Флоренция. Сады Боболи
Флоренция относится к тем городам Италии, в которых раньше других начался расцвет наук и искусств. Торговля с Востоком настолько обогатила Флоренцию, что уже в XII веке начинается бурный рост этого города, а в XIV веке род Медичей делается одним из знатнейших во всей Италии. И искусство Флоренции начинает свой блестящий расцвет. Из всех флорентийских садов наиболее знамениты сады БОБОЛИ, прилегающие к Палаццо ПИТТИ. Площадь садов равна 35 га. Это необычно большая территория для итальянского сада. Дворец построен Ф. Брунеллески в середине XV века, а в XVI веке, спустя сто лет после постройки дворца были благоустроены сады архитекторами Триболо и Буонталенти. Если взглянуть на план садов БОБОЛИ, то ясно бросается в глаза деление его на две самостоятельные части, из которых первая расположена непосредственно за дворцом и строится вокруг центральной оси всей композиции. В этой части сада мы видим уже применение всех типичных приемов, характерных для итальянского сада. От дворца идет крутой подъем в гору. Он обработан лестницами и рядом террас. Но эти террасы решены еще в виде зеленых откосов, а не подпорными стенками, как это мы видим на лучших образцах итальянского искусства. Непосредственно за дворцом расположен знаменитый амфитеатр садов Боболи. Это большая открытая площадь для праздников и турниров. Ее окружает архитектурно обработанные трибуны для зрителей. Прием решения части сада в виде амфитеатра встречается в итальянских садах часто, и мы знаем много примеров подобных решений. Вторая часть сада композиционно мало связана с первой. Этот участок был присоединен к первому позднее. Его композиция строится вокруг центральной аллеи, обработанной стенами стриженой зелени и завершается «боскетом из золота». Это наиболее живописная часть сада, состоящая из острова, обрамленного кольцевым каналом в окружении стриженых боскетов. В центре острова большой фонтан работы Д. Болонья. Остальные части сада решены как боскеты и лабиринты.
Флоренция в период расцвета дома Медичей была ведущей в деле строительства вилл, однако, постепенно главная роль в искусстве перешла к Риму.
Рим
В садах Боболи мы еще не видим того единства всей композиции, которое характерно для итальянских садов. Это единство появилось только тогда, когда в Риме создалось представление о необходимости общего плана для всей композиции и единой архитектуры для всех зданий, образующих ансамбль.
Об убранстве римских садов до XVI века почти ничего неизвестно. Но в XVI веке мы встречаем совершенно новый прием композиции, впервые осуществленный Браманте и сыгравший большую роль в строительстве садов и парков Италии. Браманте решил соединить отдельные постройки Ватикана в единый ансамбль путем создания между ними садов Бельведера. Этот сад расположен в двух уровнях, из которых верхний трактован как сад, а нижний как амфитеатр для больших праздников с устройством трибун и роскошных лестниц, объединяющих обе части сада и прилегающие здания в единый ансамбль, единую театральную декорацию. Стремление использовать двор или сад, как сцену для представлений, а окружающие части сада как декорации - характерно для Италии. Таков и амфитеатр садов Боболи, виллы Пиа и др.
Вилла Мадама
Великие идеи эпохи Ренессанса были связаны в одно целое и уравновешены Рафаэлем. К сожалению, ему пришлось немного строить. По его проекту должна была строиться прекрасная вилла Мадама, но постройка эта, начатая учеником Рафаэля Джулио Романо в 1510 году не была окончена, а в 1521 г разрушена кардиналом Колонной. Маргарита Фарнезе, в честь которой вилла получила свое название, пыталась снова ее отстроить, но все же она никогда не была доведена до конца и сейчас он нее остались только руины, но даже эти ничтожные остатки говорят о замечательных пропорциях всех композиции, об изяществе и строгости деталей.
Вилла Медичи
Расположенная на холме Пинчио в Риме вилла Медичи является образцом искусства лучшего периода Ренессанса. Она построена в 1540 году архитектором Аннибале Липпи и сохранилась прекрасно до настоящего времени, т.к. принадлежит сейчас французской Академии Художеств. Это одна из знаменитейших вилл Италии. Сад имеет исключительно простую планировку, которая сводится к ряду параллельных дорожек. Казино виллы со стороны сада богато украшено лоджией и перроном с фонтаном работы Джан Болоньи. Перед казино большой двор для праздничных представлений. За ним на коротком расстоянии перспектива завершается знаменитыми линиями, составляющими славу этой виллы. В вилле Медичи имеется небольшой видовой холм, украшенный павильоном и лестницей с фонтанами. С этого холма открывается перспектива на виллу Бобризе. Площадь сада - 5 га. Он расположен только на двух уровнях и богато украшен скульптурой, так что в некоторых частях носит характер скульптурного сада. Переход от Ренессанса к Барокко в садовом искусстве произошел очень незаметно. При сооружении Капитолия Микель Анджело показан новый прием барочного оформления пространства, а его ученики применили эти приемы в композиции садов. Самому Микель Анджело не пришлось строить садов, но его влияние чувствуется в работах его учеников. Часть сооружения первых значительных садов принадлежит его ближайшему ученику и сотруднику Виньоле. Из работ этого мастера наиболее знамениты Сады Замка Капраролы и вилла Ланте.
