Физическая культура (техники тела)
Физическая культура – это все те способы и формы, которыми может оперировать человек в процессе использования и преобразования (воспитания, развития, защиты, поддержания в форме, выполнения природных и культурных функций) своего тела.
Долго время тело человека трактовалось как источник угрозы для его «подлинной сущности» ‑ души: Платон называл тело «гробом души», такой же взгляд, вопреки евангельской апологии (оправдания) телесности человека, унаследовало и средневековое христианство. В наше время тело человека начинает приобретать более адекватную оценку и трактоваться как культурная ценность.
Физическая культура, с культурологической точки зрения, не ограничивается только «физкультурой» (как это зачастую происходит в бытовом употреблении словосочетания «физическая культура»), а включает в себя наряду со спортом различные техники тела, формы создания медицинских и экологических условий для здоровой и плодотворной жизни человека.
Марсель Мосс (Marcel Мauss, 1872–1950 гг.) –французский социальный антрополог, этнолог, культуролог. Получил образование в Бордоском университете, где учился под руководством своего дяди, классика социологии Э. Дюркгейма. Оставив карьеру философа после увлечения религией, индологией и сравнительной лингвистикой, Мосс в 1901 году возглавляет кафедру истории религии «нецивилизованных народов», занимая эту должность до конца своей преподавательской деятельности. Участвовал в создании института этнологии при Парижском университете, в котором читал курс этнографии. С 1931 года назначен профессором социологии «Коллеж де Франс». Являясь новатором в исследовании многих проблем антропологии и культурологии, Мосс одним из первых среди европейских ученых обратил внимание на тот факт, что человек, имея тело, имеет также огромное количество практик его использования, которые, к тому же, разнятся от одной культуре к другой. Обозначив проблему техник тела и классифицировав их в своей одноименной работе «Техники тела», Мосс намного опередил свое время: проблема замеченная им является одной из тех проблем, которые стали интересовать современных исследователей прежде всего постмодернистского толка лишь в самое последнее время (М.Фуко). Основные работы М. Мосса следующие: «Очерк о природе и функции жертвоприношения» (1899), «Очерк общей теории магии» (1904), «Очерк о даре» (1925),«Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти» (1926) «Цивилизации: элементы и формы» (1929) и др.
МАРСЕЛЬ МОСС
«Техники тела»
Ключ к фрагменту:Для описания практик использования своего тела в различных обществах Мосс предлагает ввести в науку термин «техники тела», указывая, что его интересуют то, как традиция той или иной культуры предписывает человеку пользоваться своим телом, которое у всех людей на природном уровне принципиально идентично.
Я говорю именно о техниках тела, потому что теорию техники можно создать, опираясь на исследование, изложение фактов, простое и ясное описание техник тела. Под последними я понимаю традиционные способы, посредством которых люди в различных обществах пользуются своим телом. Во всяком случае, надо идти от конкретного к абстрактному, а не наоборот.<…>
Я называю техникой традиционный действительный акт (и вы видите, что в этом отношении он не отличается от акта магического, религиозного, символического). Необходимо, чтобы он был традиционным и действенным. Не существует ни техники тела, ни ее передачи, если нет традиции. Вот чем человек прежде всего отличается от животного: передачей своих техник и особенно – их передачей посредством слов... Но какова разница между религиозным, символическим, юридическим, коллективным, моральным, традиционным, действенным актом, с одной стороны, и традиционным техническим актом – с другой стороны? Дело в том, что последний воспринимается автором как акт механического, физического или физико-химического порядка и осуществляется с той же целью.
В таких обстоятельствах можно просто утверждать: мы имеем дело с техниками тела. Тело есть первый и наиболее естественный инструмент человека. Или, если выражаться более точно и не говорить об инструменте, можно сказать, что первый и наиболее естественный технический объект и в то же время техническое средство человека – это его тело...
