Игры в теснение соперника (борьба за игровую площадь)

Как отмечалось, единоборство за участок площади является одним из основных компонентов спортивного поединка. Это не просто выталкивание, это теснение противника активными дейст­виями из зоны поединка (в пределах правил), подавление его попыток к действию, вынужденно к отступлению. Значение дан­ного упражнения соревновательного характера для формирования качеств, необходимых борцу, огромно. Умелое использование игр в касания и захваты с постепенным переходом к элементам теснения соперника учит подростков пониманию психологического состояния противоборцев, умению использовать слабые стороны противника, приучает не отступать, «гасить» усилия соперника, разрывать захват, перемещаться и действовать в ограниченном пространстве. Теснение — это уже соревнование, борьба. Ведь бо­рец, получивший ряд предупреждений за уходы с ковра в захва­те, снимается с поединка. Итак, игры в теснения являются су­щественными элементами базовой подготовки.

Основы методики

Борьба за игровую площадь (т. е. теснение) связана с неприят­ными болевыми ощущениями, и каждый подросток отнесется к этому по-своему. Для того чтобы вытеснить из круга 3—5 раз подряд, нужно за что-то захватить, применить какие-то обманные движения. Здесь могут возникнуть конфликтные ситуации (борь­ба характеров, воля к победе).

При отсутствии мягкого покрытия соревнования следует су­дить с большей строгостью, обусловленной правилами борьбы: действовать аккуратно, без бросков, падений и т. п. Необходимо обсудить возможные конфликты, поступки, разъяснить условность поединка, использовать возможность реализации высоких нрав­ственных качеств в условиях .конфликтных ситуаций. Для этого необходимы внимательность, строгость и справедливость.

В обыденной жизни подростков всякий толчок, теснение обо­значают либо наказание, либо предупреждение о невозможности что-то сделать, либо попытку утвердиться. И вдруг открывается «незаконная» возможность теснить, толкать. Такие упражнения без продуманного, педагогически оправданного направления дей­ствий и поступков подростков могут иметь нежелательные послед­ствия. Поэтому подобного рода игры-соревнования должны быть проникнуты принципами высокой морали, осознанности, при этом четко организованы, определены ограничения действий соперни­ков при ведении игры-поединка.

При проведении игр необходимо придерживаться следующих

основных правил:

1. Соревнования проводятся на круглых площадках (коврах) диаметром 6, 4, 3 м или в квадратных 4X4 м, 3X3 м, 2X2 м.

2. В соревнованиях участвуют все ученики.

3. Количество игровых попыток (поединков) может варьиро­вать в пределах 3, о, 7.

4. Победа может присуждаться по договоренности — за выход йогами за черту площади, касание ногой (рукой) черты, ограни­чивающей площадь противоборства.

Подчеркивая значимость игр в теснение для подготовки спорт­смена-борца, не следует забывать и житейской стороны дела. Об­щеизвестно, что единоборства являются одним из немногих спо­собов воспитания мужества. Реальность экстремальных ситуаций в жизни (служба в Вооруженных Силах, трудовая деятельность) предполагает напряжения, как правило связанные с неприятными, возможно болевыми ощущениями, необходимостью терпеть, вы­держать, суметь преодолеть трудность. Игры в теснение являются первым практическим шагом в воспитании сильного, мужествен­ного характера подростка в самом начале его спортивного пути. Очень важно, чтобы преподаватель в доступной форме объяснил значимость игр-заданий, создал соответствующую атмосферу и условия для освоения игрового материала.

ИГРЫ В ДЕБЮТЫ

После ознакомления с играми в касания учащимся, овладев­шим навыками игры в блокирующие и атакующие захваты на фоне теснения соперника, предлагается этот же игровой вариант реализовать в более сложных условиях — начинать и продолжать поединок, находясь в различных позах и положениях по отношению друг к другу:

— спина к спине,

— левый бок к левому,

— правый бок к правому,

— левый бок к правому,

— правый бок к левому,

— соперники разошлись и встретились,

— один партнер на коленях, другой стоя,

— оба соперника на коленях,

— соперники лежат на спине (левым боком к правому и на­оборот) .

Необходимость включения данных заданий в игровые комп­лексы предопределена правилами соревнований по спортивной борьбе. Так, например, согласно правилам соревнований, если после выполнения технического действия одним из противников

судья не оценил его как преимущество в баллах, то поединок не останавливается. Борьба продолжается несмотря на то, что один борец может оказаться в менее выгодном положении, чем другой. Когда подобные ситуации осваиваются заранее, на уроках, то они не вызывают растерянности у борцов в случае их возникновения в реальном поединке. Поэтому подбор заданий осуществляется с учетом случаев, встречающихся в практике, или искусственно для совершенствования каких-либо отдельных качеств, деталей движения и т. п.

