Материалы к выпускному сочинению
О чем рассказ?
На огромном пароходе с символичным названием «Атлантида» собирается большое общество, среди которого и господин из Сан-Франциско, собравшийся наконец отдохнуть после трудов праведных по сколачиванию состояния. Он подробно разработал маршрут и сроки, решив начать жить. На острове Капри господин неожиданно умирает, и сюжет на этом заканчивается, но сам рассказ – нет.
Стало быть, автор использовал сюжет только как вспомогательное средство раскрытия идеи, и отгадку надо искать во всем рассказе.
Материалы к сочинению
Вступление
Сформулируем только тезис и основной вопрос: Бунин считает, что современная ему цивилизация движется к гибели. Почему это происходит?
Основная часть
Во-первых, в нескольких предложениях раскройте содержание рассказа, как это сделано выше
Во-вторых, определимся с содержанием, ведь сюжет нам помогает лишь отчасти, вы помните?
Итак, в рассказе есть описание «Атлантиды», жизни общества на пароходе, немного описания господина и описание жизни на Капри (2 часть рассказа).
Вот и у нас будет три части.
1. «Атлантида» — огромный пароход, где есть высшие (пассажиры) и низшие (те, кто обслуживает высших). Общество состоит из разных людей со всех концов света: писатель, азиатский принц, всесветная (так пишет Бунин) красавица, семья господина, влюбленная пара, так нежно и страстно изображающая любовь за деньги. Встают, завтракают, гуляют, обедают, гуляют, ужинают по расписанию. У них нет имен и лиц, как и у главного героя. На «Атлантиде» есть все для роскошной жизни, выпускается даже своя газета, а безбедное существование обеспечивают сотни матросов, кочегаров, прислуги, которые находятся в трюмах, среди огромных и ревущих машин, вызывающих ужас. За бортом парохода бушует шторм, но жители его не слышат и не ощущают. На капитанском мостике судно уверенной рукой ведет капитан, похожий на языческого бога. Как видим, каждая деталь символична, от названия парохода до образа капитана. Вывод: пароход пока не утонул, но движется к гибели. Почему? На этот вопрос пока нет ответа.
2. 2. Стилевая доминанта образа господина из Сан-Франциско – искусственность его существования. В портрете подчеркнут неестественный цвет лица и искусственные золотые пломбы, тщательно подобранный костюм. Он начал жить, жестко спланировав свои дальнейшие действия, продумал путешествие, не забыв даже посещение продажных женщин! Разве так начинают наслаждаться жизнью? Автор не дает ему имени, так как он безлик, его механическая, искусственная жизнь не дает права на индивидуальность. Смерть господина прошла незамеченной для большинства общества, и в этом сказался общий настрой плывущих в никуда на «Атлантиде». Они настолько оторвались от естественной жизни, что одна смерть или много – неважно.
3. Где же автор видит естественную жизнь? На Капри. Там готовятся к празднику, вспоминая о рождении младенца Иисуса, славят Богоматерь, здесь шумно и весело. Вниз спускаются абруццкие горцы, живописные нищие промышляют на Пьяцетте, танцуют зажигательную тарантеллу, пьют чудесное средиземноморское вино, играют в кости, и не думают о приумножении капитала, высшем обществе или светском общении. Они – живут! Помнят о времени, пространстве, человеческих чувствах (образ извозчика, переживающего за излишне выпитое вчера, который везет труп господина, нещадно хлеща свою нарядную лошадку). Никогда Джузеппе, Луиджи, этот извозчик уже не встретятся нам на страницах рассказа, но запомнятся, ибо есть у них лицо, характер и имя.
Живут они так уже даже не века – тысячелетия. Их путь, казалось, тоже бесцелен, точнее, у каждого из них своя человеческая цель, но из многого складывается общее, не так ли?
Заключение
Иван Александрович Бунин остро ощущал кризис так называемого цивилизованного мира и попытался объяснить читателям, куда идет человечество, оторвавшееся от естественного хода вещей, потерявшее цель движения, сам его смысл, забывшее про связь времен. Механическое существование и искусственность цивилизации все дальше уводит человечество от истины, а это путь в никуда. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» — это предупреждение великого писателя потомкам: бесцельный механический путь – это путь к гибели.
Вообще, «господин из Сан-Франциско» — очень «удобное» произведение для раскрытия темы по направлению «Путь», потому что мысль писателя в нем очень выразительна.
Успеха!