До инструментальных техник существует совокупность техник тела. Я не преувеличиваю значение данного рода работы – работы по психосоциологической таксономии. Но это уже нечто: порядок, внесенный в идеи, туда, где не было никакого порядка. Даже внутри этой группировки фактов найденный принцип обеспечивал возможность точной классификации. Эта постоянная адаптация к некоторой физической, механической, химической цели (например, когда мы пьем) развертывается в ряде смонтированных между собой актов, прчем смонтированных у индивида не просто им самим, а всем его воспитанием, всем обществом, часть которого он составляет, в месте, которое он занимает. <…> (С. 242-246)
Ключ к фрагменту:Мосс предлагет классифицировать техники тела в зависимости от пола, возраста и других критериев.
Две особенности сразу же обнаружились в связи с понятием техник тела: они разделяются и варьируются в соответствии с полом и возрастом.
1. Разделение техник тела между полами (а не просто разделение труда между полами). Явление это достаточно значительное… Возьмем способ сжатия кулака. Мужчина обычно сжимает кулак, оставляя большой палец снаружи, женщина же помещает большой палец внутрь кулака, может быть, потому, что ее так научили, но я уверен, что, если бы попытались научить иначе, это было бы трудно. Удар кулаком, бросок у женщины смягчены. И всем известно, что бросок камешка женщиной – не только слабый, но и отличается от броска мужчины тем, что находится в вертикальной плоскости вместо горизонтальной. Возможно, здесь имеют место два вида обучения, ибо есть общество мужчин и общество женщин. Тем не менее, я думаю, что здесь также можно обнаружить явления биологические и психологические…
2. Изменчивость техник тела в зависимости от возраста. Ребенок часто садится на корточки. Мы уже не умеем этого делать. Я считаю, что это абсурд и недостаток наших рас, цивилизаций, обществ. Один пример. Я общался на фронте с австралийцами (белыми), и у них было предо мной значительное преимущество. Когда мы устраивали привал в грязи или в мокрых местах, они могли присаживаться на пятки и отдыхать, а «куча воды», как это называли, оставалась под пятками. Я же был вынужден продолжать стоять в своих сапогах, погрузив всю ногу в воду. Положение на корточках – это, по моему мнению, интересное положение, которое можно было бы у ребенка сохранять. Отучать его от этого – грубая ошибка. Все человечество, кроме наших обществ, сохранило эту привычку.Впрочем, вероятно, с увеличением возраста человеческого рода эта поза также изменила свое значение…
3. Классификация техник тела по эффективности. Техники тела могут классифицироваться по их производительности, по результатом дрессировки. Последняя, подобно сборке машины, есть поиск и достижение эффективности. В данном случае это производительность человека. В конечном счете эти техники представляют собой человеческие нормы дрессировки человека. Методы, применяемые к животным, люди добровольно применяют к себе и своим детям. Дети, вероятно, были первыми существами, дрессировавшимися таким образом еще до всех животных, которых надо было сначала приручить. Стало быть, я могу в определенной сравнивать эти методы и их передачу с методами дрессировки и располагать в порядке их эффективности.
Здесь уместно использование очень важного как для психологии, так и для социологии понятия сноровки. Но во французском языке мы распологаем лишь плохим термином «habile» («умелый»), мало соответствующим латинскому слову habilis, гораздо лучше подходящему для обозначения людей, которые обладают навыками, чувством адаптации своих хорошо скоординированных движений по отношению к целям, «знающие толк« в том или ином деле. Это английское понятие craft, clever («сноровка», наличие ума и навыка), это мастерство в чем-то. Здесь мы вновь с очевидностью оказываемся в области техники.
4. Передача формы техник. Последний подход: поскольку обучение техникам имеет существенное значение, мы можем классифицировать их на основании особенностей воспитания и дрессировки. Тут перед нами открывается новое поле для исследования: физическое воспитание всех возрастов и обоих полов состоит из бесчисленного множества неизученных деталей, которые надо подвергнуть наблюдению. Воспитание ребенка изобилует тем, что называют мелочами, но они очень важны. Возьмем, например, проблему амбидекстрии (соотношение владения обеими руками). Мы мало наблюдаем движения правой и левой рук и плохо представляем себе, насколько все они усваиваются через научение. Можно с первого взгляда узнать набожного мусульманина: даже тогда, когда в его распоряжении вилка и нож (что бывает редко), он сделает все, чтобы пользоваться только правой рукой. Он никогда не должен дотрагиваться до пищи левой рукой, а до некоторых частей тела – правой. Чтобы выяснить, почему он не делает такой-то жест и делает другой, недостаточно ни физиологии, ни психологии двигательной асимметрии у человека; надо знать традиции, принуждающие к этому. <…>(С.250-252)
Ключ к фрагменту:Среди техник тела, осваиваемых человеком в определенном возрасте, Мосс выделяет техники, используемые при родах, техники воспитания детей, техники юности и зрелого возраста. Также он предлагает классификацию техник тела, связанных с состояниями человека: сон, бодрствование, движение. Отдельный класс техник составляют техники гигиены и техники воспроизводства (сексуальные) Все эти техники культурообусловлены и варьируются от одной культуры к другой.
