Комплексный и количественный анализ результатов исследования

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА №11.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

(Д. Б. ЭЛЬКОНИН)

Цель: определение уровня развития предпосылок учебной деятельности у детей 5-6 лет.

Задачи:

1. Выявить умение действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи;

2. Выявить произвольность действий и сформированности эмоционально- волевой сферы;

3. Выявить пространственную ориентировку и развитие мелких движений.

Условия проведения: Методика проводится фронтально. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем четырьмя точками. В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в случае необходимости - дополнительные данные. После того как всем детям розданы листы, проверяю­щий дает предварительные объяснения.

Критерии:

Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следую­щей шкале:

· точное воспроизведение узора (неровность линии, «дрожащая линия», «грязь» и т. п. не учитываются) - 4 балла;

· воспроизведение, содержащее ошибки в одной линии - 3 балла;

· воспроизведение с несколькими ошибками - 2 балла;

· воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных эле­ментов с диктовавшимся узором - 1 балл;

· отсутствие сходства даже в отдельных элементах - 0 баллов.

За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале. Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех составляющих оценок за отдельные узоры путем суммирования максималь­ной из них с минимальной. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов. Аналогично из 3 оценок за продолжение узора выводится итоговая оценка. Затем итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ). который может колебаться в пределах от 0 до 16 баллов.

Итоговые уровни:

0-5 баллов - низкий уровень;

6-10 баллов - средний уровень;

11-16 баллов - высокий уровень.

КОМПЛЕКСНЫЙ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Таблица 1

Уровни сформированности развития предпосылок учебной деятельности у детей 5-6 лет

уровни   обучаю- щиеся низкий средний высокий
колич. людей % колич. людей % колич. людей %
дети с ОНР
дети с НРР

Исходя из результатов проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что уровни сформированности развития предпосылок учебной деятельности у детей 5-6 лет распределились следующим образом:

1. Низкого уровня достигли 3 обучающихся с ОНР (0-5 баллов), что составляет 30% от общего числа испытуемых и 1 обучающийся с НРР (5 баллов), что составляет 10 % от общего числа испытуемых.

Обучающиеся слушали инструкции педагога невнимательно, путались в какую сторону рисовать узор, часто переспрашивали. Большинство начинали следующую линию не там, где кончилась предыдущая, отрывали карандаш от бумаги. Дети не смогли самостоятельно продолжить узор. Во время воспроизведения узора сильно надавливали на карандаш.

2. Среднего уровня достигли 5 обучающихся с ОНР (6-10 баллов), что составляет 50% от общего числа испытуемых и 3 обучающихся с НРР (6-10 баллов), что составляет 30 % от общего числа испытуемых.

Обучающиеся приняли инструкции в полном объеме, практически не переспрашивали, задание выполняли старательно. Допускали ошибки при воспроизведении узора, карандаш от бумаги почти не отрывали. В продолженном самостоятельно узоре также допущены ошибки. Иногда путали право и лево.

3. Высокого уровня достигли 2 обучающихся с ОНР (11-16 баллов), что составляет 20% от общего числа испытуемых и 6 обучающихся с НРР (11-16 баллов), что составляет 60 % от общего числа испытуемых.

Обучающиеся внимательно слушали инструкцию, не переспрашивали. В течение всего обследования были усидчивы, собраны и активны. При выполнении заданий допущено мало ошибок, самостоятельно продолженный узор воспроизведен с максимальной точностью, карандаш от бумаги не отрывали.

комплексный и количественный анализ результатов исследования - student2.ru

Гистограмма 1. Уровни сформированности развития предпосылок учебной деятельности у детей 5-6 лет

Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что уровень сформированности развития учебной деятельности у детей 5-6 лет с НРР выше, чем у детей с ОНР. Наибольшее затруднение у детей с ОНР вызвало восприятие инструкции, т.е. у них не сформировано умение действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи. И у 60% детей (от общего количества обследуемых) практически не сформирована пространственная ориентировка.

Наши рекомендации