Роман «Отцы и дети»: жизнь прожить – не поле перейти…[Итоговое сочинение по направлению «Путь»]
Сентябрь 25th, 2015 teacher
«Путь — направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения». Вот так прокомментировано это направление ФИПИ. И диапазон размышлений широк, и диапазон литературных произведений соответственно. Сегодня рассмотрим произведение, на материале которого можно написать итоговое сочинение по тематическое направлению «Путь».
Это роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Любопытно, когда я написала эту фразу, я машинально заменила название на «Базаров». Оговорочка по Фрейду: роман действительно не об отцах и детях, а о пути человека!
Материалы к выпускному сочинению
Вступление здесь уместно биографическое.
И.С. Тургенев, один из плеяды великих русских писателей серединыXIXвека, хоть и принадлежал к дворянам, но всегда чутко и с неподдельным интересом присматривался и прислушивался ко всему, что к этому привилегированному слою не относилось. В «Записках охотника» он с глубокой симпатией изобразил крестьян, а в романах — героев, только приходящих на российскую историческую сцену. В романе «Отцы и дети» это Евгений Васильевич Базаров, совсем не похожий на других героев Тургенева. Автор с неподдельным интересом вглядывается в героя. Кто он? Выдержит ли жизненный путь, ему уготованный?
Основная часть
Прежде чем приступить к основной части итогового сочинения, давайте зададим вопросы: какой путь (от чего к чему) проходит главный герой?
Что изменяется во взглядах и в нем самом?
К чему он приходит в итоге?
Перед вами план сочинения, от которого отходить не будем.
План сочинения можно представить в виде логических схем. Определение-тезис – «подтезис» +иллюстрации из текста (их может быть несколько). Так вы от темы не отойдете, а это главный недочет в сочинении.
Итак, Евгений Базаров в романе проходит путь от непримиримого нигилиста, материалиста, человека с упрощенными взглядами на жизнь до человека, осознающего сложность и многообразие жизни. Это тезис.
Докажем это.
1. В романе есть внешний путь Базарова: он ездит по губернии, встречается с разными людьми. Это братья Кирсановы, Анна Одинцова, родители. Каждый из героев привносит в жизнь Евгения что-то, обогащающее взгляды и жизнь молодого человека, меняющее его мировоззрение и мироощущение.
2. В начале романа это человек, не принимающий чужой позиции. Он считает аристократию изжившим себя классом (и правильно!), не признает никаких авторитетов, духовной жизни человека, роли искусства, а романтизм и любовь для героя – «бабьи сказки» и игры разума. Но силу и достоинство Павла Кирсанова все же принимает (они пожимают в конце друг другу руки, прощаясь после дуэли).
3. Встреча с Анной Одинцовой открывает Базарову силу любви. Он просто сражен чувством, если не сказать, раздавлен, ведь это опровергает его теорию материалистической природы человека. Нет, оказывается, он тоже способен любить и страдать от этого.
4. После разрыва с Одинцовой Базаров возвращается в Марьино немного другим. Он уже не столь резок и непримирим. Изменение его взглядов Тургенев тонко иллюстрирует в сне перед дуэлью: Павел Петрович снится герою в виде темного леса. Темный лес в народном сознании – что-то незнаемое, непонятное, непознанное. Не может Базаров отказаться от своих взглядов, но сложность жизни уже признает, как и неоднозначность личности своего оппонента.
5. Перед смертью Базаров признается: «Нужен я России? Видно, не нужен…». Горько такое признание, но симпатичен нам герой тем, что изжил свою безапелляционность и категоричность.
Это только тезисы! Подберите к ним иллюстративный материал из романа!
Заключение
В заключении надо повторить тезис на новом уровне, или перефразировать его, не забыв автора романа.
И.С. Тургенев с уважением относится к своему герою, но «проверяет» на прочность его взгляды, проводя Базарова через страницы романа, показывая, что путь (ТЕМА и НАПРАВЛЕНИЕ!) человека не исчерпывается и не мотивируется его мировоззрением, а жизнь не равна простой сумме знаний. Путь Базарова как нельзя точнее выражается в народной поговорке: «Жизнь прожить – не поле перейти». Только жаль, что герой понял это слишком поздно…
Позволю себе повториться: чтобы не отойти от темы, идите по логической цепочке: вопрос – ответ (тезис) – аргументы («подтезисы») – иллюстративный материал из текста.
Следите за тем, чтобы в сочинении звучало слово «путь», «движение», то есть ключевые слова темы.
«О, как убийственно мы любим! … (Подготовка к итоговому сочинению по направлению «Любовь» по лирике Ф.И. Тютчева)
Октябрь 12th, 2015 teacher
Федор Иванович Тютчев… Блестящий дипломат, не приезжавший в Россию более двадцати лет, но ярый славянофил, великолепный рассказчик и обаятельный герой гостиных, увлекающийся и страдающий влюбленный. А еще – великий русский поэт, подаривший нам одни из самых лучших и проникновенных строк о любви. Его видение этого чувства не похоже ни на кого другого. Поговорим сегодня о нем.
