Сто лет одиночества» Маркеса и мифологема одиночества. Философское осмысление истории и проблема национального самосознания. Время историческое и метафизическое. Тема смены поколений и цивилизаций. Своеобразие поэтики Маркеса - реализация «магического реализма» и «необарокко» в романе: низменное и возвышенное, трагическое и комическое в их взаимодействии, «карнавальное начало».
Тема 13. Постмодернизм в литературе и споры о сущности постмодернизма.Барт, Деррида, Кристева. Постмодернизм как выражение «духа времени», как феномен второй половины XX века. Произведения Роб-Грийе, Фаулза, Акройда, Кортасара, Борхеса, М.Кундеры. Роман У.Эко «Имя розы» как постмодернистский роман.
Тема 14. Кавабата Ясунари как «выразитель сути японского мышления».Значение национальных традиций для Кавабата Ясунари. Связь с течением «неосенсуализма». Отражение мироощущения японцев в повести «Тысячекрылый журавль» и романе «Стон горы». Рассказы Кавабата Ясунари.
Тема 15. Творчество Кобо Абэ. Философско-эстетические взгляды и их реализация в творчестве писателя. Роман «женщина в песках». ЖЭкзистенциальные мотивы, метафизический и социальный смысл романа. Символика песка и воды. Взаимоотношения человека и социума в романах «Чужое лицо» и «Человек-ящик». Маска как «прикрытие истинного облика человека». Структура романов Кобо Абэ.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
(СПЕЦВОПРОСОВ)