Анализ лирического стихотворения
· Вступление
Место лирического поэта в тенденциях развития русской поэзии и стихотворения в лирическом наследии поэта.
Характеристика лирического героя, его внутренний мир.
Общая предварительная оценка тематики, проблематики, пафоса стихотворения, вашего отношения к нему.
· Основная часть
Какое лирическое настроение является в стихотворении важнейшим?
Статично или развивается лирическое чувство?
Как, через какие этапы проходит его развитие?
Можно ли говорить о сюжете в этом произведении?
Использование изобразительно-выразительных средств языка (лексические и грамматические средства, стилистические фигуры, их роль в раскрытии образов).
Важнейшие тропы: сравнение; метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений; эпитет – красочное художественное определение, открывающее новые стороны описываемого, характеризующее его; олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками живого; гипербола – преувеличение, литота – преуменьшение.
Особенности построения (композиции).
Строфика (строфа – группа стихов в пределах большей общности (стихотворения, поэмы, романа), объединенных ритмически, системой рифм и обособленных графически). Немало стихотворений на строфы не делится.
Ритмическая организация: стихотворный размер, интонация, смысловые и ритмические паузы, логические и фразовые ударения, диктуемый стихотворным размером темп.
Какую роль играет цветовая символика, рифма?
Звукопись: аллитерации (повторение согласных звуков), ассонансы (повторение гласных звуков), анафора (единоначалия)
Присуща ли стихотворению музыкальность? За счет каких художественных средств она создается?
Если возможно и поможет выявить содержательные аспекты, определите жанровую разновидность стихотворения, учитывая его содержание и форму: элегия, сонет, послание, ода, песня, гимн и др.
· Заключение
Лирическое или объективно-исследовательское подведение итогов, обобщение сказанного.
Тематика и проблематика стихотворения: особенности воплощенных в произведении общественно-политических, философских, эстетических взглядов поэта, его воззрений на поэзию, любовь, природу, мир в целом, конкретных людей, явления; эмоции и ощущения поэта, связанные с их восприятием.
Ваши чувства, эмоции, переживания, мысли, возникающие при личностном восприятии стихотворения.
Два последних пункта обязательны для полноценного раскрытия любой темы по лирике. Раскрытие этих аспектов – важнейшая задача сочинения, высказывания, анализа, на осуществление которой должно быть направлено все их содержание, разделы.
Деление на вступительную, главную и заключительную части в этом типе ответа достаточно условно. Сам материал диктует достаточно свободную, лирическую структуру высказывания.
Не следует механически разделять и различные аспекты анализа и интерпретации. Стремитесь к целостности, последовательности, органичности истолкования объективных особенностей, присущих стихотворению, передачи субъективного отношения к нему, восприятия, оценки.
Вспомогательные функции при анализе лирических стихотворений могут выполнять сведения об основных системах стихосложения (силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая, акцентный стих), стихотворных размерах (амфибрахий, анапест, дактиль, хорей, ямб, дольник, гекзаметр и др.).
Анализ произведения малой эпической формы.
Подобный алгоритм (целенаправленная последовательность действий, в данном случае постановка вопросов) может быть использован и при анализе большинства эпических произведений малой формы.
Во вступлении нужно осветить несколько более широкие, выходящие за рамки конкретного произведения вопросы.
· Время создания произведения?
· Важен ли для автора общий характер эпохи?
· Находят ли приметы времени отражение в произведении?
· В рамки какого течения, направления можно его вписать?
· Содержательно-тематическая связь с другими произведениями того же автора.
· Общие жанровые признаки произведения, предопределяющие некоторые особенности его формы и содержания.
Основная часть — это работа с текстом произведения. Нужно обосновать выдвинутые во вступлении идеи, развить намеченные положения, проиллюстрировать и доказать справедливость суждений.
· Смысл названия.
· Есть ли особое значение, заключенное в имени героя?
· В каких жизненных обстоятельствах раскрывается характер или важнейшая черта героя?
· Как оттеняют, помогают понять героя иные персонажи произведения?
· Высказывается ли автор непосредственно о герое, проблеме, ситуации?
· Каким образом автор обосновывает свою точку зрения?
· Какие элементы сюжета и в каких сочетаниях представлены в произведении?
· Есть ли несюжетные элементы?
· Портрет, пейзаж, интерьер, костюм в произведении.
· Общая оценка композиции произведения. Наличие дополнительных средств композиции.
· Речь автора и речь героев. Их сходства и отличия в произведении.
· Наличие авторитетных, известных вам точек зрения, оценок произведения.
Вывод, заключение – наиболее краткая часть аналитического текста, обобщающая, повторная закрепляющая наблюдения оценка произведения.
Специальный вопрос, о котором всегда стоит подумать
· можно ли связать проблематику, тему и идеи анализируемого произведения с современностью, чем оно интересно, актуально для сегодняшнего дня?