Другая классификация если не более логична, то, по крайней мере, более доступна для наблюдений. Это простой перечень… Мы будем просто следовать за возрастом человека, за обычным ходом жизни индивида, с тем чтобы расположить в определенном порядке те техники тела, которые его касаются или которым его обучают.
1. Техники родов и акушерства. Данные факты относительно мало изучены, а многие сведения, ставшие классическими, спорны...
Формы акушерства весьма разнообразны. Когда рождался ребенок Будда, его мать Майя держалась прямо, уцепившись за ветку дерева; она рожала стоя. Многие женщины Индии рожают так до сих пор. То, что мы считаем нормальным, т.е. роды в положении лежа на спине, не более нормально, чем другие способы, например, положение на четвереньках. Одни техники родов относятся к самой матери, другие – к ее помощницам, они связаны с извлечением ребенка, перевязыванием и обрезанием пуповины, уходом за матерью и ребенком. Таковы некоторые весьма важные вопросы. Существуют другие: отбор ребенка, выбрасывание больных, предание смерти близнецов относящихся к решающим моментам в истории расы. В древней истории, как и в последующих цивилизациях, призание ребенка представляет собой важнейшее событие.
2. Техники периода детства. Выращивание и вскармливание ребенка. Отношения двух взаимосвязанных существ: матери и ребенка. Ребенок: сосание, ношение и т.д. История ношения детей очень важна. Ребенок, которого мать носит непосредственно на себе в течении двух или трех лет, совершенно иначе относится к своей матери, чем ребенок, которого не носят; у него совершенно иной контакт со своей матерью, чем у нашего ребенка. Он цепляется за шею, за плечи, садится верхом на бедро. Эта замечательная гимнастика, оказывающая на него влияние всю жизнь. И это также особая, помимо ношения, гимнастика для матери. Возможно даже, что здесь рождаются психические состояния, исчезнувшие в нашем детстве. Происходит соприкосновение половых органов, кожи и т.д.
Отнятие от груди. Очень долгий процес, обычно длящийся два-три года. Обязанность кормить грудью, иногда даже животных. Женщина очень долго не прекращает кормления грудью. Кроме того, существует связь между отнятием от груди и воспроизводством потомства. Перерывы в воспроизводстве после отнятия от груди.
Человечество вполне можно разделить на колыбельные и бесколыбельные народы. Ибо существуют техники тела, предпологающие использование инструмента. К колыбельным относятся все народы Северного полушария, народы, обитающие в Андах, а также часть населения Центральной Африки...
Ребенок после отнятия от груди. Он умеет есть и пить; он обучен ходьбе; теперь развивают его зрение, слух, чувство ритма, формы и движения, зачастую для танца и музыки.
Он усваивает представления и навыки, связанные с разминкой, дыханием. Он усваивает определенные положения тела, часто навязанные ему извне.
