Своей неразрешимой тайной

Обворожают нас они.

И кто в избытке ощущений,

Когда кипит и стынет кровь,

Не ведал ваших искушений –

Самоубийство и Любовь!

Как и у Тютчева, близость любви и смерти, их сплоченность являлась для Бунина основным направлением в развитии сюжета. Постепенно эти близкие ему темы («Маленький роман», «Легкое дыхание» и т.п.) наполнились новым содержанием. Это не просто рок, а скорее судьба. Так, в рассказе «Таня» барчук Петруша обещает деревенской девчушке вернуться к ней летом и не выполняет обещание: «Это было в феврале страшного семнадцатого года. Он был тогда в деревне в последней раз в жизни». Общественные катаклизмы ломают судьбы героев.

В рассказах Бунина мы встречаем лучшие черты, присущие русской литературе XIX века, –протест против всего, что мешает любви. Так, например, в рассказе «Темные аллеи» писатель таким образом выстраивает сюжетную линию, что простая хозяйка постоялого двора одерживает нравственный верх над старым генералом, представителем высшего света, когда-то любившим и забывшим ее.

Созданные много лет назад и посвященные судьбам давно ушедших людей, эти рассказы до сих пор волнуют, трогают наше сердце. Потому что предметом их, говоря словами Бунина, является «вечная, вовеки одинокая любовь мужчины и женщины, ребенка и матери, вечные печали, тайна существования и смерти.

2. Тема любви в рассказах А.И.Куприна

???????????????????????????????

Роль художественной детали в создании образа любви в произведениях И.А. Бунина и А.И. Куприна

Как красивое цветущее дерево имеет множество цветов и листьев, так и художественное произведение имеет огромное количество различных деталей. Деталь – это художественная подробность, которая помогает представить своеобразие и неповторимость изображаемой картины, характера, действия переживания. Выразительная, удачно подобранная деталь говорит о мастерстве писателя, а умение замечать и объяснять детали – о культуре и филологической грамотности читателя.

Среди художественных деталей, составляющих образ любви следует отметить пейзаж, портрет (мужской, женский), речь, внутреннюю речь, поступки героев, авторскую характеристику. Тщательно подобранные художественные детали позволяют И.А.Бунину создать образ любви, который, как мозаика, отражает весь спектр чувств, событий, переживаний и др.

Детали, выявленные в анализируемых произведениях, условно можно разделить в соответствии с композиционной ролью на два основных вида.

Таблица 1.

Автор Название произведения Цитата
Повествовательные детали, указывающие на движение, изменение
И.А. Бунин «Легкое дыхание» Она с разбегу остановилась, сделала только один глубокий вздох, быстрым и уже привычным женским движением оправила волосы, дернула уголки передника к плечам и, сияя глазами, побежала наверх
     
     
     
     
     
     
     
     
     

- ) «Однажды она промочила в дождь ноги, вбежала из сада в гостиную, и он кинулся разувать и целовать ее мокрые и узкие ступни – подобного счастья не было во всей его жизни» («Руся»), «Он кладет руку на ее колено, другой обнимает ее за плечи и полушутя целует в приоткрытые губы» («Смарагд»);

- описательные детали, изображающие картину, обстановку и т.п. («Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах… красивое удлиненное лицо с темными глазами» («Темные аллеи»), «… она сама была живописна, даже иконописна. Длинная черная коса на спине, смуглое лицо с маленькими темными родинками, узкий правильный нос, черные глаза, черные брови…». («Руся»), «У нее было такое вечернее платье, очень нарядное, длинное и стройное. Оно необыкновенно шло к ее тонкому стану и черным молодым глазам. Она в нем была таинственна и оскорбительно не обращала на меня внимание» («Поздний час»).

Анализ количественного состава художественных деталей в 12 рассказах И.А.Бунина – «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Руся», «Поздний час», «Смарагд», «Ворон», «Холодная осень», «Грамматика любви», «Маленький роман», «Таня», «Натали», «Чистый понедельник» – показал, что повествовательные доминируют в 2 из них – «Маленький роман» и «Таня». Можно сделать предположение о том, что автор хотел показать динамику развития отношений возлюбленных, используя в большом количестве повествовательные детали, указывающие на быструю смену действий. Описательные детали преобладают в «Темных аллеях», «Позднем часе», «Чистом понедельнике». Видимо, в данных произведениях автору важнее было показать, то есть описать отношения влюбленных, мысли, чувства, окружающую их обстановку, и т.д.

?????????????????????????????????

Яркость, выразительность художественных деталей, помогающих автору раскрыть чувства, переживания двух любящих сердец, создается при помощи эмоционально-экспрессивной лексики:

- положительная эмоционально-экспрессивная окрашенность – «Когда мы гуляли перед чаем по саду, была очень прелестная погода, солнце блестело через весь мокрый сад, хотя стало совсем холодно, и он вел меня и говорил, что он Фауст с Маргаритой» («Легкое дыхание»), «она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в черном бархатном платье, делавшем ее тоньше, блистая его нарядностью, праздничным убором смольных волос, смуглой янтарностью обнаженных рук, плеч, нежного, полного начала грудей» («Чистый понедельник»); «Однажды она промочила в дождь ноги, вбежала из сада в гостиную, и он кинулся разувать и целовать ее мокрые и узкие ступни – подобного счастья не было во всей его жизни» («Руся»), «Представьте себе: прелестная головка, так называемые «золотые» волосы и черные глаза. И даже не глаза, а черные солнца, выражаясь по-персидски. Ресницы, конечно, огромные и тоже черные, и удивительный золотистый цвет лица, плечей и всего прочего» («Натали»);

