Этническая и национальная культура
Подходы к понятию «культура»
Просвет-кое поним. культуры: К — мир разума. Сфера чел-ого начала в чел-ке в противоположность стихийному, животному. Два аспекта: 1) сред-во возвышения чел.; 2) реально сущ-ий образ жизни людей. Аксиологический подход (из первого аспекта): К — мир ценностей. Исходит из того, что культура есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинства чел. и способ. их развитию, поэтому не всякий рез. деят-ти чел-ого разума может называться достоянием культуры. Культура есть совокупность лучших творений человеческого духа. Но —в разных культурах разные, зачастую противоположные ценности. Антропологический подход (из второго аспекта): культура — мир чел. К. охватывает все, что отличает жизнь чел-ого общества от жизни природы, вкл. все, что создано людьми и характеризует их жизнь в определенных истор-их условиях (описательный уклон). Недостаток обоих подходов: называют проявления и стороны культуры, но не объясняют сущности.
Информационно-семиотическая концепция культуры
Культура выступает как:
1) мир артефактов, или мир человеческой деятельности. Артефакты — продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные людьми предметы и явления (вещи, мысли, способы действий). Человеческая деятельность отличается от действий животных:
• свободным целеполаганием, заранее представляется результат труда;
• созданием специальных средств деятельности и их совершенствованием. Закон «оборачивания средств в цели»: средства становятся самостоятельными целями.
2) мир смыслов. Человек вносит в свои творения нечто специфически человеческое — наделяет смыслом предметы и явления. Нельзя понять предмет отдельно от культуры. Виды смыслов:
Знания — информация о свойствах объекта. Ценности — фиксированные в человеческом сознании характеристики отношения к объекту. Регулятивы — правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свою жизнь.
3) мир знаков. Знак — предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Явления культуры — знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых зашифрована социальная информация, т. е. вложенное в них людьми значение, смысл.
4) Культура — особый тип информационного процесса. Культура в человеческом обществе — то же, что и информационное обеспечение в компьютере. У животных носителем информации является тело, опыт отдельной особи не передается потомству; у человека есть надбиологическая форма хранения информации, включающая язык, память, программы. Культура — социальная информация, сохраняемая и накапливаемая в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств.
Функции культуры
1. Информационная — культура как информационное обеспечение общества, отвечающее за сохранение общественного опыта.
2. Адаптивная — культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Человек является «биологически недостаточным» животным, которое вынуждено, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную среду. Чем меньше зависимость человека от природы, тем больше его зависимость от культуры.
3. Коммуникативная — культура формирует средства человеческого общения; культура — условие и результат общения людей.
4. Интегративная — культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность скрепляется своей культурой.
5. Социализации — культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. Социализация — процесс усвоения индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли, и результат этого процесса.
Этническая и национальная культура
Народ — объединяется общей историей, которая сохраняется в социальной памяти — культуре.
• Этногенетическая общность — этнос: социальная группа людей, которых объединяет этническое самосознание — сознание своей генетической связи с другими представителями группы (историческая наследственность).
• Этносоциальная общность — нация: этносоциальная общность, имеющая общее семиотическое поле — систему общеизвестных всем ее представителям знаковых средств (язык, нормы поведения, символика и т. п.), которые обеспечивают взаимопонимание и повседневное взаимодействие.
Сравнение национальной и этнической культуры
Этническая культура: исходный базис национальной культуры; зависит от природной среды, отражает вековой опыт народной жизни, ведения хозяйства. Усваивается с детства в жизненном опыте общества. Сохраняет архаичные нормы жизни, тяготеет к замкнутости. Стремится к сохранению локальных особенностей быта, поведения и т. п.
Национальная культура: Развивается на основе письменности и образования, воплощается в литературе, искусстве, науке, философии, социально-политическом и технологическом развитии,
Овладение национальной культурой не достигается само собой, а требует обучения. Средоточие — город. Открыта переменам, впитывает достижения других культур. Нивелирует локальные различия.