3. Техники юности. Их можно наблюдать главным образом у мужчин. Менее важны они для девушек в обществах, изучению которых посвящен курс этнологии. Подлинно выдающееся событие в воспитании тела ‑ это инициация. По тому, как воспитываются наши сыновья и дочери, мы представляем себе, что везде они усваивают те же самые манеры и позы, подвергаются такой же тренировке. Это представление ошибочно даже в отношении нас самих и уж соврешенно ложно, когда речь идет о так называемых примитивных обществах. Более того, мы описываем факты так, как будто везде и всегда существовало нечто вроде нашей школы, которая с самого начала должна оберегать ребенка и готовить его к жизни. Как правило, происходит как раз противоположное. Например, во всех негритянских обществах с наступлением половой зрелости воспитание мальчиков интенсифицируется, тогда как воспитание девочек остается, так сказать, традиционным. Не существует школы для женщин. Они находятся в школе своих матерей, с тем чтобы, за редкими исключениями, прямо перейти в супружеское состояние. Ребенок мужского пола вступает в общество мужчин, где он изучает свою профессию, особенно военную. Тем не менее для мужчин, как и для женщин, решающий возраст – юношеский. Именно в это время они окончательно усваивают техники тела, которые сохранят в течение всей взрослой жизни.
4. Техники взрослого возраста. Чтобы составить их перечень, можно исходить из различных моментов дня, по которым распределяются упорядоченные движения и остановки.
Мы можем выделить сон и бодрствование, а в бодрствовании – отдых и активность
1) Техники сна. Представление о том, что сон – это нечто естественное, совершенно неточно. Могу сказать вам, что война научила меня спать везде – накуче камней, например, но смена места ночлега всегда вызывала у меня бессоницу на какое-то время; только на второй день я могу быстро уснуть на новом месте.
Очень простое различие между обществами состоит в том, что в одних для сна нет ничего, кроме «матушки-земли», а другие пользуются специальным инструментом. «Цивилизация проходящая через 15º широты», о которой говорит Гребнер, отличается, помимо прочего, использованием для сна скамеечек под затылок. Подлокотник часто представляет собой тотем, иногда украшенный резными фигурками мужчин на корточках, тотемическими животными. Есть народы, употребляющие циновки и не употребляющие их. (Азия, Океания, часть Америки). Встречаются народы, использующие изголовья и не использующие их. Существуют племена, в которых для сна распологаются, тесно прижавшись друг к другу вокруг костра или даже без него. Существуют первобытные способы согреваться и греть ноги. Фиджийцы, живущие в холодном климате, могут согревать ноги во время сна, укрываясь только одеялом из кожи гуанако. Существует, наконец, сон встоячем положении. Спать стоя могут масаи. Я сам спал стоя в горах, часто спал верхом на коне, иногда даже на ходу: конь был умней меня. Древние историки, повествующие о нашествиях, изображают гуннов и монголов спящими на конях. Такое происходит у них и до сих пор: всадники спят, не останавливая лошадей.
Существуют обычаи использования одеяла, люди, спящие укрытыми или неукрытыми. Существуют гамак и способ сна в висячем положении.
Таково множество практик, выступающих как техники тела и имеющих глубокие биологические отзвуки и последствия. Все это может и должно подвергнуться непосредственному наблюдению; сотни таких явлений еще предстоит познать.
2) Бодрствование: техники отдыха. Отдых может быть полным или простой паузой: лежачей, сидячей, на корточках и т.д. Попытайтесь сесть на корточки. Вы увидите,какие мучения доставит вам, например, марроканская трапеза, происходящая в соответствии со всеми обрядами. Способ сидения имеет фундаментальное значение. Человечество можно разделить на сидящих на корточках и сидящее на каком-нибудь приспособлении. Среди тех, кто пользуется сиденьями, можно различить народы со скамьями и без скамей и подставок; со стульями и без стульев. Деревянный стул, поддерживаемый фигурами на четвереньках, распространен, что весьма примечательно, во всех регионах пятнадцатого градуса северной широты и экватора на обеих континентах. Есть народы, пользующиеся столом, и есть – не пользующиеся им. Стол, греческая «трапеза», ‑ далеко не универсальное явление. Как правило, до сих пор по всему Востоку распространены ковер, циновка. Все это достаточно сложно, так как отдых включает еду, беседу, и т.д. В некоторых обществах отдых осуществляется в своеобразных положениях. Так, вся Африка в районе Нила и часть района Чада до Таганьики неселена людьми, отдыхающими во время похода, стоя наподобие аистов. Некоторым удается стоять на одной ноге без подпорки, другие опираются на палку. Этими техниками отдыха формируются подлинные черты цивилизаций, объединяющие многие народы, целые их семьи. Ничто не кажется психологам более естественным. Не знаю, согласятся ли они со мной, но я думаю, что эти позы в саванне связаны с высотой травы, с функциями пастуха, часового и т.д.: они с трудом усваиваются посредством обучения и затем сохраняются…
3) Техники движения. Отдых, по определению, ‑ это отсутствие движения, движение – отсутствие отдыха. Приведу простой и четкий перечень.