- отрицательная эмоциональная окрашенность лексики – «Что ж гуляйте, гуляйте, высматривайте себе, какую получше!» - и, сдержав слезы, выскочила в сенцы» («Таня»); «Я страдал, скучал, - как нарочно, дня три шел дождь, мерно бежал, стучал тысячами лапок по крыше, в доме было сумрачно, на потолке и на лампе в столовой спали мухи» («Натали»); «неожиданно смерть ее, - и все пошло прахом: он затворился в доме, в той комнате, где жила и умерла Лушка, и больше двадцати лет просидел на ее кровати – не только никуда не выезжал, а даже у себя в усадьбе не показывался никому, насквозь просидел матрац на Лушкиной кровати» («Грамматика любви»).

Интересны случаи соединения положительно и отрицательно окрашенной лексики, создающие яркий контраст: «Жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, - пока рос, каких только надежд на него не возглавлял! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести» («Темные аллеи»).

Таблица 1.

Наличие в анализируемых текстах Положительная эмоциональная окраска лексики Ярко выраженная положительная окраска Отрицательная эмоциональная окрашенность лексики Ярко выраженная отрицательная окраска лексики
Всего примеров
Редко используется «Поздний час», «Смарагд», «Легкое дыхание», «Холодная осень», «Грамматика любви» «Холодная осень», «Маленький роман»   «Руся», «Поздний час», «Смарагд», «Грамматика любви»   «Легкое дыхание», «Холодная осень», «Руся», «Поздний час» «Смарагд», «Ма-ленький роман», «Таня»
Часто используется «Таня», «Натали», «Темные аллеи», «Руся» «Руся» «Легкое дыхание» «Натали», «Темные аллеи» «Темные аллеи» «Ворон», «Натали», «Грамматика любви»

Данные таблицы свидетельствуют о том, что автор в большинстве случаев использует положительную эмоционально-экспрессивную лексику, так как, по убеждению Бунина, любовь – некий высший, напряженный момент бытия; подобно зарницам в ночи, она озаряет всю жизнь человека. Это большое чувство несет в себе столько света, что оно чаще всего украшает жизнь, а не омрачает ее, что и отражает эмоциональная окрашенность лексики в исследуемых текстах.

Для создания определенной художественной детали Бунин использует различные средства выразительности языка. Это является особенностью авторского стиля, делает речь образной, а сам образ любви более выразительным, так как фигуры и тропы играют важнейшую роль в литературной речи: они передают удивительное разнообразие, гибкость и точность в выражении автором тончайших оттенков мысли, связь с идеей и художественными образами.

В большинстве случае в анализируемых рассказах автор использует метафору (41 пример) и цветопись (56). Цвет в произведениях И.А.Бунина создает общую тональность и связан с лейтмотивом. Определенный цвет может указывать на внутреннее состояние героя, его чувства, переживания и играет особую роль в создании пейзажа: «Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел»; «Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить» («Темные аллеи»); «День был жаркий, парило, прибрежные травы, испещренные желтыми цветочками куриной слепоты, было душно нагреты влажным теплом, и над ними низко вились несметные бледно-зеленые мотыльки» («Руся»).

?????????????????????????????

В литературных текстах были отмечены следующие тропы и фигуры:

- эпитеты (22) – «лучистое солнце», «прелестная погода» («Легкое дыхание»);

- сравнения (9) – «буду так счастлива, как никто» («Легкое дыхание»), «как что-то священное целовал ее грудь» («Руся»), «эта головка с этой маленькой косой вокруг нее, как у молоденькой Венеры» («Таня»);

- олицетворения (9) – «горбатый мост» («Поздний час»), «месяц смотрел» («Натали»);

- звукопись (5) – «и везде невообразимая тишина; только комары ноют» («Руся»), «раздаются радостные голоса» («Натали»);

- повторы (10) – «гуляйте, гуляйте» («Таня»), «плакал, плакал» («Чистый понедельник»);

- умолчания (6) – «это вы, верно, на деревню ходили, там девки картошку перебирают…» («Таня»), «Конечно, красив. Качалов правду сказал… «Змей в естестве человеческом, зело прекрасном…» («Чистый понедельник»);

- оксюмороны (5) – «радостный испуг» («Поздний час»), «мучительная красота» («Натали»);

- метафоры (41) – «солнце опускалось» («Легкое дыхание»), «нежно дрогнуло сердце» («Таня»);

- градации (2) – «пока рос, каких только надежд на него не возглавлял! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести» («Темные аллеи»);

- риторическое восклицание – «мне так хорошо с вами, я так счастлива!» («Маленький роман»);

- риторический вопрос – «Что она могла видеть в темноте, как она могла почувствовать мое присутствие?» («Чистый понедельник»).

Самая богатая палитра тропов и фигур наблюдается в рассказе «Натали» (44 примера), «Руся» (20), «Таня» (20) и «Поздний час» (19). С помощью средств выразительности языка Бунин показывает свои мысли и чувства, а также героев произведений, фигуры и тропы отражают авторское отношение к изображаемому, мысли писателя о жизни.

??????????????????????????????

Наши рекомендации