Структура и функции культуры
Культура может быть структурирована по разным основаниям. В связи, с присущей культуре полифункциональностью, по структурной организации она представляет многоуровневую систему открытого типа (от лат. poly – много, funcito – исполнение, деятельность).
Структура общественной жизни включает следующие виды культур:
политическую
экономическую Нравственная культура
правовую
религиозную пронизывает все сферы
научную
техническую общественной жизни
художественную
Если рассматривать культуру как специфический способ освоения действительности, то главные элементы структуры культуры – знания, технологии (умения) и значимости (ценности).
Ученые используют морфологическую модель культуры, разработанную Э.И. Орловой. В структуре культуры она выделяет две области: обыденную и специализированную культуру.
Специализированная культура включает:
- культурные аспекты социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура);
- социально значимое знание (религиозная, художественная, философская, научная культура);
- каналы трансляции социально-значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура).
В обыденной культуре выделены следующие блоки:
- организационный блок (домашнее хозяйство, межличностные отношения, мораль);
- познавательный (суеверия, обыденная эстетика, «народная мудрость», практическое знание);
- трансляционный (передача культурного опыта посредством игры, бесед, советов и т.п.).
В настоящее время отмечается увеличение воздействия культуры на все сферы социальной жизни, ибо именно культура объясняет различные социальные процессы.
По отношению к обществу культура выполняет ряд функций, среди которых наиболее характерными являются: гуманистическая, познавательная (гносеологическая), аккумулирующая, информационная, компенсаторная, эстетическая, коммуникативная, духовно-охранительная, воспитательная, символическая; ценностная (аксиологическая), нормативная.
Остановимся на некоторых функциях культуры.
Гуманистическая функция (лат. humanus – человеческий, человечный) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей; функция одухотворения жизнедеятельности человека.
Аккумулирующая функция (лат. accumulato – накопление) – выполняет роль человеческой памяти, помогает сохранить наиболее важные духовные ценности и не прервать «времен связующую нить…»
Компенсаторная функция (от лат. compensatio – уравновешивание, уравнивание) – функция творческого восполнения, возмещения недоступного, утраченного.
Коммуникативная функция (от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – функция осуществляет межличностные связи во времени и пространстве. Культура выступает формой общения, где средством является язык как определенная система знаков (слова, жесты, нотная запись, рисунки и т.д.).
Эстетическая функция (от лат. aistheticos – чувствующий, чувственный) – функция эстетизации человеческой жизнедеятельности. Культура по своей природе есть эстетико-художественный феномен – стремление человека к красоте природы и человеческих отношений, к осознанию художественных произведений.
Познавательная функция – расширяет диапазон знаний в сфере общечеловеческих ценностей, способствуя развитию интеллектуальных возможностей человека.
Духовно-охранительная функция – функция духовного оберега, «иммунная» система человека и общества, способствует сохранению морально-нравственных принципов. Нарушение иммунной системы ведет к тяжелым духовным последствиям для человека и общества.
Все эти функции являются универсальными, так как они могут быть рассмотрены в аспекте любой культуры. Гуманистическая функция в этом многообразии служит доминантой, потому что выполняет роль социокультурного фильтра по отношению к негативным проявлениям цивилизационных процессов. Культура, ориентируясь, прежде всего, на человека, способствует преодолению прагматических свойств цивилизации.
Лекция 2. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
По классификации ЮНЕСКО, в современном мире существует шесть основных цивилизаций: европейская и северо-американская, дальневосточная, арабо-мусульманская, индийская, тропическо-африканская, латиноамериканская.
Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо (1736 г.):
«Религия, бесспорно, наилучшая и наиполезнейшая узда человечества; это главная пружина цивилизации; она наставляет нас и беспрестанно напоминает о братстве, смягчает наше сердце и так далее. <…> Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдались правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, – все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели».
Термин «цивилизация» (от лат. civilis – гражданский, государственный, политический), возникший в XVIII в. по смыслу совпадает с термином «культура» и является его синонимом. Но научная литература выделяет три основные позиции в отношении культуры и цивилизации: отождествления, противопоставления и взаимообусловленности. О. Шпенглер рассматривал переход от культуры к цивилизации как упадок творчества, как фаза заката культурно-исторического типа, цивилизация – это поздний этап развития единой культуры, «логическая стадия, завершение и исход культуры».