Сады замка Капраролы
Сады расположены на отроге Чиминских гор, врезающихся грандиозным треугольником в окружающую горную местность. В 1559 году Виньола приступил к переустройству замка и благоустройству садов. Гигантский пятиугольный дворец расположен на горе, доминирующей над всей местностью. Углы здания обработаны, как крепостные бастионы, окруженные рвом. Замечательная монументальная лестница украшает фасад здания и подводит к различным этажам дворца. Со стороны горы здание острым углом врезается в сады и соединено с ними подъемными мостами. Два симметрично расположенных квадратных сада имеют чрезвычайно простую планировку, напоминающую еще средневековые образцы. Две взаимно перпендикулярные дорожки в каждом из них решены, как крытые зеленью аллеи, переходящие на перекрестках в беседки.
У входа в сады со стороны дворца поставлены кариатиды. Впоследствии был благоустроен еще один участок сада, расположенный выше на горе Его устройство относится уже к тому периоду, когда Виньола умер, и работу его продолжили Райнальди и Пеперелли. Но во всей этой композиции чувствуется влияние великолепных пропорций замка Виньолы и эта часть сада прекрасно гармонирует с нижними садами. Знаменитое казино Капрораль - образец непревзойденного садово-паркового искусства XVI века. Вся композиция строго симметрична и группируется вокруг центральной оси, совпадающей с осью водяных устройств. Она начинается небольшой площадкой, украшенной двумя фотами и фонтаном. За ней поднимается пологая лестница, украшенная в центре каскадом. На верхней площадке распложено казино. Вокруг него небольшой горизонтальный участок обработан как декоративный партер из узора стриженого букса с четырьмя фонтанами морских коней. Вся площадка окружена низкой стенкой украшенной стоящими на ней через ровные промежутки кариатидами, несущими вазы. Это знаменитые кариатиды Капрорали, составляющие славу этих садов. Здесь мы видим удивительную гармонию архитектуры, скульптуры и зелени. Высокие кипарисы, окружающие площадку, составляют прекрасный темный фон, на котором выделяются статуи. Они образуют единый, живописный ансамбль.
Вилла Ланте в Баньяе.
В 13 километрах от дворца Капраролы расположена вилла, осуществление которой приписывается также Виньоле. Она сохранилась хорошо до наших дней и считается одной из лучших вилл Италии. Окончание строительства ее относится к 80-м годам XVI в. Площадь садов очень невелика - всего 1 га, на этой территории сад построен по единому плану. Это наиболее симметрическая композиция, которую мы знаем. В ней проявляется уже в полной мере идея единства композиции и убранства, совпадение оси водяных устройств с центральной оси всего сада, строгость и умеренность во всех деталях, делающая эту виллу прекрасным образцом искусства. Задача состояла в том, чтобы создать не пышный дворец, а скромное жилище. Поэтому Виньола решил вместо одного здания построить два одинаковых казино. Благодаря простому декоративному убранству этих зданий и их скромным размерам в этой композиции доминирует сад. Первая часть его - большой декоративный партер украшен в центре знаменитым водяным партером виллы Ланте. Он состоит из центрального фонтана, изображающего четырех юношей, несущих высоко над головой герб семьи Монтальто. Вокруг центрального фонтана четыре бассейна, украшенные небольшими фонтанчиками в форме корабликов. От партера начинается подъем в гору, где мы видим целый ряд прекрасно обработанных террас, украшенных центральным каскадом и живописными фонтанами. На конце композиции в верхней части расположен грот — нимфей с водяными устройствами и центральными резервуаром, питающим водой всю виллу. Около грота два павильона - вольера для птиц, окруженные сетками. В этой вилле не только вода, но и растительность удачно компонуется с архитектурой. Идея постепенного перехода от солнечного партера в прохладную тень верхнего сада проведена здесь с особенной четкостью.
Сопоставляя работы Виньола Капраролу и виллу Ланте, мы можем отметить, что здесь впервые выявлено единство архитектурной обработки большого участка. Виньола применил систему нагромождающихся одна над другой террас и лестниц, раскрывающих интересные перспективы, и развил до предела эти характерные элементы итальянского сада. Виньола стремился в своих работах к единству убранства. Он достигал этого путем трактовки террас, лестниц, гротов и посадок как деталей одной большой композиции, в его произведениях мы видим удивительное слияние этих элементов с духом окружающей местности.
