Анализ лирического стихотворения

· Вступление

Место лирического поэта в тенденциях развития русской поэзии и стихотворения в лирическом наследии поэта.

Характеристика лирического героя, его внутренний мир.

Общая предварительная оценка тематики, проблематики, пафоса стихотворения, вашего отношения к нему.

· Основная часть

Какое лирическое настроение является в стихотворении важнейшим?

Статично или развивается лирическое чувство?

Как, через какие этапы проходит его развитие?

Можно ли говорить о сюжете в этом произведении?

Использование изобразительно-выразительных средств языка (лексические и грамматические средства, стилистические фигуры, их роль в раскрытии образов).

Важнейшие тропы: сравнение; метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений; эпитет – красочное художественное определение, открывающее новые стороны описываемого, характеризующее его; олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками живого; гипербола – преувеличение, литота – преуменьшение.

Особенности построения (композиции).

Строфика (строфа – группа стихов в пределах большей общности (стихотворения, поэмы, романа), объединенных ритмически, системой рифм и обособленных графически). Немало стихотворений на строфы не делится.

Ритмическая организация: стихотворный размер, интонация, смысловые и ритмические паузы, логические и фразовые ударения, диктуемый стихотворным размером темп.

Какую роль играет цветовая символика, рифма?

Звукопись: аллитерации (повторение согласных звуков), ассонансы (повторение гласных звуков), анафора (единоначалия)

Присуща ли стихотворению музыкальность? За счет каких художественных средств она создается?

Если возможно и поможет выявить содержательные аспекты, определите жанровую разновидность стихотворения, учитывая его содержание и форму: элегия, сонет, послание, ода, песня, гимн и др.

· Заключение

Лирическое или объективно-исследовательское подведение итогов, обобщение сказанного.

Тематика и проблематика стихотворения: особенности воплощенных в произведении общественно-политических, философских, эстетических взглядов поэта, его воззрений на поэзию, любовь, природу, мир в целом, конкретных людей, явления; эмоции и ощущения поэта, связанные с их восприятием.

Ваши чувства, эмоции, переживания, мысли, возникающие при личностном восприятии стихотворения.

Два последних пункта обязательны для полноценного раскрытия любой темы по лирике. Раскрытие этих аспектов – важнейшая задача сочинения, высказывания, анализа, на осуществление которой должно быть направлено все их содержание, разделы.

Деление на вступительную, главную и заключительную части в этом типе ответа достаточно условно. Сам материал диктует достаточно свободную, лирическую структуру высказывания.

Не следует механически разделять и различные аспекты анализа и интерпретации. Стремитесь к целостности, последовательности, органичности истолкования объективных особенностей, присущих стихотворению, передачи субъективного отношения к нему, восприятия, оценки.

Вспомогательные функции при анализе лирических стихотворений могут выполнять сведения об основных системах стихосложения (силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая, акцентный стих), стихотворных размерах (амфибрахий, анапест, дактиль, хорей, ямб, дольник, гекзаметр и др.).

Анализ произведения малой эпической формы.

Подобный алгоритм (целенаправленная последовательность действий, в данном случае постановка вопросов) может быть использован и при анализе большинства эпических произведений малой формы.

Во вступлении нужно осветить несколько более широкие, выходящие за рамки конкретного произведения вопросы.

· Время создания произведения?

· Важен ли для автора общий характер эпохи?

· Находят ли приметы времени отражение в произведении?

· В рамки какого течения, направления можно его вписать?

· Содержательно-тематическая связь с другими произведениями того же автора.

· Общие жанровые признаки произведения, предопределяющие некоторые особенности его формы и содержания.

Основная часть — это работа с текстом произведения. Нужно обосновать выдвинутые во вступлении идеи, развить намеченные положения, проиллюстрировать и доказать справедливость суждений.

· Смысл названия.

· Есть ли особое значение, заключенное в имени героя?

· В каких жизненных обстоятельствах раскрывается характер или важнейшая черта героя?

· Как оттеняют, помогают понять героя иные персонажи произведения?

· Высказывается ли автор непосредственно о герое, проблеме, ситуации?

· Каким образом автор обосновывает свою точку зрения?

· Какие элементы сюжета и в каких сочетаниях представлены в произведении?

· Есть ли несюжетные элементы?

· Портрет, пейзаж, интерьер, костюм в произведении.

· Общая оценка композиции произведения. Наличие дополнительных средств композиции.

· Речь автора и речь героев. Их сходства и отличия в произведении.

· Наличие авторитетных, известных вам точек зрения, оценок произведения.

Вывод, заключение – наиболее краткая часть аналитического текста, обобщающая, повторная закрепляющая наблюдения оценка произведения.

Специальный вопрос, о котором всегда стоит подумать

· можно ли связать проблематику, тему и идеи анализируемого произведения с современностью, чем оно интересно, актуально для сегодняшнего дня?

Наши рекомендации