Усложнения исходных положений могут идти в следующих направлениях:

— руки вверху прямые,

— руки соединены в крючок над головой,

— руки выпрямлены вдоль тела,

— руки соединены в крючок за спиной.

Упражнения из предлагаемых исходных положений могут выполняться в двух вариантах: соперники касаются или не каса­ются друг друга (допустимо расстояние до полуметра).

Побеждает тот, кто вынудил соперника выйти за пределы кру­га (наступить на черту); .коснулся заранее указанной части тела; оказался сзади за его спиной; сбил на колени либо положил на лопатки (на специальных коврах).

В старших возрастных группах, где содержание игр по труд­ности максимально приближено к реальным условиям поединка (в залах с мягким покрытием), оценка преимущества над сопер­ником повышается по степени сложности завершающего техни­ческого действия. Например: сбил соперника на колени — 1 очко; преследуя, положил соперника на лопатки — 2 очка.

Эти игры позволяют оценить: насколько усвоен весь преды­дущий материал, каким способом действий отдают предпочтение ученики (это легко выявить, если ограничить время на каждую-игру). Время, отводимое для решения этого вида двигательной задачи, не должно превышать 10—15 с.

ИГРОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Основные задачи игровых заданий: общее специальное физи­ческое развитие, воспитание личностных качеств, необходимых спортсменам, и т. д. Игры подбираются преподавателем с учетом подготовленности занимающихся. Например, в общеобразователь­ной школе они могут быть успешно использованы в подготови­тельной части каждого урока в течение 7—8 мин.

Одна из главных задач при работе со школьниками — содей­ствовать их нормальному физическому развитию. Поэтому наря­ду с освоением игр в касания как основных видов заданий, зна­комством с элементами выполнения захватов и освобождения от них большое внимание следует уделить акробатическим упраж­нениям, готовящим опорно-двигательный аппарат к предстоящим нагрузкам.

Игры в касания могут быть использованы в подготовительной части урока на всем протяжении обучения. При проведении игр в касания необходимо чаще менять порядок зон касания: грудь — спина, правая — левая сторона и т. д.

Для предупреждения травматизма на уроках по спортивной борьбе необходимо широко использовать элементы специальной акробатики, а также прививать учащимся навыки страховки, са­мостраховки. Занимающимся следует постоянно напоминать: дис­циплина и беспрекословное исполнение команд преподавателя (судьи)—основной закон на уроках с элементами единоборства.

Следует отметить, что подростки, принимавшие участие в играх в течение предыдущих 2—3 лет, как правило, уже умеют страхо­ваться при падениях, вовремя распускают захват при нежела­тельных потерях равновесия, аккуратно проводят сложные тех­нические действия. В данной возрастной группе можно использо­вать все игровые задания и в зависимости от поставленных задач вводить дополнительные их усложнения.

После освоения определенных игр проводятся публичные со­ревнования различного ранга, начиная с внутриклассных. Крите­рием своевременности организации соревнований и допуска школь­ников к участию в них является степень освоенности занимающи­мися игрового материала, хорошая ориентировка в заданиях. Команды комплектуются из участников, которые сравнительно быстро находят решение поставленных задач, добиваются победы, занимают ведущее место з классе, часто выходят победителями. Составляя порядок встреч по парам, желательно учитывать физи­ческую подготовленность, подвижность, вес и длину тела, опыт соперников. В зависимости от умения преподавателя сделать игры популярными соревнования целесообразно проводить между клас­сами, вплоть до абсолютного первенства школы.

При освоении игрового материала на разных этапах обучения необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1. Размеры площадок уменьшать постепенно.

2. Правила проведения соревнований по играм могут уточ­няться, дополняться. Так, например, можно поставить условия: маневрировать, поворачиваться — можно, отступать — нельзя.

3. В ходе поединка во избежание длительных натуживаний можно оценивать как победу самые минимальные преимущества одного соперника над другим.

4. Время, отведенное на мини-поединок, не использованное ни одним из соперников, несет поражение обоим,

5. Количество попыток в поединке с целью выявления победи­теля должно быть нечетным (1, 3, 5) и устанавливается препо­давателем в зависимости от возраста, числа участников соревно­ваний и т. п.

6. Выбор игр можно определить путем жеребьевки.

7. Содержание игр можно упрощать или заменять, но ровно настолько, чтобы преподаватель мог четко организовать урок, насыщенный элементами единоборства, не опасаясь травматизма.

Наши рекомендации