Сила кокю приходит из ниоткуда
Нет никаких специальных методов, которые смогут помочь Вам приобрести силу кокю. Ежедневное изучение техник Айкидо само по себе обуславливает такую силу. С постоянной практикой однажды кое-что щелкнет, и Ваш ум, техника и тело объединятся. Тогда сила кокю будет появляться буквально из ниоткуда.
Вместо того, чтобы иметь возможность сказать, что Вы можете создать силу, Вы достигнете способности обращаться к ней неосознанно. Таким образом, когда Вы столкнетесь с ситуацией, когда окажетесь между жизнью или смертью, она внезапно проявится.
Под этим я подразумеваю, что только прохождение через экстремальные ситуации может обеспечить искру для возникновения силы кокю. В такой ситуации противник окажется на спине прежде, чем Вы поймете это. Сами Вы тоже будете удивлены, потому что не будете знать, как это случилось. Даже ретроспективно, у Вас не будет ясной картины того, что Вы сделали. Сила кокю здесь - только внешняя суть.
Это не то, что Вы можете сделать по желанию и не будет работать, если Вы сознательно попытаетесь контролировать силу кокю. Вы должны пойти этим путем естественно, Планировать здесь что-то и пытаться сделать это так или иначе, является неправильным.
Это - "стратегия без стратегии" и это трудная вещь. И только потому, что Вам удастся это однажды, не означает, что Вы непременно будете в состоянии сделать это снова. Когда Вы не могли сделать это в течение некоторого времени, или если вообще забыли о силе кокю, то внезапно используете ее, даже не думая об этом. В ходе нормального непрерывного обучения, частота этих единичных случаев будет постепенно возрастать, и мозаика начнет складываться.
Где-то на этом пути Вы приобретете способность использовать силу кокю по желанию. Чувство, которое Вы испытаете в момент, когда сила кокю придет, является экстраординарным и великолепным. Вы испытаете радость, счастье и рай. Так или иначе, Вы будете чувствовать себя свежим. Это - невероятно приятное чувство, однако оно существенно отличается от головокружения. Это далеко не то чувство, которое Вы испытываете в обычной рутине повседневной жизни.
Когда Вы чувствуете силу кокю, то похоже, что Ваше сознание полностью исчезает. Я часто показываю техники во время интенсивных учебных классов и Юданся-классов в додзё. В это время, состояние моего разума граничит с небытием. Буквально - небытие. Нет абсолютно никакого чувства борьбы с противником. Я - ничто и противник - ничто. Я, кажется, могу чувствовать все вокруг буквально всем своим телом. Так, если я двигаю своей рукой, человек идет в одну сторону. Если я перемещу руку в противоположном направлении, то он также пойдет туда. Все реагируют "относительно меня". Но почему это случается? Даже я не знаю причины этого.
Но действительно, если Вы становитесь «ничем», то это становится по-человечески возможным. Сила кокю - не то, что Вы можете преподавать, даже если бы Вам сказали преподавать ее. Это - чувство, которое может быть выработано только самостоятельно.
Все изучают это в технике Айкидо, но плохо, что есть очень много людей, которые делают только то, чему их учат - техническую часть. Независимо от того, сколько Вы тренируетесь, даже если Вы прикладываете большие усилия, чувство силы кокю не может быть осознано в одиночку. Вещи, о которых Вы думали, немедленно искажаются в голове. Даже если Вы интуитивно ощущаете что-то искреннее и хорошее, если мысленно коснуться этого, оно ускользает. В конечном счете, это то, чему надо позволить расти внутри Вас естественно. Вместо того, чтобы пытаться понять это мысленно, важно то, что Вы испытываете это физически.
Я чувствую, что теперь я едва только начинаю подходить к пониманию значения того, что Уэсиба Сэнсэй повторял: "Станьте едиными с природой". Сэнсэй часто говорил нам о богах, Вселенной и прочих вещах, которые не имели никакого смысла для меня . Но только теперь я наконец начинаю обнаруживать правду в его словах.