Движения всего тела: ползание, топтание, ходьба. Ходьба: положение тела во время ходьбы; дыхание, ритм шага; размахивание кулаками, локтями; раскачивание туловища по ходу движения или в стороны поочередно ( мы привыкли передвигаться всем телом одновременно); положение ног вовне или внутрь; широта шага… Особо следует отметить, что жители Севера, будучи длинноногими, любят делать как можно более широкий шаг…
Техники вроде полуоборота относятся к наиболее любопытным. Полуоборот на английский манер «принципиально» столь отличен от нашего, что овладеть им – целая наука.
Бег. Положение ног, рук, дыхание, магия бега, выносливость. В Вашингтоне я видел вождя Братства Огня индейцев хопи, явившихся вместе с четырьмя своими собратьями заявить протест против запрета на употребление алкоголя при совершении их церемоний. Это был несомненно лучший бегун в мире. Он проделал путь в 250 миль без остановки. Эти племена привычны к большим физическим нагрузкам всякого рода…
Наконец, мы встречаемся с техниками активного отдыха, выявляющими не просто эстетику, но также и игры тела.
Танец. <…> Я согласен с... делением на танцы отдыха и танцы действия. В меньшей степения согласился бы с ... гипотезой относительно характера распространения этих танцев... Существует якобы общества с исключительно мужскй линией наследования и общества с женской линией. Одни феминизированные, танцуют преимущественно на месте; другие, с мужской линией, испытывают удовольствие от перемещения.
Лучше проведенная Куртом Заксом классификация танцев на экстравертные и интравертные. Мы имеем здесь дело с подлинным психоанализом, вероятно, в данном случае достаточно обоснованным. На самом деле, с точки зрения социолога, действительность выглядит более сложной. Так, полинезийцы, и в частности маори, очень сильно трясутся, причем на месте, ил же очень быстро перемещаются, когда пространство это позволяет.
Уместно различать танцы мужчин и женщин, часто противоположныые друг другу.
Наконец, надо помнить, что танец с объятиями – продукт современной европейской цивилизации. Это доказывает, что совершенно естественные для нас явления носят исторический характер. К тому же они вызывают ужас у всего мира, кроме нас.
Я перехожу к техникам тела, составляющим саму функцию профессий, элементы профессий или более сложных техник.
Прыжок. Наше поколение стало свидетелем изменения техники опорного прыжка. Все мы отталкивались от трамплина и корпусом вперед. К счастью, с этим покончено. К счастью, теперь прыгают сбоку. Прыжок в длину, ширину, глубину, с шестом и без шеста...
Подъем. ...Метод влезание на дерево с помощью ремня, опоясывающего тело вместе с деревом, является основным у так называемых первобытных людей. У нас, однако, не используется даже этот ремень. Мы видим, как рабочие взбираются на телеграфные столбы только с помощью скоб и без пояса. <…>
4)Техника ухода за телом. Чистка, умывание, намыливание. Это возникло почти вчера. Изобретателями мыла были не древние греки и римляне (они не пользовались мылом), а галлы. С другой стороны, независимо от них вся Центальная Америка и северо-восточная часть Южной Америки мылились с помощью панамского дерева «бразил», откуда и название государства.
Уход за ртом. Техника кашля и отхаркивания. Приведу личное наблюдение. Одна моя знакомая девочка не умела отхаркиваться и это всякий раз обостряло у нее болезни дыхательных путей. Я узнал причину этого. В деревне, где жил ее отец, в его семье в Берри, не умеют плевать. Я научил ее сплевывать, давая ей четыре су за плевок. Поскольку ей хотелось иметь велосипед, она научилась сплевывать мокроту. Причем научилась этому первой в семье.
Гигиена естественных потребностей.