Основные темы поэта – жизнь природы и любовь. Но в традиционном смысле пейзажной его лирику о природе назвать нельзя – с помощью природных образов он философски осмысливал мир. Но вот в стихах о любви нам открывается очень интимный и очень трагический поэт.
Для сочинения возьмем несколько стихотворений: «Предопределение», «О, как убийственно мы любим!», «Последняя любовь», «Вот бреду я вдоль большой дороги…»
Материалы к сочинению
Вступление уместнее всего лирическое, ведь стихи прекрасные! Но если вдохновение не прилетит, то и биографическое неплохо. Упомяните в нем адресата почти всей любовной лирики – Елену Александровну Денисьеву, гражданскую жену поэта. Ей была уготована трагическая судьба: отвергнутая обществом, она очень рано умерла от чахотки, оставив детей. Для Тютчева она была и любовью, и вечным укором: из-за него эта женщина пожертвовала всем.
Основная часть
Тезис: любовь, по Тютчеву, прекрасное, но трагическое чувство, так как в нем изначально отсутствует гармония.
1. В одном из первых стихотворений «Предопределение» поэт уже говорит о любви как о поединке, а не союзе двух родных душ. Он считает, что «съединенье, сочетанье» сердец – всего лишь предание, миф, повторяемый годами, более того, это неравная борьба, в которой «изноет» более любящее сердце. Лирический герой отвергает саму возможность гармоничной любви, говоря о ней «поединок роковой». Роковой – предопределенный судьбой, да и само стихотворение носит такое же название.
2. Стихотворение «О, как убийственно мы любим!» входит в Денисьевский цикл, это его центральное стихотворение. Оксюморон «убийственно любим» уже задает тон всему произведению. Лирический герой остро ощущает «буйную слепоту страстей», которую пережил, не в силах сопротивляться этому огромному чувству. Но какова цена за любовь? Героиня страдает от того, что отвергнута обществом, а герой сознает, что это произошло по его вине. «Жизнь отреченья, жизнь страданья» выжгли сердце героини, исчез младенчески-живой смех, «очарование ушло». Но не только себя винит лирический герой: не меньше виновата толпа, которая «в грязь втоптала то, что в душе ее цвело». Закольцевав произведение, Тютчев еще раз повторяет оксюморон, ставя логическую точку: за любовь мы жестоко платим, и она приносит страдания.
3. Однако есть в Денисьевском цикле и светлые стихотворения. Шедевр поэта, проникнутый пронзающей душу лиричностью, – «Последняя любовь». Когда его читаешь, сразу замечаешь сбой ритма: «О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней» (вот он, сбой!). Это как будто пропущенный удар сердца, как вздох любви. Лирический герой сознает, что любит в последний раз, и от этого его душа наполняется светом догорающей вечерней зари, неярким, нежным, уходящим. Эта метафора особенно подчеркивает целую гамму чувств, переполняющих героя: это и любовь, и печаль, и сожаление, и та особенная любовная тоска, которая свойственна любящим.
4. После смерти Елены Александровны Тютчев написал одно из самых проникновенных стихотворений – «Накануне годовщины 4 августа 1864 года». В этот день умерла Денисьева. Стихотворение полно тихой печали. Главное в нем даже не чувства героя, а свет: в первой строфе «в тихом свете гаснущего дня», во второй – «все темней, темнее над землею», улетает последний отблеск дня, и лирический герой остается наедине с ангелом, в которого, несомненно, превратилась его возлюбленная. Он отчаянно хочет, чтобы она увидела его, еще раз простилась с ним или даровала прощение. Он уверен, что его душа навечно соединена с его душой, и от этого ему легче. И только теперь он может преодолеть роковое разъединение душ, о котором сказано в первом стихотворении. Жаль, что в земной жизни это невозможно.
Заключение
Ф.И. Тютчев написал о любви одни из самых прекрасных строк, но его любовь – чувство трагическое, потому что влюбленные живут среди жестокого мира. Но не только это мешает гармонии между влюбленными. Сама любовь по природе своей – чувство неравное, а гармония возможна только в иной жизни. Это печально, но все же вновь и вновь читатель возвращается к стихам поэта как к дневнику любившего и любящего, ликующего и страдающего человека.
До встречи!
