Для Шопена мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину.Мазурка, соч. 7 № 1
Ход урока
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня тема нашего урока особенная “Шапки долой, господа,перед вами гений…”Для того чтобы познакомиться с таинственным Гением и снять перед ним шапку, нам нужно совершить перемещение во времени в эпоху Романтизма. Что же означает эпоха Романтизма?
Музыка периода романтизма – период истории музыки, начинающийся приблизительно в первой трети XIX века и вплоть до начала века ХХ. Принято считать, что началу становления романтизма в музыке положил Людвиг ван Бетховен. Этот период,перехода от классицизма к романтизму считается предромантическим периодом – сравнительно короткий период в истории музыки и искусства.
Музыка этой эпохи характеризуется лиричностью,в произведениях слышны голоса героев,переживающих судьбу. Но не только изменилось содержание. Изменилось и понимание музыки, а также строение, чему во многом способствовал ещё Бетховен, внёсший огромный вклад в развитие музыки, и становления романтизма.
Давайте прервемся на некоторое время, откроем тетрадочки, запишем число.
И сначала каждый запишет в своей тетради то, что он знает о Шопене.
Потом, что предполагает….
А дома каждый из вас дополнит эти записи тем,что вы о нем узнаете на нашем уроке или из каких-либо дополнительных источников информации. На следующем уроке мы с вами поделимся своими знаниями друг с другом. Итак,начинаем перемещение.
Учитель:
… В дверях она (мать Шопена)остановилась, поражённая необычайным зрелищем.Подложив на стул для удобства фалианты нот,Фридерик играл! Играл, хоть никто не учил его и не знаком с клавиатурой.
На следующий день, сразу после завтрака, в дом пришёл человек с большим фиолетовым носом,одетый в ярко-зелёный сюртук и весь пропитанный табаком. Это был Войцех Живный, учитель музыки.
Усадив Фридриха за фортепиано, Живный вынул из кармана табакерку с изображением филина, засунул в свои ноздри гораздо больше табаку, чем они могли вместить, и без всяких предисловий потребовал:
– Ну, играй!
– А что играть?
– То, что умеешь!
– Но я не умею!
– Этого не может быть!
Фридерик подумал и сыграл песенку “Две Марыси”. После короткого прослушивания,началось обучение у Живного. Быстрота, с которой Фридерик усваивал материал, пугала Живного. С семи лет Шопен занимается композицией и первое его сочинение – полонез.
Родители были ошеломлены. Не успели они опомниться, как увидели, что их сын уже не принадлежит им: маленьким музыкантом завладели варшавские богачи. Фридерик очень часто играл в салонах.
Когда Фридерику исполнилось 14 лет, Живный сказал ему:
– Дорогой пан! Знаете ли вы, что я открыл? Теперь уже не я вас обучаю, а вы меня. Но я уже чему надо выучился, а вам следует продолжать обучение.Теперь будишь заниматься композицией. Стало быть, простимся, сохранив дружбу. Поцелуй меня и скажи спасибо! Он передал Фридерика с рук на руки Юзефу Эльснеру, первому среди польских музыкантов. К пятнадцати годам, ещё учеником лицея, Шопен уже был, бесспорно, лучшим пианистом в Варшаве. Во время обучения, Шопен встретил свою прекрасную “музу-вдохновительницу” Констанцию Гладковскую (Слайд 4).
Именно ей он посвящал свои последующие сочинения и среди них Ноктюрн Es-dur, op.9 № 2 (слушание.)
Учитель:Скажите, удалось ли Шопену передать своё состояние и чувства, переполнявшие его к Констанции?
Ученики:Да!
После четырёх лет обучения, Эльснер вынес вердикт:
– Тебе пора выйти в большой мир. Варшава всё-таки провинция! Хоть здесь и любят музыку, а имени себе не создашь! Настоящая известность приобретается в Париже, в Риме, в крайнем случае,в Вене. Сначала ты поедешь в Вену, а там посмотрим!
В августе 1829 года Шопен с выдающимся успехом дважды публично выступал в Вене(Слайд 6–7).Игра Шопена покорила Вену. На одном из концертов Р.Шуман, восхищённый игрой Шопена сказал: “Шапки долой, господа, перед вами гений…” В том концерте звучала Прелюдия № 7 (Слушание).
Варшава после Вены показалась Шопену неуютной,неприбранной и какой-то чужой (Слайд 8). В ноябре 1830 года Шопен снова возвращается в Вену.