5) Техника насыщения. Еда. Вспомните анекдот о персидском шахе, приводимый Гёффдингом. Приглашенный Наполеоном III шах ест пальцами. Император настаивает, чтобы он воспользовался золотой вилкой. «Вы и представить себе не можете, какого удовольствия себя лишаете» ‑ отвечает ему шах. <…>
6) Техника воспроизводства. Нет ничего более технического, чем сексуальные позиции. Очень мало кто из авторов осмеливался высказываться по этому вопросу... Возьмем, например, такую сексуальную позу: ноги женщины в области колен висят на локтях у мужчины. Эта техника характерна для всего Тихого океана, от Австралии до Перу и Беренгова пролива, и, так сказать, очень редкая в других местах. Существуют всевозможные техники сексуальных актов, нормальных и анормальных. Соприкосновение половых органов, смешение дыханий, поцелуи и т.д. Сексуальные техники и мораль в данном случае тесно взаимосвязаны. <…> (С. 242-260)
Источник: Мосс М. Техники тела // Мосс М. Общество. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. – М., 1986. – С. 242-263.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем отличие обыденного и культурологического понимания термина «физическая культура»?
2. Что такое «техники тела»?
3. Каким образом техники тела связаны с культурной традицией?
4. Меняются ли техники тела с изменением возраста человека?
5. Какие принципы классификации техник тела были предложены М. Моссом?
Дополнительная литература по теме:
Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. – М., 1993.
Жаров Л.В. Представление о детском теле в истории культуры // Человек. – 2003. –№ 1.
Кон И. С. Мужское тело как эротический объект // Человек. – 2000. –№ 6.
Ортега-и-Гассет Х. О спортивно праздничном чувстве жизни // Философские науки. – 1991. – № 12. – С.137-152.
СЕКСУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Секс и сексуальность относятся к числу тех сфер культурообусловленной жизни человека, которые в последнее время стали предметом пристального культурологического интереса. Сексуальность сегодня признана одной из «культурных универсалий» (нет сексуально «культурных» или «некультурных» народов), которая может иметь очень различное конкретное воплощение и получать неоднозначную оценку в разных цивилизациях и в разное время.
В качестве предмета культурологического исследования сексуальность анализируется в следующих аспектах (по И.С. Кону): выделяются установки и ценностные ориентации, в свете которых люди воспринимают и конструирует сексуальное поведение; рассматриваются социальные институты, в рамках которых протекает и которыми регулируется сексуальная жизнь (формы брака и семьи); обозначаются нормативные запреты и предписания, регулирующие сексуальное поведение; ведется учет культурных знаков и символов (в которых осмысливается сексуальность), а также обрядов и обычаев, посредством которых оформляются соответствующие действия (брачные обряды, инициации, оргиастические праздники и т.д.).
Среди исследователей проблематики секса в культуре можно назвать Т Ван де Вельде, З. Фрейда, М. Фуко, И.С. Кона и многих других.
Кон Игорь Семенович (р. 1928 г.) –российский социолог, доктор философских наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. Область исследовательских интересов И.С.Кона: философия и методология истории, история социологии, этика, социальная и возрастная психология, теория личности, антропология и социология детства и юности, сексология. Среди работ И.С.Кона ( 40 книг и 300 статей), отметим следующие: «Введение в сексологию» (1988), «Этнические стереотипы мужского и женского поведения» (1991), «Сексуальная культура в России. Клубничка на березке» (1997), «Мужское тело в истории культуры» (2003) и др.
ИГОРЬ СЕМЕНОВИЧ КОН
«Сексуальная культура»
Ключ к фрагменту:Средневековая культура имела двойственное отношение к сексуальности – с одной стороны, эта культура ориентировалась на христианское настороженное отношение к человеческой плоти и поощряла аскетизм, с другой стороны, в ней присутствовал и элемент сексуальной раскованности (народная культура, карнавал).
<…> Отношение средневековой культуры к сексуальности было, как известно, двойственным. Официальная христианская мораль была аскетической и антисексуальной. «А о чем вы писали ко мне,— говорит апостол, Павел, то хорошо человеку не касаться женщины... Но не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7:1, 9). Единственным оправданием половой жизни считалось продолжение рода в рамках церковного брака, но и здесь она подвергалась тщательной, регламентации (запрещение сношений по постам и многочисленным церковным праздникам, табуирование наготы, применения эротической техники и т. п.).