Материалы к сочинению по направлению «Дом» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»): дом, милый дом…
Октябрь 7th, 2015 teacher
Как жаль, что этот роман вызывает у вас, друзья мои, страх уже одним своим видом! Великий роман великого писателя, без вариантов! А отдельно сообщу, что на материале этого романа можно раскрыть темы по ВСЕМ направлениям, так что те, кто прочитал, можете танцевать польку-бабочку: наполовину вы готовы.
Итак, направление «Дом» в толстовском романе представлен как «мысль семейная», для Толстого очень важная и любимая. Он и сам пытался создать семью, в которой было бы все так, как представлял он себе идеальный дом.
Тема может формулироваться так: «Каково значение дома и семьи в жизни человека?», «какими смыслами наполнено понятие «Дом»?»
Материалы к сочинению
«Мысль семейная» у Толстого раскрывается в описании семей Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких.
Вступление
Л.Н. Толстой в гениальном романе «Война и мир» поднимает множество проблем, связанных и с жизнью человека, и с жизнью народа. В этом главном своем произведении писатель рассказал о своем понимании очень многих вещей: о роли человека и народа в истории, о истинном и ложном в жизни человека, о духовных исканиях. Одной из самых важных для автора является проблема семьи и дома, которую сам Толстой назвал «мыслью семейной». Чем для человека является дом? Что скрепляет семью и родных людей? Эти вопросы становятся главными для писателя.
Основная часть
Дом, семья для человека, по Толстому, это символ человеческой жизни, отражение общества. Это обычная жизнь людей с событиями великими и малыми, череда радостей и печалей. Характер, склад, личность человека определяются семьей и домом. (Это тезис).
Аргументы
В романе подробно показана жизнь трех семей: Болконских, Ростовых, Курагиных.
1. Болконские. Это семья, которую объединяют крепкие связи, основанные на постоянной работе духа, высоких принципах, бескомпромиссных требованиях.Князь Николай Андреевич всегда требовал от своих детей постоянной деятельности и жизни по чести, и князь Андрей, и княжна Марья старались соответствовать наставлениям отца. Оба стали людьми с высокими нравственными принципами, думающими и честными. В этой семье не принято открыто проявлять свои чувства, но связь между родными людьми не становится от этого меньше. Они умеют видеть главное и прощать людей, особенно княжна Марья. Ее черты, милосердие и сострадание, становятся объединяющими и в ее собственной семье.
2. Ростовы. Уже в первой сцене нас, читателей, поражают душевная открытость и яркая эмоциональность этой семьи. Ростовы не прячут чувств за внешней сдержанностью, как Болконские, наоборот, хлебосольство, радушие, доброта всегда привлекали к ним людей. Отношения в семье основаны на любви и понимании, прощении и сочувствии. Именно любовь спасает мать Наташи после смерти Пети, саму Наташу после смерти Андрея, любовь заставляет глубоко раскаяться Николая после проигрыша Долохову. Главная черта Ростовых – они живут сердцем, поэтому тепло их семьи согревает всех, а дети Ростовых потом строят свои семьи на принципах, заложенных старшим поколением семьи.
Мы видим, что Болконские и Ростовы – это два типа гармонично объединенных в семью людей, где отношения основаны на любви, понимании и ответственности. Это и есть настоящий дом, по Толстому.
3. Курагины– полная противоположность Болконским и Ростовым. Они ничем не объединены, их не связывают чувства любви и привязанности. Князь Василий считает, что дети – его крест и заботиться исключительно о выгодных браках своих детей, понятие выгоды у него традиционно: материальное благополучие, княгиня завидует красоте и успеху дочери Элен, Ипполит – «спокойный дурак», Анатоль – «беспокойный дурак», по слова отца. В итоге Элен не способна создать собственную семью, Анатоль разрушает отношения Андрея и Наташи. Курагины не способны ни на какую полезную деятельность, не развиваются, не способны думать хоть о ком-то, кроме себя. По Толстому, эти люди отъединены не только друг от друга, но от жизни страны, родины.
4. В «Эпилоге» романа мы видим уже «болконско-безуховскую» семью, которая соединила душевность и открытость Ростовых и высоту духа Болконских и Безухова. Это гармоничное отражение мира: предназначение женщины – быть женой и матерью, воспитание детей – духовное воздействие, пробуждение нравственных качеств, основа взаимоотношений – любовь и понимание.
Заключение
«Мысль семейная» в романе очень любима Толстым, и мы видим, с каким чувством писатель говорит о счастливых семьях своих героев, обретших настоящий дом, где им хорошо, потому что семьи эти построены на простых и естественных законах жизни. Семьи, изображенные автором, разные, но похожи в одном: для них дом – место любви, покоя и гармонии.