Терминологический словарь
- Агон (от греч. agonia – борьба) – отличительная черта греческой культуры – неудержимое стремление древних греков к любым состязаниям во всех сферах общественной жизни.
- Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого; многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации; целенаправленное заимствование и освоение культурных институтов одного общества другим.
- Аксиология (от греч. axia – ценность,logos – учение) учение о ценностях, их происхождении, типах и видах.
- Альтруизм (от фр. аltruisme;. лат. alter – другой) – готовность личности бескорыстно жертвовать своими интересами ради интересов другого человека или социума.
- Антропология культурная – научное направление, сформировавшееся в период становления современной этнологии и социокультурной антропологии. В отличие от социальной антропологии, для неё характерно большее внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам материальных отношений. На первый план выдвигаются вопросы динамики развития культуры, механизмы её передачи от поколения к поколению. Её задача – построить теорию человека как творца и носителя культуры с учётом изменчивости его сущности в конкретно-историческом многообразии культур и с опорой не только на биологию и психологию, но и на филологию, искусствоведение, историю, социологию и телеологию.
- Артефакт – (от лат. arte – искусственный и factus- сделанный) – термин обозначает любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание: предметы, вещи, технические орудия, жилище, одежда, хозяйственная утварь, дороги, созданные людьми; любые феномены духовной жизни общества, будь то научные теории, суеверия, произведения искусства – всё то, что характеризуется как идеациональная сторона жизни общества. .
- Архетип (от греч. arche– начало и typos - образ) – термин психологии К. Юнга. Используется для обозначения общечеловеческих праобразов, выступающих источником мифологий, религий и искусства.
- «Вторая природа» - трудовая деятельность человека, в процессе которой он создаёт то, чего нет в природе. Результатом её является «очеловечивание» природы и самого человека, то, что создано трудом и знанием человека.
- Гармония – эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевлённую гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.
- Деятельность - целенаправленность, рационально осмысленная активность, являющаяся специфически человеческой формой отношения к окружающему миру. Её содержание составляет целесообразное изменение мира.
- Динамика социокультурная – изменения или модификация черт культуры во времени и в пространстве в результате взаимодействия внешних и внутренних сил.
- Диффузия – стихийное распространение культуры в социальном и географическом пространстве посредством взаимного проникновения культурных черт разных сообществ.
- Духовная культура – совокупность творческого опыта человека, воплощённого в материальных элементах, которые существуют в сознании людей, реализуются через их общение и отражают конкретно-исторический уровень нравственного развития человека.
- Духовность – одна из основополагающих ценностей общества, определяемая как специфически человеческая способность постигать и развивать высшие идеалы культуры.
- Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающее в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).
- Игра – термин, характеризующий широкий круг деятельности людей, сопровождающийся переживаниями удовольствия и не имеющий практически утилитарного значения; форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развёртывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучений (Й. Хейзинга) и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и т.д. .
- Инверсия ( от лат. inversio –перестановка) – частный случай циклических культурных изменений, которые совершаются по типу так называемых маятниковых качаний от одного полюса к другому и обратно. Возникает, как правило, в обществах, где не сложилось устойчивого культурного ядра. Возврат к прежней системе ценностей в человеческом обществе не может быть тотальным, поэтому инверсии в чистом виде как таковой не бывает.
- Инкультурация – процесс освоения человеком-членом конкретного общества – основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении.
- Интеграция – соединение разнородных культурных элементов, в результате которого возникает новое целостное культурное явление, отличающееся от исходного качественным своеобразием.
- Интертекст - основной вид и способ построения художественного текста, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам.
· Канон – система правил, норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства.
- Катарсис – (от греч. catarsis – очищение) – термин античной эстетики, служивший для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека – очищение через страдание и сострадание.
- Кич - этимология слова имеет несколько версий: 1) От нем. музыкального жаргона начала ХХ века – по смыслу «халтура»; 2) от нем. удешевлять; 3) от англ. – «для кухни», подразумеваются предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления; 4) - специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним псевдоискусства, лишённого художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект, деталями.
- Код культуры – совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека.