ВОПРОС - КТО БЫСТРЕЕ?
Теперь давайте поговорим о роли скорости применительно к сфокусированной силе или к силе кокю. Во-первых, Ваша собственная скорость. Естественно, что более быстрые движения предпочтительнее, нежели более медленные. Однако, речь не о слепом фокусировании силы только за счет увеличении скорости Ваших передвижений. Вы должны отбросить понятие того, являетесь ли Вы действительно быстрым или медленным. Это не предмет для размышления: "я хочу пойти быстро" или "я хочу пойти медленно". Вы становитесь быстрыми или медленными относительно возможностей, предоставленных Вам противником. Если Вы не можете соотносить Ваши движения с этими возможностями, то понятие "быстрый" или "медленный" не имеет никакого значения.
Это то, что Уэсиба Сэнсэй называл "непосредственным (или спонтанным) движением". В Айкидо скорость можно рассматривать только относительно противника. Уэсиба Сэнсэй говорил, что когда сталкиваешься с противником, "Это вопрос того, кто из Вас быстрее, кто из Вас первым сделает вход". Например, когда противник идет на Вас, не врезайтесь в него, а наоборот быстро шагните в сторону. Тогда, он пройдет прямо перед Вами, и в результате Вы перехватите инициативу. В конце Вы будете более быстрым. С другой стороны, когда противник медленный, есть опасность попасть в ту же ловушку самому, если Вы приближаетесь к нему. Так что совершите маневр, чтобы вынудить его сделать первый шаг. И в тот момент, когда он соберется двигаться, примите инициативу и примените силу к нему. Вы снова станете более быстрым.
Уэсиба Сэнсэй был чрезвычайно хорош в обманных маневрах, чтобы вынудить Вас к атаке и затем уйти от нее таким образом. Он не двигался слишком далеко, но перемещаясь даже таким образом налево или направо, он отлично синхронизировал свои движения с любым противником. Его противник испытывал при этом ощущение, что Сэнсэй был действительно быстр.
Если Вы медленно атаковали, он делал быстрый маневр, чтобы выманить Вас - возможно, просто оставляя руку и взмахивая ей. Ваше внимание, естественно, было привлечено к руке и когда он внезапно выбрасывал ее, Вы реагировали не думая и двигались на нее, а он спокойно бросал Вас.
В этом случае, хотя он двигался мало, Вы бы чувствовали, что все происходит очень быстро, потому что были бы тем атакующим. Таким образом, Вы можете играть с противником фактически, как с ребенком. Например, даже когда противник был огромным человеком как Тенрю, Сэнсэй легко бросил его, как если бы тот был листом, падающим с дерева. Я спросил Сэнсэя однажды, что он чувствовал тогда. Тенрю был ростом шесть футов три дюйма по сравнению с пятью футами одним дюймом у Сэнсэя. И все же Сэнсэй сказал мне, что лицом к лицу Тенрю вообще не производил на него впечатления большого человека. Он сказал, что у него было такое чувство, будто он смотрит на Тенрю сверху вниз и что способен победить его одним движением руки. "В конечном счете, крайне важна работа с Вашими чувствами, когда Вы противостоите противнику", объяснял Сэнсэй. Важно не просто обходить силу противника - уход от его эмоционального нападения также важен.
Не в ваших интересах приближаться к противнику, когда он психологически силён. Уэсиба Сэнсэй учил, что Вы должны действовать на противника так, чтобы он утратил свой бойцовский дух. Именно тогда он приблизится к Вам так, как Вы пожелаете и тогда нужно быть готовым действовать с ним свободно.
Я был в хороших отношениях с Тенрю, и мы много бродили вместе. Пришло время, когда подняв голову и озадаченно взглянув на Сэнсэя, он сказал мне: "Этот учитель действительно обладает мистической силой. Даже когда я пытаюсь использовать силу против него, это всегда заканчивается одинаково". Конечно, Уэсиба Сэнсэй был единственным, кто мог спокойно работать с этим гигантом.