V. Продолжение чтения и анализа сказки

1.Чтение следующего отрывка (до слов: «Стало в третий раз смеркаться...»).

—Что значит следующие выражения: «стало сызнова смер­каться», «зубы начали плясать», «ударился бежать», «до животиков промерз».

—Как средний брат нес караул?

—Что он сказал домашним, когда вернулся?

—Как отец отреагировал на караул Гаврилы?

2. Чтение до слов «"Ладно", — думает Иван...».

—Объясните выражение «на печи в углу поет изо все дурац­кой мочи...»

—За что кобылица решила наградить Ивана? Каким обра­зом? Что он должен был сделать?

—Найдите описание Конька, которого обещала родить ко­былица. Объясните, как поняли, каким он будет?

—Определите рост конька. (Конек ростом три вершка — при­близительно 13 см.)

3. Чтение отрывка до слов «Много времени аль мало...».

— Какие слова и выражения вам были непонятны?
Разбираются непонятные слова и выражения.

—Прочитайте выразительно отрывок, который показыва­ет, как Иван вернулся домой.

—Как вы думаете, он действительно дурак, как сам себя называет?

—Почему же он так вел себя?

—Как старик-отец отнесся к рассказу младшего сына?

4. Чтение до слов «Вечер к ночи пробирался...».

—Объясните значение выражения «чудо разом хмель посби­ло». (Протрезвел.)

—Объясните значение выражения «так и дуют босиком». (Бегут босиком.)

—О чем рассказывается в этой части?

Как автор показывает состояние старших братьев от уви­денного?

—Что они решили сделать?

5. Чтение отрывка до слов «Братья, то есть, испугались...».

—Расскажите, как Иван обнаружил пропажу.

—Как он узнал о том, кто украл коней?

—Как он сумел отыскать воров?

VI. Итог урока

—Как вы относитесь к поступку братьев?

—Какие чувства вы испытывали при чтении сказки?

- Какие сказки вы знаете, в которых действуют три брата?
Домашнее задание: дочитать сказку до конца, подумать над ха­
рактеристиками трех братьев и кратко записать их в тетрадь,
подтверждая цитатами из текста.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания. Творческая работа

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над сказ­
кой «Конек-Горбунок». Но прежде чем мы будем читать
дальше, выполните такое задание. Дома вы должны были
подготовить характеристики трех братьев. Пользуясь сво­
ими записями, попробуйте составить краткую характери­
стику-загадку, прочитайте ее одноклассникам, а они дол­
жны отгадать, о ком идет речь.

Дети выполняют задание.

III. Чтение сказки и работа над ее содержанием

- Прочитайте сказку до слов «Между тем градской отряд...».

- Как братья провели ночь?

- Какой обычай был в той столице, как вы поняли?

- Каким образом достигался порядок при торговле?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение чтения сказки и беседы по ее содержанию

- Прочитайте о том, как Иван догнал братьев. Что они ему сказали?

- Как братья оправдывались перед Иваном?

- Как вы думаете, они сказали Ивану правду?

- Простил ли их Иван? Почему, как вы думаете?

- Прочитайте отрывок, в котором рассказывается о том, что увидел городничий, подъезжая к конному ряду.

- Как городничий увидел коней и о чем он распорядился? Прочитайте выразительно.

- Как вы думаете, почему он поехал докладывать об этом царю?

- Прочитайте разговор городничего и царя по ролям (ав­тор, городничий, царь).

- Дочитаем сказку до конца.

- Как дальше сложилась жизнь Ивана?

- Почему царь взял его к себе?

- Сбылось ли желание братьев или они остались ни с чем?

- Расскажите, к какому эпизоду сказки дана иллюстрация в учебнике.

Какие еще приключения произошли с Иваном в полном произведении? Откуда вы это узнали?

- А сейчас, ребята, вспомните всех героев сказки и скажи­те, на какие группы их можно поделить?

- Почему мы считаем это произведение сказкой? Что в ней сказочного, волшебного?

- К какому виду сказок ее можно отнести?

VI. Итог урока

- Как вы думаете, чему учит эта сказка?

- Почему она и сейчас нравится читателям? (Людям близки и понятны чувства героя сказки. В людях всегда ценились такие качества, как смелость, настойчивость, верность, доброта, честность. В сказке выражена житейская муд­рость.)

- На памятнике П.П. Ершову написано: «Автор народной сказки «Конек-Горбунок». А на какую народную сказку она похожа?

Домашнее задание:вспомнить произведения А.С. Пушкина; по желанию прочитать сказку П.П. Ершова целиком.

Урок 12. А.С. Пушкин. Стихи

Цели: продолжить ознакомление с творчеством А.С. Пуш­кина; учить понимать и правильно читать стихи поэта; приви­вать любовь к природе, к поэзии; развивать память, воображе­ние, речь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте «птичьим базаром».

Собирайтесь вокруг меня все старушки, молодцы и

молодушки.

Садитесь на шесток, кто на лавку, да не делайте давку!

— Прочитаем медленно; с ускорением; с замедлением тем­
па; выразительно.

III. Изучение нового материал
1. Вступительная беседа.

Учитель читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина. И шепотом рассказывать мне станет О мерувецах, о подвигах Бовы... От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы.

- Кто из вас знает, помнит, откуда строки, которые я про­
читала? (Эти строки из стихотворения А.С. Пушкина
«Сон.)

— О ком рассказывает поэт? (О няне. Он любил слушать ба­бушку и няню Арину Родионовну - самых близких его сердцу людей. Будущий поэт очень любил слушать страшные ис­тории, хотя и очень боялся.)

- Что вы помните об этом замечательном писателе?

2. Рассказ учителя.

Пушкин! Имя этого величайшего русского поэта сопровож­дает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, уже повторяем наизусть со слов старших: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Мир пушкинских стихов, прозы, сказок о злой царице-мачехе, или скромной, доброй царевне, о смешном и доверчивом бесенке, обманутом ловким Балдой, или царе Додоне, который в моло­дости обижал соседей и был в конце жизни за это наказан, живет с нами и позже, в школьные годы.

Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей...

В творчестве Пушкина отразилась вся человеческая жизнь, со всеми ее радостями и страшными, удивительными и смеш­ными событиями. И все это увлекает и волнует так, как будто происходит на самом деле, сегодня.

В самом деле, то, что пишет Пушкин, похоже на волшебство. Читая его, мы замечаем, что он пишет удивительно понятно — простыми словами, короткими, выразительными фра-i.iми. Язык его прозрачен, чист и ясен. Но за простыми слова­ми — великая мудрость. Пушкина можно перечитывать много раз и каждый раз по-новому снова и снова радоваться, удив­иться и повторять вслед за поэтом:

...И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу...

3. Чтение текста о детстве А.С. Пушкина на с. 66—67.

- Прочитайте текст самостоятельно, про себя.

— Что вам непонятно?

4. Словарная работа.

— Что такое акра? (Дугообразное перекрытие проема в стене
или пролета между двумя опорами, сооружение в виде боль­
ших ворот такой формы.)

—Что такое рампа? (Низкий барьер вдоль авансцены, закры­вающий от зрителя осветительные приборы, направлен­ные на сцену.)

—Как вы понимаете выражение «дышал стихами»?

IV. Физкультминутка

Наши рекомендации