- Коллективное бессознательное – термин психологии К. Юнга. Определяется как сверхличное начало, представляющее собой совокупность общечеловеческих первообразов, передающихся по наследству и определяющее универсальные образцы поведения людей.
- Контркультура – термин, характеризующий совокупность культурных установок, ориентаций и ценностей, оппозиционных господствующей культуре.– религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.
- Креативность (от лат. creative –творческий, cratio – создание) – характерная черта творческой личности, проявляющаяся в изменении универсума культуры; способность осуществить нечто новое: решение проблемы, метод или инструмент, произведение искусства
- Креацинизм
- Культура - категория, обозначающая созданную людьми искусственную среду обитания и самореализации, которая выступает источником регулирования социального взаимодействия.
- Культурно-исторический тип - термин, предложен Н.Я.Данилевским для характеристики единства религиозного, социально-бытового, промышленного, политического, научного и художественного направлений развития.
- Культурные универсалии – фундаментальные решения ключевых жизненных проблем, с которыми сталкивается человечество в той или иной форме во всех культурах: календарь, число, имя, семья.
- Культурогенез –процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей.
- Материальная культура– мир вещей и предметов, созданных трудом человека, являющихся воплощением его идей, творчества, знаний.
- Маргинальность –качественное состояниечеловека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграции, межэтнические браки и др.) на грани двух культур: они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение и т.д.
- Массовая культура – понятие обобщённо выражает состояние культуры с середины ХХ в., подчёркивая её групповой характер. Ей присущи: развитие средств массовой коммуникации, коммерциализация производства и распределения духовных благ, повышение уровня образованности масс, увеличение времени досуга.
- Мимесис (от греч. mimesis подражание)- способ художественного творчества (преимущественно в искусстве), выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов.
- Мировая культура - синтез лучших достижений национальных культур, отражающий общеродовые взаимосвязи человеческого общества.
- Миф (от греч. myphos – предание) – первичная форма духовной культуры, самое древнее идеологическое образование человечества, имеющее синкретический характер, в котором переплетаются элементы религии, философии, науки, искусства в их зародышевом состоянии.
- Модель культуры – абстрактное понятие эталона или образца какой-либо культуры, представление самых общих характеристик как общественного феномена; общая схема теоретического описания той или иной культуры.
- Морфология культуры (от греч: morphe – форма, logos –учение) – наука, изучающая типичные формы культуры, существующие в обществе самостоятельно и независимо от человека: традиции, общественные институты и др.
- Нарратив – глобальное культурное явление: эпоха, направление в социокультурной жизни, система ценностей, разделяемая как элитами, так и массами.
- Национальная культура – синтез культур различных слоёв, групп и классов исторически сложившейся общности людей, характеризующейся единством территории и экономической жизни.
- Ноосфера - сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Понятие развивали П. Тейяр де Шарден, Э. Леруа, В. Вернадский.
- Норма – способ регуляции поведения, вырабатывающий меру допустимости поступков и предполагающий добровольное приятие во имя сознательного сотрудничества людей.
· Праксеология (от греч. praksis –действие, logos – учение; польск .prakseologia) – наука о нормах и принципах эффективной и правильной деятельности, продуктивной работы, результативности труда.
- Профессиональнаякультура – интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценке одновременно с двух позиций – конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.
- Реминисценция – заимствование отдельных элементов из предшествующих литературных и др. источников с некоторым изменением элементов; смутное воспоминание; явление, наводящее на сопоставление с чем-либо; отзвук иного произведения в поэзии, музыке и пр.
- Русскийкосмизм - теория, появившаяся в России и ставящая в тесную связь культурную историю человечества с космическими явлениями и теологическими процессами. Представители: К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский.
- Секуляризация (от лат. saecularis – светский) – процесс освобождения различных сфер общественной жизни, индивидуального и группового сознания, деятельности, и поведения людей от влияния религии. Падение влияния религии выражается в изменении её места в обществе, сужении круга выполняемых ею функций, в отчуждении церковной собственности в пользу государства, освобождении от религиозного санкционирования государственных отношений, изъятие образования из ведения церкви, развитие светского искусства и морали.
