Анализ: Сергей Есенин «Избранное» вступительная статья авторства Е.И. Наумова
Вступительная статья была написана к каждому разделу (всего их вышло три). Первый раздел «1910 - 1917», второй «1918-1923», третий «1924-1925». Логично, что во вступительной статье описывается происходящее в данные годы жизни Сергея Есенина. Наумов дает нам достаточно подробную биографию автора, делая акцент на формирование Сергея Есенина как поэта.
«1910-1917»
Во вступительной статье Наумов прекрасно сплетает творчество Есенина с его биографией, рассказывая, как и под влиянием каких событий появились те или иные стихотворения, так для примера мы можем выделить несколько из них:
- «у Есенина очень рано проявилась любовь к историческому прошлому России: еще в 1912 году он пишет «Песнь о Евпатии Коловрате» в основе которого лежит один из эпизодов борьбы русского народа против татарского нашествия» .
- Вступление Есенина в Суриковский литературно – музыкальный кружок, что в последствий привело его к ведению революционной агитации среди рабочих типографии. Это время Наумов назвал - периодом политического пробуждения Есенина. «Близость Есенина к общедемократической революционной борьбе отразилась и в его творчестве. В эту пору он написал стихотворение «Кузнец» 1914» .
- Раскрытие религиозной темы в жизни Есенина: Еще с детства Есенин увлекался духовными песнями, с которыми знакомил его дед, изучал в школе церковнославянские книги (яркий пример «религиозного» периода Есенина «Шел господь пытать людей в любови…»). Но, стоит отметить, что «Его увлекали не церковно-канонические представления, фольклорная основа религиозных легенд. В его стихах «святые» совсем не такие, какими рисовала их церковь. Религиозная символика в стихах Есенина – это литературный прием, призванное усилить поэтическое звучание произведения. Позже сам Есенин так будет писать об этом: « Я не религиозный человек и не мистик… Я просил бы читателей относиться ко всем моим Иисусам, божьим матерям, Миколам как к сказочному в поэзии». Данная информация раскрывает нам аспекты автора. Мы смотрим на них уже иначе, становимся ближе к мировоззрению автора.
«1918-1923»
Во вступительной статье к второму разделу Наумов больше делится своим мнением, нежели в первой статье, например: « Однако даже в тех произведениях, в которых Есенин прибегал к религиозно-христианской символике, хорошо заметно отсутствие каких-либо действительно религиозных настроений. Более того, в них часто встречается богохульство.»
На протяжении всей статьи Наумов помогает нам взглянуть на жизнь автора и в особенности, на его творчество с правильной стороны, порою прямо указывая на это: «Было бы заблуждением считать, что в кабацком разгуле Есенин находил какое то успокоение. Думать так – значит не видеть подлинного драматизма этого периода. Душевная боль и горечь были источниками «Москвы кабацкой», которая вызвала в последующем творчестве Есенина особую большую тему – тему покаяния.» Таким образом Наумов не дает нам сойти с тропы истинного понимания творчества Есенина.
«1924-1925»
В последней статье к сборнику стихотворений , Наумов по прежнему ведет нас по жизненному пути творчества Сергея Есенина , напоминая о влиянии происходящего в жизни поэта на его произведения: «Пребывание на Кавказе оставило глубокий след в творчестве Есенина. В Баку написана «Баллада о двадцати шести», полная глубокого уважения к бакинским комиссарам, погибшим в борьбе за советскую власть. На Кавказе Есенин создал замечательный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы».
Завершает статью Е.И. Наумов рассказом о первой любви поэта – Анне Снегиной, которой посвящена одноименная поэма, являющаяся последним произведением в данной книге. Отметив, что «герой поэмы – сам поэт – предстает активным и жизнедеятельным человеком, кровно связанным с крестьянским людом, с революционным народом.
Все это свидетельствовало о том, что Есенин вышел на магистральные пути советской поэзии.»
Нужно заполнить пробел.
Заключение. Несомненно, вступительная статья в данной книги, сделала огромный вклад в видение книги при чтении (поправить). Е.И.Наумов подвел нас к тому, чтобы взглянуть на произведения глазами автора. Можно сказать, читая стихотворения Сергея Есенина, мы переживаем с ним те события, что способствовали написанию того или иного произведения, мы как бы «читаем его жизнь». Согласитесь, что без вступительной статьи, это был бы лишь сборник стихотворении великого поэта, обособленный датами.
Послесловие
Послесло́вие – литературно-критическая статья или заметка, следующая непосредственно за произведением.
Содержит пояснения к тексту , иногда сведения об авторе и истории создания. Послесловия, напи-
санные самим автором, объясняют читателю замысел произведения, моти-
вировку изображенного, но, в отличие от эпилога, не продолжают сюжета.
В отличие от комментариев послесловие объясняет не детали произведения или реалии, стоящие за каким-либо событием, героем текста, а его замысел в целом.
Назначение
Послесловие очень близко по назначению к вступительной статье с той лишь разницей, что автор послесловия в большей степени оперирует материалом произведения в расчете на знакомство с ним читателя. Послесловие, однако, не только анализирует и осмысляет с современных позиций произведение автора, но и часто дополняет его современным материалом.
Место в издании
Послесловие помещается после основного текста произведения, приложений к нему и перед всеми другими частями затекстового аппарата: библиографическими списками, примечаниями, вспомогательными указателями и т.п. - к этим частям затекстового аппарата читатель обращается многократно и по ходу чтения, и после, что вынуждает издателей ставить их ближе к концу издания, чтобы облегчить поиск.
Анализ послесловия.