Позиция противопоставления принадлежит не только О. Шпенглеру, но и Н. Бердяеву, для которого цивилизация – «смерть духа культуры». Бердяев подчеркивает особенные черты и культуры, и цивилизации: культура – это духовное, индивидуальное, качественное, эстетическое, выразительное, аристократическое, стабильно устойчивое, иногда консервативное начало; цивилизация – это материальное, социально-коллективное, количественное, тиражированное, общедоступное, демократическое, динамично-прогрессивное, «цивилизация всегда имеет вид parvenue (фр. – выскочка), ее происхождение мирское, она родилась в борьбе с природой, вне храмов и культа».
Позицию отождествления культуры и цивилизации поддерживал З. Фрейд, полагая, что и то, и другое отличает человека от животного.
Отождествление культуры и цивилизации встречается и у Э. Тайлора: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».
Постепенно складывается несколько подходов к объяснению культуры и цивилизации и их соотношения: исторический, этнический, технико-экономический, религиозный, географический и др. Культура при этом рассматривается в различных соотношениях с цивилизацией: как общее и часть, как часть и общее, как равные по объему понятия. Но признаки цивилизации и цивилизованности общества применяются в каждом варианте к объяснению культуры.
Взаимодействие культуры и цивилизации – основа глубокого осмысления личностью и обществом своих взаимных обязанностей и ответственности. Цивилизация как более высокий этап в развитии культуры воздействует на новое понимание личностью смысла и содержания жизни, ее идеалов, норм и принципов. Цивилизованный человек сегодня – это духовно и профессионально развитый человек, образованный и воспитанный, стремящийся к творческому поиску, умело использующий в практической деятельности опыт прошлого и настоящего. В воздействии цивилизации на личность, на ее связи с обществом, состоит главное культурологическое направление цивилизационного процесса.
Сопоставление «механической цивилизации» и грядущей Культуры духа – тема очерков Н.К. Рериха.
Николай Константинович Рерих (1874 – 1947 гг.) проблему культуры и цивилизации решал с точки зрения взаимодействия духа и материи, ибо Культура есть явление духа, действующее согласно закономерностям его энергетики. «Многозначительно приходится повторять понятие о Культуре и цивилизации, – писал Н.К. Рерих. – К удивлению, приходится замечать, что и эти понятия, казалось бы, так уточненные корнями своими, уже подвержены перетолкованиям и извращению… латинский корень «Культ» имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни».
Культура, по Рериху, есть почитание Света, благоухание, сочетание жизни и Красоты; синтез возвышенных и утонченных достижений; оружие Света, спасение. Если собрать все определения Культуры, то получится синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты. Культура в отличии от цивилизации, является самоорганизующейся системой духа, действующей в согласии с уровнем и качеством энергетики этого духа.
«Культура покоится на Красоте и Знании. Растет она осознанием благословения Иерархии Света. Значит, к познаванию механистическому нужно добывать огонь сердца. В этом будет уже первое отличие Культуры от цивилизации». Рерих называет культуру «Садом Прекрасным» и на первое место выдвигает Красоту как энергетический закон гармонии духа. «Осознание красоты спасет мир», – перефразировал он Достоевского. Красоту можно познать только через культуру, энергетическое поле которой и есть источник красоты. «Где зародилась Культура, там ее нельзя уже умертвить. Можно убить цивилизацию. Но Культура как истинная духовная ценность бессмертна».
Цивилизации приходили и уходили, возникали и разрушались, в то время как вечный дух Культуры, носителем которой являлось человечество в целом, оставался, проходя свои циклы развития через многие поколения.
Заканчивая эту тему, обратимся к мнению признанного немецкого культурфилософа Г.Зиммеля:
«И ни один конфликт не существовал напрасно, если время не разрешит его, а заменит его по форме и содержанию другим. Правда все указанные нами проблематические явления слишком противоречат нашему настоящему, чтобы оставаться неподвижными в нем, и свидетельствуют с несомненностью о нарастании более фундаментального процесса … Ибо едва ли мост между предыдущим и последующим культурных форм был столь основательно разрушен, как теперь… Так выполняется настоящее предназначение жизни, которое есть борьба… Абсолютный же мир, который быть может, также возвышается над этим противоречием, остается вечной мировой тайной».