- Семиотика (семиология) (от греч. semiotike- учение о знаках) – научная дисциплина, предметом которой являются общие принципы, лежащие в основе структуры всех знаков с учётом их использования в составе сообщений, а также особенностей различных знаковых систем и сообщений (естественные языки, языки программирования, физическая и химическая символика, логические и математические исчисления и т.п.). Её разделы: 1) синтактика – изучает соотношение знаков друг с другом; 2) семантика - изучает соотношение между знаком и его смыслом; 3) прагматика – изучает отношение знаков с их отправителями и контекстом знаковой деятельности.
- Символ (от греч. symbolon) – 1) условный вещественный опознавательный знак для членов определённой общественной группы; 2) предмет, действие и т.п., служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-либо идею.
- Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы, в том числе и социокультурных. Формирует представление об альтернативности, поливариантности путей развития сложных систем и открывает новые принципы управления ими.
- Срединная культура устойчивая и противоречивая совокупность ценностных ориентаций в обществе, обуславливающая единство и целостность духовной его жизни. Формирование такого ядра культуры снимает напряжённость оппозиционных ценностей, устраняет угрозу раскола и радикальной инверсии в динамике общества. В её рамках формируется устойчивый нравственный идеала, приемлемый для широких масс населения на длительный период времени.
- Текст (от лат. tekstum-ткань, сплетение) – последовательность символов, образующих сообщение. В семиотике представляет собой осмысленную последовательность любых знаков, любую форму коммуникации; в языкознании – последовательность словесных знаков. Весь мир культуры воспринимается субъектом культуры как бесконечный, безграничный текст.
- Техника – совокупность созданных человеком инструментальных средств, артефактов и способов, механизмов осуществления любой деятельности, обогащающих и совершенствующих содержание человеческой жизни, расширяющих взаимоотношения человека с окружающей средой..
- Техногенность, техногенный характер современной цивилизации – выдвижение техники и технологии на первый план, господствующее место в системе накопленных человечеством ценностей, составляющих духовное, культурное содержание цивилизации, когда доминирование техники и технологии как ценностных ориентаций подчиняет себе все другие стороны жизни людей, а технократизм как стиль мышления становится главным в определении характера и типа цивилизации.
- Технократизм – стиль мышления и действия, ограничивающий содержание техники и технологии только технико-технологическим смыслом, технико-технологической оптимальностью и эффективностью, не учитывающий гуманистические и социокультурные смыслы техники и технологии; при котором техническая деятельность превращается из средства жизни в цель жизни.
- Технология – способ, механизм осуществления любой деятельности, любого действия и поведения
- Традиции культурные (< лат. Tradition - передача, предание) - стороны, элементы целостного многовекового процессов развития культуры, которые воспроизводятся исторически на протяжении либо длительного времени, либо в различных типах культур; осуществляют связь времён и знаменуют избирательное овладение культурным наследием предшествующих поколений во имя решения современных социокультурных задач, поэтому им необходимо сопутствуют новации.
- Традиционная культура – культура, которая имеет безавторское происхождение, воспринимается как искони существующая и предаётся путём устной и невербальной коммуникации; изменение в традиционной культуре происходит медленно, постепенно и не фиксируется этническим коллективным сознанием.
Трансцендентное – то, чтонаходитсяза пределами чувственного опыта, эмпирическогопознания.
- Синкретизм (от греч.synkretismos – соединение, объединение) – слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо.
- Субкультура узкие культурные миры, формирующиеся по профессиональному, возрастному и другим признакам, внутри которых складывается собственная система ценностей.
- Теургия – (от греч.theurgia–божественное действие, чудо) – в традиционном значении: искусство входить в связь с Богом и духами с помощью особых действий и слов. В русской философии: творческая реализация человеком божественного начала, или деятельное уподобление себя Богу-Творцу.
- Типология - способ научного показания, в основе которого лежит расчленённая система объектов и их последующая группировка с помощью обобщающей модели.
- Трансферт – заимствование внешних образцов одной культуры у другой без глубокого их внутреннего усвоения и насущной необходимости в них.
- Трансформация – совокупность явлений и процессов, поэтапно и формально ненасильственно приводящих социокультурную среду к принципиально новому качественному состоянию.
- «Третья природа» - человек как творец активно преобразующей деятельности с присущим ей значением, нормами, ценностями, идеалами, то есть смыслами.