Одновременно с Виньолой работал над строительством вилл и архитектор Пирро Лигорно (1491-1580). В то время как Виньола был известен преимущественно как теоретик, Пирро Лигорно скорее был склонен к археологии. Лигорно наиболее знаменит как строитель садов. Его работы характеризуются большим разнообразием, богатством эффектов, большой живописностью, однако, в них нет той строгости и четкости композиции, которую мы встречаем в лучших работах Виньола.
Из работ Пирро Лигорно наиболее известны вилла Пиа и знаменитая вилла д'Эсте в Тиволи, которую обычно считают самой замечательной виллой Италии.
Вилла Пиа.
Вилла Пиа расположена в Ватиканских садах. Само здание казино невелико, но очень эффектно обработано. Фасадная стена почти не имеет окон, но богато украшена барельефами, К фасаду примыкает круглый дворик, вымощенный мраморными плитами с фонтаном в центре. Вокруг двора сооружена низкая каменная стенка, украшенная по кругу прекрасными монументальными скамьями. Напротив казино расположен прекрасный павильон - грот с водяными устройствами, Этот грот и прилегающий к нему водоем служит декорацией для большого амфитеатра, к которому ведут сверху две изогнутые лестницы. Весь ансамбль производит богатое впечатление. В нем чувствуется желание Лигорно воссоздать древне-римскую виллу. Появление этого увлечения археологией следует отметить, т.к. на протяжении всей последующей истории искусства мы постоянно встречаем увлечение древними портиками, руинами и пр.
Вилла д 'Эсте.
Вилла д'Эсте в Тиволи начата в 1540 году. Лигорно работал над этой композицией вместе со знаменитым гидротехником Оливиери, который создал все замечательные водяные устройства этих садов.
Вилла д'Эсте это самая потрясающая из всех итальянских вилл. Она поражает не только красотой своих деревьев, изобилием воды и изумительным выбором территории, но тем, что все эти элементы использованы здесь до предела. Недостаточно сказать, что в вилле д'Эсте прекрасные деревья. Они здесь изумительны, эти 20 больших кипарисов высотой до 65 м, составляющие основной пейзаж виллы. Они расположены тремя свободно растущими группами, в том числе одна в нижнем саду вокруг центральной площадки.
Недостаточно сказать, что воды здесь изобилие, надо представить себе грохот каскадов, брызги фонтанов, вырывающихся со всех сторон, шум падающих потоков, чтобы понять какое значение имеет этот декоративный элемент сада, эта музыка воды. Вилла д'Эсте - это сплошной искусственный каскад.
Изумителен также рельеф участка. Мы видим здесь композицию на крутом склоне, на ряде обрывов. Когда посетитель входит в главное здание, он из окон первого этажа видит далеко внизу круто спускающиеся террасы сада, причем самая последняя расположена на 30 м ниже главного здания. Наконец последний пологий спуск приводит к нижнему саду. Здесь резкий контраст - переход от террас к горизонтальной плоскости. Крутые террасы обработаны фотами, на фоне которых выделяются струи фонтанов. Наиболее знаменит фонтан драконов при спуске на пятую террасу. Словесное описание не может дать понятия о всем разнообразии переходов, об извивах лестниц и о той замечательной игре света и тени, которая производит на посетителя совершенно сказочное впечатление. Многие художники вдохновлялись этими пейзажами. Мы имеем прекрасные работы Фрагонара, Остроумовой-Лебедевой и др. Однако, в этой вилле ось водяных устройств не совпадает с главной осью композиции. Здесь нет того единства, которое характерно для виллы Ланте. Главные водяные затеи идут в вилле д'Эсте по двум поперечным осям. Первая из них расположена у подножия последней террасы. На конце ее помещен водяной орган. Вода, пройдя через механизм органа, падает отвесным каскадом с большой высоты в неподвижную гладь прямоугольных водоемов нижнего сада. Композиция здесь рассчитана на эффект контраста падающей и неподвижной воды. Вторая поперечная ось, расположенная выше оформлена аллеей 100 фонтанов. На конце этой аллеи находится знаменитый фонтан Сивиллы. Предполагают, что идея этого фонтана была дана Микель Анджело. Фонтан состоит из полукруглой галереи, в центре которой у ног Сивиллы из скалы вырывается широкий каскад, падающий в овальный водоем. На другом конце аллеи 100 фонтанов Лигорно поместил площадку древнего Рима - дань его увлечения археологией. Здесь имеется целый ряд миниатюрных домиков, бассейн, изображающий Тиба и целый ряд мелких фонтанов. В общем надо отметить, что вилла д'Эсте отличается от ранее описанных композиций большим разнообразием деталей, живописностью и богатством водяных устройств.