Офицеры стрелковой роты Святого Георгия. 1627 г. Музей Франса Халса, Харлем

Офицеры стрелковой роты Святого Георгия. 1627 г. Музей Франса Халса, Харлем - student2.ru

Франс Халс.

Регенты госпиталя Святой Елизаветы в Харлеме. 1641 г. Музей Франса Халса, Харлем.

Офицеры стрелковой роты Святого Георгия. 1627 г. Музей Франса Халса, Харлем - student2.ru

Франс Халс. Регентши приюта для престарелых в Харлеме. Около 1664 г.

Музей Франса Халса, Харлем.

Офицеры стрелковой роты Святого Георгия. 1627 г. Музей Франса Халса, Харлем - student2.ru

Франс Халс.

Цыганка.

Гг.

Лувр, Париж.

Это один из самых обаятельных образов Халса. Портрет безымянной девушки мастер набросал смелы­ми и меткими штрихами. Таким образом ему удалось живо передать не только черты лица, но и движения, мимику непоседливой героини.

глубина психологических характе­ристик. Таков портрет Яспера Схаде ван Веструма, судьи из Утрехта, напи­санный около 1645 г. На его молодом умном, но вялом лице блуждает пе­чальная улыбка, словно он скрывает опасную болезнь.

Основная тема позднего творче­ства Халса — усталость, внутренняя неудовлетворённость, горечь разоча­рований. Около 1бб4 г. он написал по заказу правления городского при­юта для престарелых два больших портрета: регентш и регентов этого заведения. Силуэты пяти старух в чёрных платьях резко выделяются на фоне шоколадного цвета стен. Ху­дожник показывает старость без прикрас: пергаментные лица, запав­шие глаза, сухие губы, бессмыс­ленная злоба, печаль об ушедших годах... Его героини уже распрости­лись с красотой, бодростью, жела­нием жить — со всем тем, что Халс привык ценить в человеке. И всё же они упорно стремятся сохранить свои черты для будущих поколений.

На втором портрете фигуры ре­гентов в чёрном почти сливаются с тёмным фоном. Их лица — и старые, и сравнительно молодые — одина­ково бесформенны, дряблы и без­участны. Модный наряд одного из регентов выглядит как пародия в этом царстве угасания и распада. Ху­дожник писал своих персонажей слабеющей рукой, чудом сохраняя чувство формы.

В старости Франс Халс остался без средств к существованию, поэто­му город в память о его заслугах на­значил ему пенсию. Когда мастер умер, он был с почестями погребён в Харлемском соборе.

РЕМБРАНДТ ВАН РЕЙН

(1606—1669)

Творчество Рембрандта, без сомне­ния, вершина голландской школы. Этот мастер был одинок среди со­братьев по искусству. Они считали его «первым еретиком в живописи», хотя впоследствии их самих стали называть «малыми голландцами» —

чтобы подчеркнуть, насколько пере­рос их Рембрандт.

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в Лейдене в семье владель­ца мельницы. Он окончил школу и пожеланию родителей в 1620 г. по­ступил в Лейденский университет. Однако вскоре юноша оставил его ради занятий живописью. Через три года Рембрандт перебрался в Ам­стердам, где посещал мастерскую местного живописца. В 1625 г. де­вятнадцатилетний художник — без средств и покровителей и, видимо, даже без звания мастера — возвра­тился в родной город и принялся за работу.

Не избалованный заказами, Рем­брандт вначале писал портреты близких и особенно часто самого себя, смеющегося или задумчивого. По сути, так продолжалось учение: художник изучал выражения лица, соответствующие определённым чувствам, настроениям.

В 1632 г. Рембрандт навсегда пе­реехал в Амстердам. Местная гильдия хирургов сразу же предложила ему выгодный заказ: изобразить своих членов на анатомической лекции выдающегося голландского врача Николаса Питерса — доктора Тулпа («тулп» — «тюльпан» по-нидерланд­ски — был изображён на фасаде его

дома). На картине сдержанный и элегантный доктор вскрывает труп, что было в те времена незаурядным событием. Хирурги в праздничных костюмах образуют слитную группу: все они робеют перед зрелищем мертвеца и, внимательно сверяя уви­денное с иллюстрацией в огромной книге, восхищаются познаниями лек­тора. А тот действует привычно, лег­ко и в отличие от своих боязливых слушателей не страшится взглянуть в лицо смерти. Слуга, стоящий в глуби­не картины, очевидно, ценит себя не меньше, чем блестящий лектор. Уве­ренно, с лёгкой иронией смотрит он поверх голов господ хирургов.

«Анатомия доктора Тулпа» при­несла Рембрандту признание публи­ки. Теперь амстердамские богачи наперебой заказывали художнику свои портреты.

В 1634 г. Рембрандт женился на юной Саскии ван Эйленбюрх. На портрете этого года жена художни­ка, в цветочном венке и просторном причудливом платье, преображается в богиню цветения Флору, окружён­ную лесным полумраком. Выбор на­ряда не случаен: Саския готовилась стать матерью. В автопортрете 1635 г. художник изобразил себя весёлым и нарядным кавалером за пиршествен­ным столом с красавицей Саскией

Офицеры стрелковой роты Святого Георгия. 1627 г. Музей Франса Халса, Харлем - student2.ru

Рембрандт ван Рейн.

Наши рекомендации