- Универсалии культурные – своеобразные инварианты развития, элементы культуры; это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Выделяют более 70 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, запреты кровосмешения, танцы, спорт, язык, образование, обряды и др. Назначение их усматривается в том, что различные культуры должны способствовать удовлетворению базисных (физиологических, психологических и социальных) потребностей человека.
- Феноменыкультуры – сделанные человеком вещи, рождённые им мысли, найденные и используемые им средства и способы действий.
- Ценности – коллективно и индивидуально вырабатываемые определения объектов мира, направленные на выявление их культурной значимости для человека и общества.
- Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) – синоним культуры; ступень развития материальной и духовной культуры; хозяйственно-технические и социально-политические сферы предметной деятельности людей, ограниченные временными рамками и пространственными границами; состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования человека; крупные межнациональные сообщества людей, объединённых общими духовными ценностями, имеющие особые устойчивые черты в социально-политической, экономической, культурной жизни и развивающие у своих представителей психологическое чувство принадлежности к данному сообществу.
- Эвдемонизм – учение о счастье как мотиве человеческих культурных стремлений и преобразований.
- Элитарная культура – профессионально создаваемая по заказу и обслуживающая потребности правящего меньшинства культура, в рамках которой формируется особый стиль жизни.
- Эмпатия (от англ. еmpaty –сочувствие, сопереживание) - отождествление себя с объектом интереса, всецелая вовлечённость в воспринимаемое.
- Этнос (от греч.ethnos - народ, племя) – исторически сложившаяся устойчивая группа людей (племя, народность, нация), говорящих на одном языке, признающих своё единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающаяся всем этим от других народов. Культурная общность членов этноса обусловливает единство их психического склада.
- Этология (греч. ethos – обычай, нрав, характер + …логия) – биологическая наука, изучающая поведение животных в естественных условиях.
- Этос (от греч.ethos- обычай, нрав, характер) – обобщённая характеристика культуры данной социальной группы или отдельного человека, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.
- Ядро культуры – ценности, значения, символы, нормы, относящиеся к родовым свойствам, то есть являющиеся общими для всех времён и для всех обществ.
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Ухтинский государственный технический университет Кафедра истории и культуры ДОКЛАД по культурологии Студента(ки) ________ курса, __________ группы Фамилия, имя, отчество Тема_____________ Ухта 2007 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Образец титульного листа.
Приложение 2 гииМатериалы для подготовки к тестированию по культуроло
1.Госстандарт по культурологии для технических специальностей.
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная само идентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и “серединные” культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.
2. Структура АПИМ, ориентировочный список вопросов к зачёту и демонстрационный вариант
Дисциплина: Культурология
Время выполнения теста: 45 минут
Количество заданий: 20
Тематическая структура АПИМ
№ ДЕ | Наименование дидактической единицы ГОС | № задания | Тема задания |
Культурология в системе гуманитарного знания | Культурология как наука и учебная дисциплина | ||
Структура культурологии | |||
Социальные функции культурологии | |||
Культурология в системе гуманитарного знания: культурология и философия культуры, социология культуры, культурология и культур. антропология, история культуры | |||
Основные понятия культурологии | Понятие культуры, её структура и функции. Культура и цивилизация | ||
Становление и развитие культуры: культурогенез, динамика культуры | |||
Человек как субъект культуры | |||
Культура как смысловой мир человека | |||
Типология культуры | Типология культур: этническая и национальная, элитарная и массовая культуры | ||
Восточный и западный типы культуры | |||
Историческая типология культур: глобальная и локальные культуры | |||
Профессиональная культура личности | |||
Культура в природном и социальном пространстве | Культура и природа | ||
Культура природопользователя. Культурное вмешательство в природу человека | |||
Общество и культура. Духовная культура общества | |||
Культура социальной сферы жизнедеятельности общества | |||
Человек в современной культуре | Основные тенденции развития современной культуры. Культурная модернизация | ||
Культура и глобальные проблемы современности | |||
Интеллигенция в модернизирующемся обществе | |||
Постмодерн как феномен культурыXX в. |
3. Ориентировочный список вопросов к зачёту по культурологии.
(группы дневного обучения)
- Общее понятие о культуре. Культурология как наука о культуре. Актуальность данной науки.