– И зачем вы явились сюда в это проклятое время?– сказал Черни. – Классическая музыка в упадке.Венцы желают только танцевать, да ещё говорят,что надвигается холера.
Поздно вечером, в день прибытия, Шопен и его друг Тит Войцеховский, пошли на маскарад, и зашли в ресторан. Вдруг они заметили какое-то волнение среди обедающих, и услышали восклицание:
– А ведь поляки – то взбунтовались!Подумайте-ка, поднялись!
Уже на улице от мальчика, разносчика газет, они узнают, что восстание началось четыре дня назад,29 ноября. В отчаянии Фридерик отправился в посольство, но там его не приняли. С тех пор для него началась мука. Он был заперт в Вене, как мышь в мышеловке. О возвращении в Польшу не могло быть и речи. И в другой город не возможно было выехать без нового паспорта. К этому присоединилась мучительная тревога за близких. Ему рисовались ужасные картины – разрушенный дом,издевательство над стариками и нищета (Слайд 10).
“… Нельзя описать моё горе, я насилу его переношу!” – говорил Фридерик. Он подбежал к фортепиано. С яростью набросился на инструмент.Мелодия была найдена! Из чистой стихии, из пламени возник до-минорный этюд, получивший название “Революционный”(слушание), в котором каждый звук был предельно красноречив.То было признание сердца и одновременно сжатая летопись героического народного восстания.
Учитель:
Считаете ли вы историю двигателем культурной жизни?
Ученики: Конечно!
К счастью, Фридерику удаётся покинуть Вену и переехать в Париж (Слайд 11). Столица Франции являлась в то время крупнейшим центром европейской художественной и музыкальной культуры. Но Шопен, впервые публично выступив в феврале 1832 года, поразил избалованную парижскую публику сочетанием превосходного пианистического мастерства с ярко индивидуальной поэтической вдохновенностью. В первой половине 1830-х годов он много сочиняет(мазурки, полонезы, этюды, ноктюрны, вальсы,прелюдии).Одним из замечательных произведений того времени считается Полонез 3(Слушание).
Не смотря на успех, главным источником средств существования для Шопена стали частные уроки фортепианной игры. Это отнимало много времени и физических сил. Тоска по Родине по-прежнему не покидает Шопена.
Из письма Шопена: “ Милая моя, далекая,единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя!.. Милая Родина,каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…”
Для Шопена мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину.Мазурка, соч. 7 № 1
(слушание)
В 1838 году спутницей жизни Шопена на девять лет стала известная французская писательница Аврора Дюдеван, взявшая себе мужской псевдоним “Жорж Санд” (к этому времени роман с Констанцией Гладковской был завершён, она вышла замуж за графа Грабовского).
Слайд
12–14. Проводя летние месяцы,свободные от педагогической работы, в её имении Ноан, Шопен усиленно сочиняет. Сочинения этого периода несут в себе образ его возлюбленной Авроры. Примером тому служит
“Вальс” до-диез минор
(слушание).
В эти годы он создал особенно много крупных произведений: 3 баллады и три скерцо (2–4), 2 сонаты(2–3), Фантазию фа-минор, Полонез-фантазию, Сонату для виолончели и фортепиано.
У Шопена рано начал развиваться туберкулёз –болезнь, не излечимая в те времена. Очень подорвали его силы тяжёлые события – смерть друга, отца и разрыв с Жорж Санд. После этого,больной и одинокий, он уже перестал сочинять.
Приняв предложение своих друзей, вторую половину 1848 года он провёл в Англии и Шотландии(Слайд15). Концерты его проходили с триумфом, он выступал и давал уроки. Но климат Англии оказался вредным для Шопена. Обострение болезни заставило вернуться Шопена в Париж. Последние своё сочинение – Мазурку фа минор Шопен уже не смог сыграть сам – только записал её на бумаге.
17 октября 1849 года Шопена не стало. По завещанию Шопена, друзья отвезли сосуд с его сердцем в Варшаву, где эта реликвия бережно хранится в костёле Святого Креста (Слайд 16).
СЕРДЦЕ ШОПЕНА
Сердце Шопена в костеле святого Креста.
Тесно ему в замурованной каменной урне.
Встал бы владелец его, и немедля с листа
В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.
(Виктор Боков)
Учитель:
Сегодня на уроке вы познакомились с жизнью и творчеством знаменитого польского композитора Ф. Шопена. Для вас прозвучало много новой музыки. Изложите в небольшом Эссе, какое из них в наибольшей степени воспроизвело на вас впечатление и почему?
– Спасибо за внимание. До новых встреч!