Однако рядом с церковным аскетизмом в феодальном обществе вполне легально существовала карнавальная культура. Продолжая традиции древних оргиастических праздников, средневековый карнавал допускал и демонстрацию обнаженного тела, и переодевание мужчин в женскую одежду, и открытое выражение эротики. Аскеза и карнавал — не только противоположности, символизирующие соответственно духовный «верх» и телесный «низ», но и чередующиеся, взаимодополняющие элементы определенного цикла, по принципу «всему свое время». Церковь сама включала в свои обряды некоторые элементы карнавального действа.
Что же касается повседневного быта, он представлял собой своеобразную смесь обоих этих миров. Средневековые. люди не отличились особой стыдливостью, «факты жизни» свободно обсуждались и в крестьянской и в рыцарской среде, широко обыгрывались в народном художественном творчестве. <…> (С.34-35)
Ключ к фрагменту: «Куртуазная любовь», которая появилась в рыцарской культуре и была воспета в творчестве трубадуров, значительно способствовала переносу «любовного чувства» с небесного объекта на земной. Гуманисты еще более преуспели в эротизации культуры, однако на смену гуманистам пришло новоевропейское буржуазное самоограничение и стыдливость.
Важным достижением средневековой культуры была «куртуазная любовь» трубадуров как попытка слияния «духовной» и «физической» любви. При всей ее условности и манерности, лирика трубадуров возводит любовную страсть в ранг высшего человеческого переживания. Как ни идеален образ Прекрасной Дамы, рыцарь смотрел на нее преимущественно «телесными очами». Впрочем, куртуазная поэзия была достоянием очень узкой прослойки феодальной элиты и имела мало общего с реальным бытовым поведением.
Буржуазная культура нового времени разрушила структуру, одним полюсом которой была аскеза, а другим — карнавал. Гуманиcты эпохи Возрождения подвергли сокрушительной критике монашеский аскетизм и мораль воздержания. Идеал всесторонне развитой, гармоничной личности не признает антагонизма между духовным «верхом» и телесным «низом». Гуманистическая реабилитация плоти обычно рассматривается историками как начало эротизации культуры. Но ренессансный дух свободы и раскованности торжествовал недолго. Те же самые силы, которые подорвали власть аскезы, разрушили и ее антипод — карнавальную культуру.
Хотя буржуазное общество выступало против феодализма под флагом свободы развития личности, уже в ХVI ‑ ХVП веках человек начинает трактоваться преимущественно как homo economicus (человек экономический), который реализует себя, прежде всего, а то и исключительно, в труде и деловом преуспеянии. Гипертрофированное чувство потребности в достижении материального благополучия означало также изменение временного соотношения труда и игры, при котором последней отводилось теперь подчиненное, ограниченное место («Делу — время, потехе — час»). И когда на смену христианскому аскетизму приходит буржуазная мораль самоограничения, телесно-эмоциональная сторона бытия, включая сексуальность, снова подвергается гонениям.
Весьма поучительна история формирования чувства стыдливости. Средневековые люди редко обладали им в развитой степени. Их отношение к чужой и собственной наготе зависело исключительно от правил этикета и нормативного контекста. Перед лицом Бога человек не должен был стыдиться своей наготы; она доказывала его смирение и чистоту помыслов. Напротив, предстать обнаженным или «не по форме» одетым перед людьми означало унижение (если нагота была вынужденной) или служило знаком вызова и пренебрежения (если человек сам демонстрировал свою наготу).
Индивидуализация тела раскрепощает его и одновременно вызывает к жизни новые культурные запреты и новую, индивидуальную, стыдливость. В ХVI ‑ ХVП веках в Западной Европе появляются первые официальные запреты на купание в обнаженном виде в общественных местах, регламентируются бани; затем нагота постепенно становится неприличной даже наедине с самим собой. Ночные рубашки, появившиеся в позднем средневековье, в XVIII веке становятся обязательными для высших сословий.