- Культура как сложное понятие. Его основные научные аспекты. Отличие культурологии от других наук.
- Функции культуры. Понятие о контркультуре. Отношения между культурой и контркультурой..
- Три формы культуры (физическая, материальная, духовная). Их общая характеристика.
- Основные категории материальной культуры. Основы её стратификации.
- Три типа культуры (личная, коллективная, общая). Их общая характеристика..
- Культура личности. Адаптация, автоматизм, характер и опыт как формы проявления личностной культуры.
- Понятие закона в культурологии. Основные законы и методы культурологии. Культурология и культуроведение.
- Понятие теории в культурологии. Основные теории культуры.
- Культура как образ деятельности. Язык – основа культуры и деятельности. Понятие о знаке. Знаки и символы в культуре.
- Принципы (ценности), нормы и правила монологической деятельности. Понятие открытой логичности.
- Принципы (ценности), нормы и правила диалогической деятельности.
- Культура как информация. Понятие об информативной культуре.
- Текст как носитель информации. Свойства и типы текстов.
- Общая характеристика текстов официально-делового стиля.
- Справочно-информативные тексты. Их культурная типология.
- Аннотация как вторичный текст. Цели и объекты аннотирования.
- Реферат как вторичный текст. Три типа рефератов. Ценности, нормы и правила реферирования.
- Конспект как вторичный текст. Типы конспектов. Ценности, нормы и правила конспектирования.
- Основы деловой культуры. Понятие документа, его общая ценностная характеристика. Виды и типы документов.
- Понятие делового протокола. Правила современного делового протокола.
- Формы представления личностной информации в деловой и художественной культуре, их общая характеристика.
- Семья как феномен культуры.
- Ценности, нормы и правила семейной жизни в различных культурах.
- Школа как феномен культуры. Образование как культурная ценность.
- Культура и время. Общая культурологическая периодизация истории. Основы периодизации.
- Общая характеристика доисторической культуры и культуры античности.
- Общая характеристика культуры средневековья.
- Общая характеристика культуры нового и новейшего времени.
- Общая характеристика русской культуры.
- Актуальные проблемы современной российской культуры.
- Ценности и идеалы русской культуры.
- Культура и вера. Русское православие в контексте современной культуры.
Задание № 1.
В число культурологии не входит…
Варианты ответов:
- разрешение проблем социокультурной динамики
- исследование культурных кодов и коммуникаций
- анализ культуры как системы феноменов
- исследование социальной структуры
Задание № 2.
Структура современного культурологического знания включает…
Варианты ответов:
- историю культуры, социологию культуры, историческую и прикладную культурологию
- онтологию, гносеологию, этику, эстетику, философию искусства и культуры
- философскую антропологию, культурную антропологию, социальную антропологию
- цивилиографию, историю европейской и отечественной культуры
Задание №3.
Объяснительной функцией культуры является…
Варианты ответов:
- воспроизведение культурной системы изнутри
- включение объекта в контекст или общее поле культуры
- сведение к понятному
- сравнение различных объектов культуры
Задание №4.
Для терминов «историческая культурология» и «история культуры» справедливо утверждение о том, что…
- это – тождественные понятия, историческая культурология, как и история культуры изучает историю материальной и духовной культуры
- это – нетождественные понятия, историческая культурология объединяет культурологические подходы к истории культуры, она более теоретична
- существует только «историческая культурология»
- существует только история культуры, «историческая культурология» - некорректный термин, ведь «неисторической» культурологии не существует
Задание №5.
Функцией культуры, определяющей вхождение индивида в общество, является…
Варианты ответов:
- установление коммуникативных связей
- исполнение нормативных актов
- приспособление личности к окружающей среде
- социализация личности
Задание №6.
Термин «культурогенез» означает…
- период стагнации культурного развития
- период упадка в процессе культурного развития
- процесс возникновения, становления культуры
- процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры
Задание №7.
К процессу инкультурации не относится …
Варианты ответов:
- усвоение этикетных норм поведения в различных жизненных ситуациях
- включение в систему исполнения социальных ролей
- освоение ценностных ориентаций общества
- знакомство с господствующими символами, религиями, модой.
Задание №8.
Понятие, включающее в себя элементы социального и культурного наследия, передающегося от поколения к поколению и сохраняющегося в течение длительного времени, - это …
Варианты ответов:
- обычай
- ритуал
- традиция
- обряд
Задание №9.
Разновидностью культуры, сознательно ориентирующей свои материальные и духовные ценности на «усреднённого потребителя» является_________культура
- коммерческая
- массовая
- потребительская
- популярная
Задание №10.
Основанием китайской государственности является семья, которая не могла придерживаться соблюдения следующего устоя…
- праведный суд, защита «убогих» и «вдовиц» от чинимых им притеснений
- долг сына – почитать родителей
- старшие братья – питать к младшим дружеское расположение, младшие к старшим – уважение
- отец должен следовать Долгу и Справедливости, мать источать милосердие
Задание №11.
В основе древних культур лежали религиозные догматы. Укажите, догмат какой религии изложен в следующем отрывке:
«Знайте, что жизнь в здешнем мире есть обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие между вами, желание отличиться множеством имущества и детей: она подобна тем произрастаниям при дожде, которые собой пленяют земледельца, потом увядают, после того видишь их потемневшими, напоследок делаются сухими стеблями. Жизнь в здешнем мире есть только обманчивое наслаждение».
Варианты ответов:
- христианство
- буддизм
- синтоизм
- ислам
Задание №12.
В структуру профессиональной культуры не входят …
Варианты ответов:
- доминирующие формы затратно-компенсационной модели трудового поведения
- конкретные способы соединения работника с технологическим субстратом
- конкретные алгоритмы, формы и способы реализации профессиональной активности
- история, теория культуры
Задание №134.
Философская мысль провела жёсткое разграничение между природой и культурой в …
Варианты ответов:
- XVIII веке
- эпоху средневековья
- культурологии конца XX века
- древнеримскую эпоху
Задание №14.
«Отсутствует чёткая грань между природой и культурой, социальным поведением животных и социальным поведением людей», - полагают исследователи направления, называемого …
Варианты ответов:
- позитивизм
- семиотика
- философия жизни
- этология
Задание №15.
Культура передаётся…
Варианты ответов:
- посредством механической трансляции знаний
- посредством особого внебиологического механизма наследования и памяти
- через мировую художественную культуру и искусство
- по наследству ( т.е. генетически)
Задание №16. Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам – это …
Варианты ответов:
- сегрегация
- геноцид
- дискриминация
- депортация
Задание №17.
Для массовой культуры не характерно…
Варианты ответов:
- паразитирование на народной и высокой культуре
- соответствие вкусам широкой публики, доступность
- высокий уровень и качество
- принцип: «создаётся не народом, но для народа»
Задание №18.
Терпимость к чужим мнениям и верованиям называется …
Варианты ответов:
- дипломатичностью
- реакцией
- толерантностью
- молчанием
Задание № 19.
Славянофилы – это представители …
Варианты ответов:
- русского народа, старавшегося противостоять засилью Запада и наплыву в Россию инородцев
- интеллектуального движения, выступавшего против идей русской самобытности
- политического движения в России XXI века
- интеллектуального движения в России XIX века, отстаивавшего идеи русской самобытности
Задание №20.
Первые признаки художественной культуры постмодернизма возникли в …
Варианты ответов:
- американского кино 1980 – х гг.
- французской живописи 1970 – х гг.
- итальянской архитектуре в конце 1950 – х гг.
- английской музыке 1960 – х гг.
Приложение3. Образцыбиблиографическогоописания.
Библиографическое описание – совокупность данных о важнейших признаках определённого издания или публикации (автор, заглавие, место и год издания). Среди существующих способов расположения литературы для контрольной работы наиболее оптимальным является алфавитное.
Алфавитное расположение литературы в списке.
Соблюдается строгий алфавит фамилий авторов (по первой и последующим буквам). Работа одного автора располагается либо в алфавите названий работ, либо в хронологическом порядке. Труды учёных однофамильцев располагаются по алфавиту их инициалов.
Книги с одним и двумя авторам (3 и более – после 2-х – и др.).
Усамбаев А. Человек и тигр. – М.,1986 –120 с.
Фёдоров Д.И., Смирнов И.Г. Верный друг. – М., 1938 –66 с.
Петров В.А., Ивано