Сложнее становится изображать обнаженное тело. Средневековое религиозное искусство не было эротическим; степень допустимого телесного обнажения и его детализация зависели исключительно от контекста. Художник изображал не столько наготу; сколько идею наготы. Тело было для него не естественным объектом, а символом человеческой хрупкости и ранимости; (сцены пыток), знаком унижения и нечистоты или, наоборот, невинности. У художников Возрождения символика меняется. Обнаженное тело символизирует теперь не страдание или унижение, а силу и красоту самого человека, могущество мужчины и соблазнительность женщины. При этом тело часто становится эротическим объектом.
Новая эстетика вызывает негодование как у невежественного народа (полностью обнаженный «Давид» Микеланджело произвел в 1504 году настоящий скандал), так и у духовенства. <…> (С. 35-36)
Ключ к фрагменту:В отличие от половой морали феодального общества, в буржуазной культуре изменились способы социального контроля за этой моралью: место «внешних» ограничений и запретов постепенно занимают «внутренние» нормы, что связано с интимизацией сексуальности и включением ее в круг важнейших личных переживаний.
:Если средневековая церковь считала юношеские сексуальные желания естественными, то педагогика XVII-XVIII веков настаивает на их подавлении. В этот период резко усиливается религиозное осуждение мастурбации, в которой видят уже не простительное детское прегрешение, а один из самых страшных пороков. В XVIII веке к богословским аргументам прибавляются псевдомедицинские. Если в XVI веке знаменитый итальянский врач и анатом Габриеле Фаллопио, в честь которого названы описанные им яйцеводы (фаллопиевы трубы), даже рекомендовал мастурбацию как средство удлинения полового члена у мальчиков, то в XVIII веке утверждается мнение, что онанизм — опасная болезнь, порождающая безумие и моральную деградацию. Люди были настолько запуганы, что для борьбы с онанизмом прибегали даже к кастрации. Чтобы отучить мальчиков от этого «порока», в 1850-80-х годах применялись хирургические операции (обрезания, инфибуляции и т.д.), а также специальные приспособления, напоминавшие средневековые «пояса добродетели».
Впрочем, осуждалась не только мастурбация, но и всякая сексуальная активность. Половое воздержание, которое раньше считалось религиозным достоинством, не обязательным для мирян, в начале XIX века возводится в медико-биологический императив. В биологической ценности «экономии спермы» никто не сомневается, а приводимые в ее пользу аргументы слово в слово воспроизводят доводы буржуазных экономистов о полезности накопления и сбережения. Расходование семени постоянно сравнивается с тратой денег. Интересно, что вплоть до конца XIX века главным обиходным выражением, обозначавшим в английском языке семяизвержение, был глагол to spend (тратить).
Различие между половой моралью буржуазного и феодального обществ заключалось не столько в степени репрессивности или терпимости, сколько в изменении способов социального контроля: место «внешних» ограничений и запретов постепенно занимают «внутренние» нормы, что связано с интимизацией сексуальности и включением ее в круг важнейших личных переживаний.
Отношения супругов в старой патриархальной семье были, как правило, лишены сколько-нибудь индивидуальной эротической вовлеченности. Выполняя супружеский долг, люди не особенно разнообразили свои наслаждения (церковь осуждала утонченный эротизм), а о сексуальных переживаниях жен мужья и подавно не заботились. Ритм супружеской жизни подчинялся, прежде всего, репродуктивной функции.
Средневековье рассматривало сексуальность, главным образом, в религиозно-нормативном плане, различая «дозволенное» и «недозволенное» поведение. Все «остальное» выглядело довольно расплывчато. Теперь сексуальность, как показал Фуко, обретает множество новых ракурсов. В связи с возникновением социально-экономической проблемы народонаселения
репродуктивное поведение и рождаемость становятся предметом внимания экономистов и демографов. Отделение детей от взрослых и развитие школьной системы актуализируют проблему полового воспитания, занимающую' одно из центральных мест в педагогике ХVШ-ХIХ веков, которая одновременно думает и о «просвещении» детей, и о том, как «уберечь» их от сексуальности. С развитием медицины половая жизнь становится предметом все более пристального внимания со стороны врачей. Развитие области права побуждает юристов заняться сексологическими проблемами. <…> (С. 39-40)